ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
27.05 | Конференция молодых ученых «Актуальные вопросы этнологии и антропологии» в ИЭА РАН
26.05 | Онлайн-заседание семинара «Исследования визуальной культуры» 28 мая
24.05 | Юбилеи научных сотрудников ИЭА РАН
24.05 | Ураза-байрам 2020
24.05 | Вебинар исследовательской группы антропологии инвалидности 29 мая
23.05 | Проект НИР «Восстановление облика павших воинов» Лаборатории антропологической реконструкции ИЭА РАН
22.05 | Онлайн-заседание Американского семинара МАЭ, ИЭА и СПбИИ РАН 29 мая
21.05 | Вебинар Центра медицинской антропологии ИЭА РАН 22 мая
19.05 | Образы России и мира в фотоколлекции Д.Н. Анучина. Этнографический альбом
18.05 | Видео заседания семинара Исследования визуальной культуры 16 мая
МЫ НА Facebook
СЕРИЯ НАРОДЫ И КУЛЬТУРЫ
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
ФОТОГАЛЕРЕЯ

 Новости

Жизнь института
  Отчет о заседании Семинара городской антропологии 17 апреля
Вторник, 28 Апрель 2020
  17 апреля состоялось
внеочередное заседание Семинара городской антропологии.



Дмитрий Доронин (ШАГИ ИОН РАНХиГС) выступил с докладом «Алтай: гетеротопия спасения в больной стране?». Доклад был посвящён особенностям социальной ситуации (реактуализации мифологических представлений и связанных с ними практик) вокруг COVID-19 в Республике Алтай – до 16 апреля это был единственный регион без случаев заражения.

За последние два месяца пандемии «сетевая реакция» (фейки, шутки, панические, «экспертные» и конспирологические обсуждения и страхи в Интернете) становится предметом пристального внимания социальных антропологов, исследователей ньюслора, интернетлора и фольклора катастроф. Так, в докладах группы МАФ (ШАГИ) многообразие этой реакции анализируется через выявление основных её типов: например, тексты стандартных «сетевых страхов», общие для большинства, если не всех охваченных пандемией регионов, могут рассматриваться как страхи «эпидемиологического апокалипсиса», «цифрового апокалипсиса» и «экономического апокалипсиса».

Помимо типичного в реакции на эпидемию и сопряжённые с ней социальные проблемы в регионах может быть значимой и специфическая реакция. Такое, например, произошло в Республике Алтай, где особенности культуры коренного населения (религиозные и мифологические её составляющие) стали основой того, что названо в докладе «мифологической реакцией», в ней можно выделить два основных аспекта.

а) «Знаки конца». Во-первых, ожидание эпидемии и её начало на Алтае актуализировали традиционные эсхатологические представления – например, о катастрофических айгулах и знаках калгачы чак – ‘последнего века’ (алт.). Такую мифологическую реакцию можно также рассматривать как местный пример «фольклора катастроф», поскольку она регулярно возникает в ответ на всякое крупное катастрофическое (природное и социальное) событие не только на самом Алтае (землетрясения, наводнения, аномальный град, вырубка леса), но и далеко за его пределами (война в Украине, лесные пожары и пр.). Катастрофы интерпретируются как знаки наступления калгачы чак и выстраиваются в ряд эсхатологических стихий-айгулов.

Проявляясь как эсхатологический знак, катастрофа реактуализирует и другие мифологические представления как интерпретации происходящего, например, социальные и артефактные знамения последнего века – так мифологическая реакция усиливает саму себя. Очередное катастрофическое событие запускает социальное припоминание и новый цикл мифологической реакции. Реакция кумулятивно усиливается, если подряд случается несколько крупных событий, как это и произошло на Алтае.

Не охватывая всего населения, мифологическая реакция становится всё же весьма распространённым и заметным социальным явлением – от устных слухов (табыш) до обсуждения в соцсетях и заявлений религиозных лидеров и неме билер улус – ‘знающих людей’ в СМИ. Наиболее типична она среди коренного населения (тюркских народов Алтая) – шаманистов и сторонников Ак Jаҥ – алтайской ‘Белой веры’, но выплёскивается и за границы Республики. Такие выплески, которые можно назвать «протуберанцами реакции», были особенно заметны в 2012-ом году, когда на Алтай, поближе к горе Белуха, съезжались и строили себе бункеры ожидающие скорого конца света из других регионов РФ и стран Европы; здесь нужно кратко сказать о втором аспекте мифологической реакции.

б) «Гетеротопия спасения». Во-вторых, ожидание эпидемии и сам факт того, что Республика Алтай оказался последним регионом страны без вируса, актуализировали мифологические представления об Алтае как земле исключительного статуса, чрезвычайно важной для всей планеты.

