Данная монография посвящена исследованию роли антропоморфных артефактов в жизни людей и в истории человеческой культуры.
Особое внимание уделено «идеологии антропоморфизма», которая позволяет использовать антропоморфные игрушки в целях «социального конструирования», то есть для формирования и развития «пространства личности» ребенка, осознания им своего «Я», противопоставленного «Другому», преодоления возрастного этапа «аутизма», формирования гендерной, социальной и этнокультурной принадлежности и желательных стандартов поведения.
Автором проанализирован широкий круг источников: обрядовые, магические и религиозные практики, примеры из мемуарных, литературных и современных источников (пресса, массмедиа, реклама,
кино). Основу исследования составляют материалы автора, относящиеся к русской традиции и включенные в широкий круг кросскультурных параллелей.
Книга предназначена для специалистов по социальной и культурной антропологии и будет полезна представителям смежных дисциплин — от кросскультурной психологии и философской антропологии до этнолингвистики, а также широкому кругу читателей.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕАМБУЛА...............................................................................7
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................9
ФУНКЦИИ КУКЛЫ В КУЛЬТУРЕ..................................................9
Предмет исследования, его цели, задачи и методы...............9
Современные концепции вещи и куклы как вещи................ 18
Историография, обзор литературы и анализ источников......20
НАЗВАНИЯ И РАЗНОВИДНОСТИ КУКОЛ......................................29
Типология конструктивных
особенностей куклы в русской традиции................................29
Лингвокультурный анализ понятия ≪кукла≫..........................44
Кукла и другие антропоморфные объекты: чучело и пугало........................................................................................50
КУКЛА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
АНТРОПОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ..............................................55
БЕСПОЛОСТЬ И АНДРОГИННОСТЬ КУКЛЫ.................................55
Гендерная маркированность куклы..........................................55
Андрогинность антропоморфных
артефактов в разных культурах...............................................57
Куклы как символические двойники и близнецы......................62
РОЛЬ КУКЛЫ В ОНТОГЕНЕЗЕ......................................................66
Манипулятивные функции куклы...............................................66
Роль куклы в процессе формирования ≪Я ≫.............................71
Кукла как фактор активного диалога с миром...........................81
КУКЛА КАК ФЕТИШ.......................................................................86
Антропоморфные фетиши в разных культурах..........................87
Антропоморфные фетиши в роли медиатора.............................90
Магические функции антропоморфных фетишей......................92
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ КОНТЕКСТЫ...................................................97
СОТВОРЕНИЕ МИРА И ЧЕЛОВЕКА...................................................97
Человек как кукла в мифах творения...........................................97
Отражение мифов творения в ритуальных практиках..............102
ГЕРОЙ И БОГ.................................................................................104
Культурные герои, культы предков и локальные божества.......105
Символика парциальности в переходах ≪божество — культурный герой≫..........................................................................................109
ОБРЯДОВЫЕ КОНТЕКСТЫ..............................................................117
КУКЛА КАК АНАЛОГ ЧЕЛОВЕКА В ОБРЯДОВЫХ СИТУАЦИЯХ..........117
Семейно-окказиональная обрядность.........................................118
Свадьба 121.
Похороны и поминки 137.
Проводы в дальний путь 140.
Лечебные практики 151.
Календарная обрядность..............................................................152
Зимние праздники 153.
Весенне-летняя обрядность 161.
КУКЛА КАК ОБРЯДОВЫЙ ИЛИ ПРАЗДНИЧНЫЙ СИМВОЛ.................181
ИГРОВЫЕ КОНТЕКСТЫ....................................................................193
КУКЛА В ДЕТСКИХ РОЛЕВЫХ ИГРАХ...............................................196
Изготовление куклы.......................................................................196
Кукла в контексте детских игровых практик................................202
Детские игровые домики и города 205.
Кукольные игры в свадьбу и похороны 212.
КУКЛА В СИСТЕМЕ СОЦИОВОЗРАСТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ.............220
Куклы и чучела в молодежных подшучиваниях и розыгрышах....223
Куколки в коммуникативных практиках с символикой заигрывания....................................................................................225
ФЕНОМЕН КУКЛЫ И ПРОБЛЕМЫ
ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ....................................................229
КУКЛА КАК ПРОЯВЛЕНИЕ СИЛОВЫХ ЛИНИЙ КУЛЬТУРЫ...................230
Кукла в рамках антиномии природы и культуры.............................231
Антропоморфная символика в объектах культуры.........................238
Кукла в литературных и художественных контекстах....................246
«ФЕНОМЕН КУКЛЫ» И СОЗДАНИЕ «НОВОГО ЧЕЛОВЕКА»................266
К дилемме божественного в человеке и человеческого в божестве...........................................................................................268
Кукла как инструмент социального конструирования....................283
Современные антропоморфные игрушки и формирование идентичности ребенка 289.
Формирование политических имиджей, общественного мнения и маркетинговые стратегии 294.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................301
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................................307
Неопубликованные документы........................................................335
Видеоиздания...................................................................................336
Электронные ресурсы.......................................................................341
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.....................................................................344
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ....................................................................345