ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН - Новости

http://iea-ras.ru/index.php?go=News&in=view&id=1291
Распечатать

Семинар по медицинской антропологии и биоэтике 2 марта

 Уважаемые коллеги!

Очередной семинар по медицинской антропологии и биоэтике (рук. д.и.н. В.И. Харитонова), посвященный теме «Человек и животные: вопросы биоэтики», состоится 2 марта (четверг) в 16.00 в Кабинете-музее этноархеологии им. С.П. Толстова (19-й этаж). 


Гости нашего семинара:

Магдалена Кожевникова – к.ф.н., научный сотрудник Института философии РАН,

Харлампий Пантелеевич Тирас – к.б.н., доцент, проректор по научной и инновационной работе Пущинского естественно-научного института

Они представят доклады:

Кожевникова М. «Животные и философы. Постгуманизм».

С 70-х гг. XX в. на Западе начинают развиваться современные движения в защиту животных. В докладе будут представлены некоторые основные подходы в этой области: П. Сингера (равенство интересов человека и животных, отрицание «видового шовинизма»), Т. Регана (животные как субъекты жизни), Г. Франсиона (аболиционизм – отмена рабства животных), Д. Харавэй (животные как неравные партнеры, марксистские категории труда). Позиции авторов различаются, но их объединяет неизбежность изменения способа мышления человека о животных.
В последние десятилетия распространение получают animal studies – критические интердисциплинарные исследования об отношениях человека и животного. Animal studies играют важную этическую роль в качестве ангажированной науки. Они также смещают привычный фокус с человека на другие живые существа.
Развитие генетики, нейронауки и биотехнологии последовательно нивелирует последние утверждения о границе, отделяющей человека от остальных животных. Био-арт, соединение искусства и науки, также стирает межвидовые границы.
Мировая наука неизбежно переходит от антропоцентризма к постгуманизму – новой научной парадигме.

Тирас Х.П. «Этика биологии vs биоэтика, или как устроен мир с точки зрения биолога».

Гуманитарные проблемы биологии сегодня ставятся и решаются философами и антропологами. При этом в стороне остаются задачи и проблемы собственного этоса биологии, который рассматривает проблематику «человек – животное» с позиции человека и биолога. Для биолога нет проблемы места человека в природе: наш вид равен миллионам других видов живых существ – принцип биодемократии. При этом основной вопрос этики биологии: «бить или не бить» – как путь к исследованию сущности объекта: наблюдение (натуралистика) или эксперимент (естество-испытание).
Этика, по определению, со-временна своему времени. Этика биологии также определяется современной технологией: если XIX и XX вв. были временем доминирования эксперимента («Знание – сила» как девиз экспериментального подхода к природе), то в XXI в. цифровые технологии сегодняшней биологии делают реальным возрождение этики натуралистов эпохи Гете и Линнея, наступает время компьютерной натуралистики.
Гете предлагал посмотреть на мир «с точки зрения растения», чтобы понять, как оно устроено. Наверное, пришло время прямого диалога биолога и мира, если мы хотим понять, что биологи думают о своей науке и работе. Этика биологии гораздо более гуманна, чем она может представляться «со стороны».
Если ХХ в. характеризовался первым синтезом наук внутри естественников или гуманитариев (биологии и химии, биологии и физики, этнологии и экономики, экономики и социологии), то XXI в. – время синтеза естественных и гуманитарных наук, результатом чего является например, экология. Этика биологии – также пример будущего синтеза гуманитарного и естественнонаучного знания: биологии, психологии и философии.

Адрес мероприятия:

Москва, Ленинский проспект, 32А (Кабинет-музей этноархеологии им. С.П. Толстова, 19 этаж).

Обращаем ваше внимание, что в здании Академии наук осуществляется строгий пропускной режим, поэтому для включения Вас в список на вход необходимо прислать на  адрес medanthro@mail.ru свои ФИО не позже утра вторника (28 февраля). 
                                                                 


| 27.02.2017 02:33