ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН - Новости

http://iea-ras.ru/index.php?go=News&in=view&id=1808
Распечатать

Цикл семинаров «Академический текст» в ИЭА РАН

   26 июня в ИЭА РАН начался цикл семинаров «Академический текст».



Первое занятие, проведенное профессором Д.А. Функом, было посвящено рассмотрению принципов поиска журналов, работы с редакциями в качестве автора и рецензента, а также базовым условиям/принципам написания рецензий для профильных периодических изданий.

Людям, вращающимся в академическом среде, приходится регулярно иметь дело с написанием текстов: тезисами докладов, мотивационными письмами, научными статьями, рецензиями и т.д. Такие тексты создаются для разных журналов, разной аудитории и в разных жанрах.

Повсеместно распространена практика, в рамках которой автор пишет статью, а затем долгое время ищет издания, куда эту статью можно отправить. Такой вариант является не самым оптимальным, поскольку многое зависит от редколлегии конкретного издания и ее требований. Значительная часть написанных и отправленных по вышеуказанному принципу статей отбраковываются редактором в самом в начале работы.

Большое значение в выработке навыков анализа литературы и написания собственных академических текстов играет умение писать рецензии на статьи и книги. Порой встречается мнение, что аспирант не имеет морального и профессионального права писать рецензии на работы коллег, продвинувшихся выше по карьерной лестнице. Однако в западной практике жанр рецензии является отличным вариантом научной публикации именно для молодых ученых. Такая практика помогает набраться опыта и включиться в научный процесс.


Не менее важное значение имеет умение выбрать журнал, с которым планируется сотрудничество. Производить отбор можно используя международные базы индексирования журналов, в частности базы Scopus (scimagojr.com). Это позволяет понять, какие журналы и темы находятся в топе, какой рейтинг имеют выбранные издания. Также важно учитывать такие критерии выбора, как состав редколлегии конкретного журнала, его публикационные условия, личная заинтересованность тематикой издания, фактор платности/бесплатности публикаций и т.д.

Д.А. Функ также особо остановился на характеристике основных принципов, которые следует учитывать при написании рецензий (peer-review) на научные статьи:

– сразу отвечать на приглашение редакции журнала выступить в роли рецензента; работать быстро и не затягивать с подготовкой рецензий;
– обращать внимание на условия конфиденциальности и не афишировать свое авторство (что может привести к конфликту интересов);
– учитывать контекст статьи и уровень осведомленности ее автора;
– озвучивать только конструктивную критику, которую легко воспринять и учесть;
– в случае, если автор не является носителем языка – удерживать собственное внимание на теме исследования, а не на грамотности текста;
– в начале работы сопоставлять введение и заключение рецензируемой статьи, обращая внимание на соответствие/несоответствие заявленных целей и задач с полученными результатами;
– проверять наличие доказательной базы фактов, излагаемых в статье;
– и не забывать хвалить автора, если для этого есть повод.
Впрочем, у каждого журнала есть свои требования к рецензированию статей. Важно выстраивать свой текст в соответствии с этими требованиями.

В ходе семинара Д.А. Функ дал несколько домашних заданий, связанных с написанием рецензий на научные статьи, рассказал, что следующий семинар будет посвящен проблеме написания рецензий на книги и ответил на вопросы слушателей.




Ангелина Власенко | 27.06.2019 13:00