ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
17.07 | С Днем этнографа!
12.07 | Материалы XII Конгресса антропологов и этнологов России
11.07 | Семинар по медицинской антропологии 13 июля
29.06 | XII Конгресс антропологов и этнологов России
26.06 | V Всероссийский научно-практический симпозиум «Медицинская антропология в нестабильном глобализирующемся мире»
16.06 | Научно-практическая конференция в МДН
14.06 | В Ил Тумэне обсудили реализацию закона об этнологической экспертизе
14.06 | Семинар «Молодежное фольклорное движение (МФД) как опыт обращения к истокам русской культуры»
13.06 | Монография под редакцией В.А. Тишкова и Е. И. Филипповой награждена дипломом
06.06 | Презентация книги Ирины Аржанцевой «Хорезм. История открытий и исследований. Этнографический альбом»
МЫ НА Facebook
СЕРИЯ НАРОДЫ И КУЛЬТУРЫ
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
ФОТОГАЛЕРЕЯ

 Новости

СМИ о нас
Китайский соц-арт: провокация - их кредо (ФОТО)
Четверг, 12 Декабрь 2013

 Герои Юэ Миньцзюня улыбаются на площади Тяньаньмэнь, рядом с портретами Великого китайского вождя – Мао Цзэдуна.

По словам китаеведа, научного сотрудника Института этнологии и антропологии (ИЭА) РАН Ольги Курто, "баловаться" с политическими атрибутами, а уж тем более с образом Мао Цзэдуна, становится модно

 5 февраля 1989 года посетители выставки, посвященной современному искусству Китая, смотрели на молодую девушку с дымящимся пистолетом в руках. Это был перфоманс студентки Шанхайского художественного института Сяо Лу.
 

  Доброе лицо с открытой улыбкой. Таким на пропагандистских плакатах времен Культурной революции изображали первого председателя КНР и лидера Коммунистической партии Китая (КПК) Мао Цзэдуна. В то время любое проявление творческой индивидуальности могло быть воспринято как "контрреволюция".

Предпосылки для возникновения новых направлений в искусстве начали складываться в Китае после смерти Мао Цзэдуна в 1976 году. Возникло, постепенно оформилось и стало популярным в 1990-е годы направление в искусстве, называемое китайским соц-артом (политическое искусство). Бунт против догматизма, трафаретных поступков и мышления - таковы основные идеи художников этого направления. Китайский соц-арт совместил американский поп-арт Энди Уорхола и китайские реалии. Его инструменты – ирония, гротеск, вольная трактовка событий, эклектика.

 В современной китайской живописи соц-арт представлен произведениями целого ряда художников. Культовым представителем этого направления считается Чжан Сяоган. В своих произведениях художник демонстрирует коллективный характер китайского общества. Все люди на его полотнах похожи друг на друга и выглядят одинаково спокойно. Как говорит Чжан Сяоган, под маской спокойствия его персонажей скрываются эмоциональная напряженность, глубокие переживания. А вот герои портретов другого китайского художника - Юэ Миньцзюня, напротив, смеются во все тридцать два зуба.
 

На полотнах часто мелькает и сам художник. Это его гротескные портреты. В реальной же жизни Миньцзюнь улыбается крайне редко. Сам художник сказал:

"Я хочу спрятать плохие мысли и чувства за улыбкой, как делают многие китайцы".


Герои Юэ Миньцзюня улыбаются на площади Тяньаньмэнь, рядом с портретами Великого китайского вождя – Мао Цзэдуна. По словам китаеведа, научного сотрудника Института этнологии и антропологии (ИЭА) РАН Ольги Курто, "баловаться" с политическими атрибутами, а уж тем более с образом Мао Цзэдуна, становится модно:

"Художники не желают просто работать в стол. Провокация становится их кредо. А что может быть более провокационным в китайском обществе, чем игра с узнаваемыми политическими деятелями или атрибутикой? И наиболее ярким образом становится Мао Цзэдун. Для мастера он - беспроигрышный вариант. С одной стороны, это вызывает горячую дискуссию в китайском обществе. С другой, Мао – образ, известный также и на Западе. Любопытно же узнать, что делают с образом вождя на его родине? За рубежом о художнике начинают говорить, вместе с известностью он получает и возможность выражать свои чувства и мысли на холсте. Личность художника нередко воспринимается как "узник совести", жертва, которую преследуют на родине".