Широко распространённые среди алтайцев представления об Алтае как jердыҥ киндиги – ‘пупе земли’ или центре, сердце Земли, представления об Алтае как земле, которая охраняет и спасает и которую, соответственно, надо хранить и спасать («то, что случается на Алтае – отражается затем на всей планете») оказались подтверждёнными этим случайным (или не случайным, с точки зрения верующих алтайцев) событием.

Мифологическая реакция развивалась в этом случае по следующей логике. «То, что случается на Алтае – отражается затем на всей планете». Но что случилось на Алтае сейчас? Алтай оказался последней сохранившейся «чистой землёй», какой он и воспринимается в мифологических представлениях шаманистов и сторонников Белой веры. Это актуализировало как представления о духовных хранителях Алтая (его духи-хозяева – ээзи, божество Алтай Кудай, «алтайская принцесса»), так и призывы и практики его ограждения.

Такая мифологическая реакция проявлялась в разных социальных стратах и этноконфессиональных группах в каждом случае со своей спецификой: так, медийные личности (депутат Курултая или известный городской религиозный лидер) обращаются к «алтайской принцессе» как легитимирующему сверхъестественному авторитету.

В отличие от мифологической реакции местных «политических верхов» в «низовой, вернакулярной среде» (алтайские блоггеры, молодёжные национальные группы) обсуждения могут запускаться геополитическими опасениями, связанными с возможной катастрофической депопуляцией алтайцев и утратой статуса Республики. Мифологические представления об исключительности Алтая как «земли спасения» гибридизируются здесь с охранительным дискурсом КМНС, итогом становятся практики прямого, «физического ограждения» Алтая – петиции и письма от граждан к властям о закрытии границ Республики, практики осуждения, ограждения и надзора применительно к спасающимся на Алтае «COVID-беженцам» из других регионов.

Практики ритуального, «символического ограждения» Алтая реактуализируются в мифологической реакции религиозных лидеров (шаманов и жрецов-jарлыкчы Ак Jаҥ) их последователей. Шаманские оградительные обряды курчу (создания защитного пояса-кур вокруг Алтая и его народа), традиционные общинные моления мÿргÿÿль (Jажыл бÿр и Сары бÿр), о значении которых закономерно вспоминают в ожидании и наступлении эпидемии, соседствуют с экологическим дискурсом, призывами к народу, а также с трансформированными (применительно к вирусу) приёмами ритуальной коммуникации. В шаманской логике вирус может восприниматься как невидимый, превышающий человека силами, опасный агент, но в то же время он является частью природной реальности. Поэтому в контексте эпидемии среди шаманистов запускаются не только охранительные, но и коммуникативные обменные ритуальные практики: по отношению к вирусу используются давно известные мифологические модели и практики коммуникации с духами. Как и в случае негативного для человека действия духов пандемия трактуется как ситуация дисбаланса, нарушения нормы отношений между разными мирами, для исправления чего и требуется шаман или проведения общинного ритуала Белой веры.

Таким образом, мифологическая реакция не ограничивается лишь реактуализацией эсхатологических представлений, но и включает в себя представления и практики вокруг Алтая как «земли спасения». Ведь вслед за калганчы чак наступает следующая, светлая эпоха, в которой предстоит жить выжившему остатку людей и животных.

Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ, проект № 18-09-00744 «Современные сакральные практики освоения социальных ландшафтов на южном Алтае».


 Автор:
 Прочитали: 41 раз
Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное


Читайте также:
  • Онлайн-заседание семинара «Исследования визуальной культуры» 28 мая
  • Юбилеи научных сотрудников ИЭА РАН
  • Вебинар исследовательской группы антропологии инвалидности 29 мая
  • Проект НИР «Восстановление облика павших воинов» Лаборатории антропологической реконструкции ИЭА РАН
  • Онлайн-заседание Американского семинара МАЭ, ИЭА и СПбИИ РАН 29 мая

    Вернуться назад
  • ПОИСК
    ИНДЕКС ЦИТИРОВАНИЯ



    Число публикаций на elibrary.ru 12344
    Число публикаций в РИНЦ 11150
    Число публикаций, входящих в ядро РИНЦ 2808
    Число цитирований публикаций на elibrary.ru 120448
    Число цитирований публикаций в РИНЦ 101327
    Число цитирований из публикаций, входящих в ядро РИНЦ 12915
    Индекс Хирша по всем публикациям на elibrary.ru 124
    Индекс Хирша по публикациям в РИНЦ 116
    Индекс Хирша по ядру РИНЦ 19
    q-индекс 209
    i-индекс 18
    Число авторов 413
    Число авторов, зарегистрированных в Science Index 173
    Показатели цитируемости работ сотрудников

    КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
    «« Май 2020 »»
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30 31
    29.05.2020
    КНИЖНАЯ ПОЛКА
    © ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН 2013—2020