ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
22.03 | Cимпозиум «Актуальные проблемы антропологии Ибероамерики»
22.03 | Сотрудники ИЭА РАН в мировой науке и университетском образовании
22.03 | Заседание этноэкологического семинара
21.03 | Новинки библиотеки
21.03 | Новый номер "Вестника антропологии" на сайте ИЭА РАН
15.03 | Новые поступления в Этнографический музей ИЭА РАН
14.03 | Изменения в расписании лекций
14.03 | Заседание Этноэкологического семинара
14.03 | Миграционные настроения в Крыму низкие
14.03 | Крымский референдум 3 года спустя: межнациональные отношения
МЫ НА Facebook
СЕРИЯ НАРОДЫ И КУЛЬТУРЫ
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
ФОТОГАЛЕРЕЯ

 Новости

Интервью
25-летие Закона «О реабилитации репрессированных народов». Комментарии экспертов ИЭА РАН
Вторник, 05 Апрель 2016

  25 лет назад, 26 апреля 1991 года, Верховный Совет РСФСР принял Закон «О реабилитации репрессированных народов». Одни считают его большим достижением на пути к демократизации российского общества, другие - катализатором процессов раскола общества начала 90-х годов.

Фото: Октябрь 1999 год, Ингушетия. В лагере беженцев в Суженском районе вблизи станицы Орджоникидзевская. Фото_ТАСС

«Это важный закон, - говорит экс-министр по делам национально­стей, ныне замдиректора Института этнологии и антропологии РАН, член Совета при Президенте РФ по меж­национальным отношениям Владимир Зорин. - Он был принят на излете СССР, когда все стремились исправить ошибки сталинизма. В новых исторических условиях закон еще раз подтвердил Указ Президиу­ма Верховного Совета СССР от 1956 года о политической реабилитации репрессированных народов».
 
Закон поставил точку в при­знании государством ошибки в своих действиях и дал гарантию неповторения их в будущем. Помимо этого, ведущий научный сотрудник ИЭА РАН Валерий Степанов считает, что закон внес в общественное созна­ние мысль о неприемлемости совер­шения каких-либо массовых акций в отношении людей по любому группо­вому признаку и утвердил аксиому: никто и никогда не имеет права рас­пространять вину отдельных людей на весь народ, весь род и всю фамилию.

Так, благодаря изменению обще­ственной атмосферы те же первая и вторая чеченские кампании уже не воспринимались россиянами как межнациональные конфликты. У россиян все же доминировало пред­ставление, что в основе «кавказской войны» лежит противостояние госу­дарству определенных сил, которые под конфессионально-этническим прикрытием и по подсказкам из-за рубежа преследуют свои корыстные интересы, угрожающие территори­альной целостности России. И в том, надо признать, заслуга этого закона, которая, по мнению специалистов, компенсирует целый ряд его недо­статков. И в частности то, что его скорее можно отнести не к «рабочим лошадкам», а к законам-декларациям.
 
«МИНА ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ»

Есть у закона и минусы. В силу де­кларативности он не был оснащен необходимыми механизмами для реализации. А кроме того, породил у своих адресатов неоправданные ожидания благодаря заложенной в статье 6 «мине замедленного дей­ствия». В ней идет речь о восста­новлении национально-территори­альных границ, существовавших до их «антиконституционного насиль­ственного изменения». На первый взгляд, намерение справедливо. Но оно совершенно не учитывает новые реалии, к которым привело движение населения и изменение его состава. Механическое возвра­щение одних людей на прежние места жительства неизбежно на­рушает права других, уже не один десяток лет проживающих на этой территории.

Эксперты считают, что закон в определенной степени способство­вал и неуправляемому развитию событий осенью 1992 года в Пригородном районе Северной Осетии, где произошли столкновения с ин­гушской стороной. Это единствен­ный на постсоветском пространстве конфликт, который в чистом виде можно назвать межнациональным. Требования о возврате территории звучали и раньше, но закон подвел под них юридическую базу. В во­оруженном противостоянии погиб­ли 600 человек... Это пример, как важно выверять в правовом акте каждую мысль, слово и запятую, ибо за лихие кавалерийские наско­ки в законотворчестве реальные люди платят своей кровью.

Непроработанность закона дала о себе знать сразу же. Научный руко­водитель Института этнологии и ан­тропологии РАН Валерий Тишков вспоминает: «В 1992 году я в каче­стве министра по делам националь­ностей РФ докладывал депутатам о реализации закона. Отметил его де­фекты и слабости. На меня покатили бочку: «Ваше дело исполнять, а то мы на вас дело заведем». Борис Ель­цин с Гельмутом Колем тогда подпи­сал меморандум, где прямо говори­лось о восстановлении государства или республики немцев Поволжья. Мне поручили это сделать. А как? Невозможно. Кто виноват? Законодатели и их правовое обеспечение. В числе спорных также статьи 6 и 4 о привлечении к ответственности за «агитацию или пропаганду» в целях воспрепятствования реабилитации репрессированных народов.

