ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН - Новости

http://iea-ras.ru/index.php?go=News&in=view&id=1669
Распечатать

Отчет о Северном семинаре 24 января

  24 января на Северном семинаре ИЭА РАН выступила д.и.н., г.н.с. Центра гуманитарных проблем Баренц региона – филиала ФГБУН Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр РАН» Ирина Алексеевна Разумова.



В ее докладе на материалах российской социальной сети «ВКонтакте» были рассмотрены кибер-сообщества кольских саамов. В качестве исходного положения И.А. Разумова отметила, что Интернет является не только инструментом универсализации, но поддерживает культурное разнообразие, способствует укреплению групповой идентичности и формирует связи различного типа между онлайн- и оффлайн-сообществами и институтами. С социологической точки зрения, в виртуальном пространстве Интернета формируются особые социальные структуры, которые образованы отношениями между модераторами и пользователями веб-сервисов, самими пользователями и между участниками онлайн-сообществ. Атрибуция веб-ресурса как «этнического», согласно избранному подходу,  осуществлялась путем соотнесения с эмпирически описываемыми элементами содержания, значениями и назначением информации. Этническая идентификация сайта, портала, кибер-группы происходит по названию, языку, декларируемой цели и контенту, на основании которого можно делать выводы о смысловом (идейном) наполнении и функциях.

В ходе исследования, которое проводилось по проекту РФФИ «Новые технологии и социальные институты коренного населения Российской Арктики: возможности и риски», было проанализировано 13 групп в социальной сети «ВКонтакте», тематическая направленность которых связана с презентацией культуры кольских саамов. По организационному основанию и соотношению с оффлайновыми общностями группы распределились на несколько типов: 1) представляющие общественные объединения, организации, фонды, союзы; 2) созданные муниципальными учреждениями культурного профиля; 3) созданные благодаря индивидуальным инициативам кибер-активистов; 4) созданные коммерческими организациями и частными предпринимателями с рекламной целью; 5) созданные для обсуждения отдельных культурных инициатив и аспектов культуры. В зависимости от типа представительства и целей администраторов складывается конфигурация функций сообщества.


























Основной функцией всех типов групп, исключая рекламно-коммерческие сообщества, является утверждение и трансляция кибер-этничности. Цель достигается через актуализацию родного языка, фольклорно-мифологических сюжетов и образов, ландшафтных, растительных и животных символов (неоспоримое первое место занимает олень), элементов материальной культуры и других известных идентификаторов, которые активно «обыгрываются» на страницах виртуальных сообществ.

Состоялась заинтересованная дискуссия вокруг основных выводов доклада, суть которых отражают следующие тезисы. Виртуальные сообщества, позиционирующие себя как саамские, полифункциональны и способствуют социальной коммуникации и интеграции на разных уровнях – территориальном, этническом, межнациональном, межинституциональном, межличностном. Текстовый, аудио- и визуальный контент разносторонне, хотя и неравномерно, демонстрирует традиционный этнокультурный комплекс и систему современных представлений о нем, а также свидетельствует о значительных усилиях саамской общественности по актуализации традиционной культуры и использованию ее в качестве экономического ресурса. Наиболее острые дискуссии вызывают коммерциализация саамской символики и ее «профанация». Анализ контента не выявил дискурсивных или реализуемых иными способами националистических тенденций. Отсутствует выраженная политизированность. Тематика обсуждений свидетельствует о высокой значимости правовых аспектов жизни саамов, проблем актуализации культурного  наследия и социализации саамской молодежи.



| 25.01.2019 00:00