 Первым, кто начал экспериментировать с традиционными образами Мао Цзэдуна, стал Ван Гуани. На изображение Мао, взятое с пропагандистских плакатов, Гуани наложил черные линии, а привычный яркий красный фон заменил серым.

Работу художника прокомментировала Ольга Курто:

"Ван Гуани заставил зрителя по-новому взглянуть на образ, который так долго расценивали как вождя и бога".

Его работа была представлена на той самой выставке в Пекине в 1989 году. Через 20 лет – в 2009 году - на аукционе в Лондоне картина Ван Гуани "Мао" будет продана за 4.1 миллиона долларов США.

Противоречивость и неоднозначность оценок как самого Мао, так и его свершений, становятся благодатной почвой для раздумий и творческого поиска художников. Скульптор и художник Хуан Янь, например, наносит на портреты и бюсты великого вождя узоры китайской традиционной живописи. Фотограф Тянь Тайцюань делает целый ряд фото, на которых его модели с головой закопаны в значки и красные маленькие книжицы с цитатами Мао. "Это моя интерпретация десятилетия Культурной революции", - говорит фотограф.

По наблюдениям Ольги Курто, художники направления соц-арт часто выбирают один образ и работают с ним на протяжении долгого времени:

"Художники перестают стремиться к разнообразию, они просто сменяют антураж. Так, фотограф Ши Синьнин на известные фотографии прошлого века пририсовывает изображение китайского лидера: Мао Цзэдун и Британская королева, Мао Цзэдун с Уинстоном Черчиллем, Теодором Рузвельтом и Иосифом Сталиным на Ялтинской конференции… Молодой художник Чжоу Лу работает в духе аниме, изображая лысого ребенка с политической атрибутикой. Братья Гао стали скандально известными благодаря серии скульптур с Мао. Как ни крути, многие современные китайские художники однообразны в своей манере. Они долго работают над своим персональным стилем, потом просто копируют и тиражируют эти образы из работы в работу".

 Китайские художники, которые работают в направлении соц-арт, у себя на родине известны довольно узкому кругу людей. Их работы выставляются в небольших частных галереях, в арт-кварталах Пекина, Шанхая и Гонконга. Зато их с радостью принимают на международных биеннале современного искусства в Берлине, Венеции, Сан-Паулу, а в последнее время - и в Москве. 

Заграничный успех некоторых мастеров вызывает неоднозначную реакцию в Китае. Признавая Мао Цзэдуна великим политиком, совершившим ошибки, многие не готовы принимать произведения искусства, которые настолько отличаются от канонических изображений первого председателя КНР. Однако время, так или иначе, всегда заставляет новые поколения переосмысливать привычные символы и образы.

Юлия Козлова


12 декабря 2013 года

Подробнее см.: http://rus.ruvr.ru/2013_12_12/Kitajskij-soc-art-provokacija-ih-kredo-6996/#255470963

Источник: Голос России
Прочитали: 96 раз

Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное


Читайте также:
  • Круглый стол "Миграционная политика и национальная безопасность"
  • Известия: воссоздана внешность фельдмаршала Суворова
  • В Москве открылась выставка «Индейцы Амазонии: украшения и оружие»
  • Заседание Комиссии по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики
  • Путешествие в Югру. О подлинной жизни северных народов мир узнаёт из её книг.

    Вернуться назад
  • ПОИСК
    ИНДЕКС ЦИТИРОВАНИЯ




    Общее число публикаций организации в РИНЦ9426
    Суммарное число цитирований публикаций организации76657
    Число авторов389
    h-индекс (индекс Хирша)103
    g-индекс184
    i-индекс18
    Позиция в рейтинге российских научно-исследовательских организаций по индексу Хирша
    39
    Показатели цитируемости работ сотрудников

    КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
    «« Июль 2017 »»
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
         1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30
    31
    21.07.2017
    КНИЖНАЯ ПОЛКА
    КТО НА САЙТЕ
    Посетителей на сайте:
    Анонимов: 308
    Пользователей: 0
    © ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН 2013—2014