ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН - НОВОСТИ

http://iea-ras.ru/index.php?go=News&in=view&id=2331
Распечатать

Отчет о семинаре Группы по истории этнологии и антропологи 24 декабря

24 декабря на семинаре Группы по истории этнологии и антропологии состоялась презентация коллективной монографии «Детский мир» Ушинского и западноевропейская учебная литература: диалог дидактических культур / под ред. М.В. Тендряковой. СПб.: Издательство
«Образовательные проекты». 2020.



Докладчики:
Артемова Юлия Александровна – к.и.н., доцент Учебно-научного центра социальной антропологии РГГУ; Тендрякова  Мария Владимирована – к.и.н., с.н.с. Центра азиатских и тихоокеанских исследований, доцент Учебно-научного центра социальной антропологии РГГУ.
 
На семинаре присутствовали и участвовали в дискуссии: М.М.Керимова, М.В.Тендрякова, Ю.А.Артемова, Ю.Д.Анчабадзе, И.А.Аржанцева, М.К.Любарт, О.И.Брусина, А.А.Сирина, Л.Т.Соловьева,  О.Б.Наумова,  А.Н.Кожановский, Е.А.Сорокина,  О.Ю.Артемова, О.Л. Милова  и др.  
 
История создания одного из самых известных отечественных учебных пособий –«Детского мира» К.Д. Ушинского – открывает  перед нами широкую панораму учебной литературы конца XVIII–XIX веков.  В ней звучит многоголосый диалог учителей и наставников, представителей разных школ, поколений и стран. Данная монография – это попытка исследовать, как во взаимодействии с западноевропейской учебной литературой создавались наиболее известные отечественные учебники для начального обучения грамоте. Что было взято на вооружение Ушинским, а что отвергнуто?

Как адаптировались к российским реалиям содержание учебных материалов и форма его подачи? Как отразили отечественные пособия творческие контакты России с педагогами других стран во второй половине XIX – начале XХ в.? Во всех этих вопросах дидактика теснейшим образом переплетается с проблемами, которыми занимается социальная антропология. За трансформацией переводимой на русский язык учебной литературы, за творческими заимствованиями отдельных текстов или тем, которые перекочевывали из немецко- или англоязычных учебников в пособия русских авторов, прежде всего в «Детский мир» – стоят традиционные представления о мире, с которым надо познакомить ребёнка, а также и сам образ ребёнка и представления о том, как «преодолеть» детство и из маленького человека вылепить взрослого.

| 25.12.2020 03:29