ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН - НОВОСТИ

http://iea-ras.ru/index.php?go=News&in=view&id=2330
Распечатать

Среднеазиатско-кавказский семинар 28 декабря

Уважаемые коллеги!
 
В понедельник, 28 декабря в 17.00 состоится заседание
Среднеазиатско-Кавказского семинара ИЭА РАН на тему «Культ  Хаджи  Бекташа  Вели и традиционная картина мира бекташи и алевитов (Турция, Балканы)».



С докладом выступит Юрий Анатольевич Аверьянов, кандидат исторических наук, доцент,старший научный сотрудник Института востоковедения РАН.

Основными текстами письменной традиции бекташи являются деяния святых (тур. менакыб-наме), которые обычно принято называть «книгами святости» (вилайет-наме или велайет-наме). Эти произведения состоят из отдельных групп сюжетов, зачастую имеющих близкие параллели в других традициях (от гностического и «народного» христианства вплоть до тантрического буддизма и даосизма). Именно из этих «мистических биографий» стало известно о сообществе суфиев под названием «хорасанские эрены», чьи представители, переселяясь из Хорасана и Средней Азии в Малую Азию и на Балканы приносили с собой такие культурные феномены как ритуальный танец-сама, духовные стихи-нефесы, почитание гробниц-мазаров и те или иные формы общежития в дервишеских обителях-текке, а также набор легенд, связанных с личностями святых-вели (эвлийа).

Наряду с членами суфийских братств-тарикатов, в эпоху монгольских завоеваний и позднее на территорию нынешней Турции переселялось значительное количество странствующих дервишей-каландаров, абдалов и других, несших с собой свои культурные практики и формы богопочитания. В самой Малой Азии, как и на Балканах, издревле проживало много представителей различных гностических сект (павликиане, богомилы, тондракиты), склонных к религиозному синкретизму и признанных еретиками со стороны официальной церкви. В горах Курдистана образовался странный симбиоз из местных верований и крайних течений шиитского ислама – так называемые секты гулат (ахл-и хакк, али-илахи), также ставшие участниками культурного процесса, в результате которого в Османском государстве мы сталкиваемся со своеобразным дуализмом: с одной стороны – признанный властями суфийский «орден» бекташийа, взявший под свой духовный патронаж янычарский корпус, а с другой стороны – разрозненные общины кызылбашей (которых позднее стали именовать «сельскими бекташи» или алевитами), возглавляемые семействами наследственных наставников-деде.  В докладе на примере фигуры Хаджи Бекташа Вели будет показано как эволюционирует культ святого, и что вкладывают его последователи в свое понимание его образа, как этот образ эволюционирует в их сознании в зависимости от нужд и чаяний того или иного времени.
 
Ссылка на встречу
Meeting ID: 481 392 3389
Passcode: 725328

| 24.12.2020 00:00