Каждый документ несет на себе отпечаток эпохи, в которой он принимался. Эмоции в начале 90-х били через край. Парламентариев пьянил воздух свободы. В нем носились мечты о самоуправляемости каждой территории, о приватизации в широком смысле, в том числе и власти. Сыграло свою роль и то, что закон создавался в парадигме советского представления о разделении наро­да на республиканские нации, а не граждан одного государства. От­сюда, с одной стороны, упоминания о «равных правах» народов, что в мировой юриспруденции восприни­малось анахронизмом. С другой - в нем нашли отражение зачатки совре­менного, гражданского подхода, выразившиеся в зачислении казачества в число репрессированных народов.

Примерно в то же время шла ра­бота над законом «О реабилитации жертв политических репрессий», принятым через полгода, а в 1993 году поправкой в закон №1107-1 его действие распространили на депор­тированных лиц. Уникальность си­туации в том, что они на одну тему, но выражают различные юридиче­ские взгляды: один ориентируется на неопределенную группу людей, а второй - на отдельных граждан. Собственно, в таком тандеме прак­тически и реализуется закон о ре­прессированных народах.

Кстати, недавняя инициатива председателя президиума Россий­ского конгресса народов Кавказа Алия Тоторкулова о введении административной ответственности за оправдание депортации народов Кавказа вполне перекликается с 4-й статьей закона. Как это воспринимать? «Разумеется, позиция людей, которые оправдывают сталинские репрессии, заслуживает осужде­ния, - говорит Владимир Зорин. - Однако я убежден, что принятого государством документа, который дает правовую и моральную оценку такой политике, вполне достаточно. Если мы начнем вводить меры ад­министративной или уголовной от­ветственности за ошибочные взгля­ды, то уподобимся тем людям, ко­торые вводили, например, закон на Украине об отрицании голодомора».

Оппоненты закона убеждены, что он был принят, чтобы подхлестнуть «обиженную этничность» и стравить народы для разгрома СССР. При его обсуждении встает тема о причинах и мотивах репрессий, что подливает керосина в огонь.
 
ФАКТОР ЭТНИЧНОСТИ

Еще одной взрывоопасной статьей замдиректора ИЭА РАН Роман Старченко называет статью 11 о культурной реабилитации, вклю­чающей замену топонимики: «Во­прос очень деликатный, а он будет непременно поднят после издания Указа Президента РФ о реабили­тации крымских народов. Значит, нужно либо механизм конкретный прописать, либо предложить парал­лельные названия (что де-факто на полуострове уже имеет место), и только на основе общественного консенсуса. Одно дело - поставить рядом две таблички с настоящим и прежним названиями, как в городе Энгельс Саратовской области, дру­гое - все перевести на немецкий язык, как в Азовском районе Ом­ской области в 90-е годы... что вы­звало негативную реакцию местно­го населения».

Фактор этничности в повестке дня вышел на первое место и ис­пользуется как инструмент расша­тывания ситуации в России. Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфлик­тов Института этнологии и антро­пологии РАН констатирует, что определенные оппозиционные силы пытаются использовать этничность для реализации своих политиче­ских интересов. «В этом отношении предстоящие выборы в Госдуму вы­зывают определенную тревогу, - за­мечает Владимир Зорин. - Сейчас перед властью стоит важная за­дача - не допустить, чтобы этни­ческая мобилизация и этнический фактор стали предметом дешевых популистских игр. Одна из главных целей Стратегии государственной национальной политики РФ до 2025 года - содействие формированию российской общегражданской на­ции и поддержка этнокультурного развития всех народов».

Источник: http://www.russia-today.ru/article.php?i=1830

Автор: Людмила Глазкова
Прочитали: 108 раз

Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное


Читайте также:
  • Д.Д. Тумаркин. Чем я занимался бы в науке, будь мне 25
  • Заседание Комиссии по зачислению
  • А.В. Головнёв. Чем я занимался бы в науке, будь мне 25
  • Д.А. Функ. Чем я занимался бы в науке, будь мне 25
  • В.А. Липинская. Чем я занималась бы в науке, будь мне сейчас 25

    Вернуться назад
  • ПОИСК
    ИНДЕКС ЦИТИРОВАНИЯ




    Общее число публикаций организации в РИНЦ9426
    Суммарное число цитирований публикаций организации76657
    Число авторов389
    h-индекс (индекс Хирша)103
    g-индекс184
    i-индекс18
    Позиция в рейтинге российских научно-исследовательских организаций по индексу Хирша
    39
    Показатели цитируемости работ сотрудников

    КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
    «« Март 2017 »»
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 31
    24.03.2017
    КНИЖНАЯ ПОЛКА
    КТО НА САЙТЕ
    Посетителей на сайте:
    Анонимов: 262
    Пользователей: 0
    © ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН 2013—2014