ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
15.11 | Научно-практическая конференция на базе общественной организации «Таджикская диаспора “Нур”»
15.11 | Присуждение Демидовской премии академику В.А. Тишкову
14.11 | Мероприятия в Гагаузии к юбилею М.Н. Губогло
13.11 | Научная конференция «Ценностные вызовы глобализационных процессов: между традицией и новацией» в Перми
12.11 | Заседание Северного семинара 15 ноября
12.11 | Благодарность директору ИЭА РАН М.Ю. Мартыновой от Н.Н. Миклухо-Маклая
10.11 | Фильм Алексея Вахрушева "Книга моря"
09.11 | Отчет о VI международном интердисциплинарном научно-практическом симпозиуме «Медицина и (со)общества...»
09.11 | Отчет о проведении XIV международной школы медицинской антропологии и биоэтики
08.11 | Отчет о заседании Учёного совета ИЭА РАН 6 ноября
МЫ НА Facebook
СЕРИЯ НАРОДЫ И КУЛЬТУРЫ
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
ФОТОГАЛЕРЕЯ

 Новости

Интервью
  Предложение "о графе "национальность": обзор дискуссии
Четверг, 19 Февраль 2015
 Проф. Владимир Зорин (ИЭА РАН):
"Графа "национальность" является наследием советского периода, предложение Жанны Ивановой носит скорее виртуальный характер"

Предложение "о графе "национальность": обзор дискуссии

   Мы публикуем на нашем сайте обзор дискуссии в СМИ по поводу предложения члена Совета Федерации, единоросса Жанны Ивановой вернуть графу "национальность" в паспорте. В качестве эксперта в дискуссии принял участие доктор политических наук, заместитель директора ИЭА РАН, член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям, профессор Владимир Зорин.

   Ещё раз обращаем внимание на то, что позиция института этнологии и антропологии РАН может не совпадать с суждениями, транслируемыми СМИ.

* * *

Новый вариант возвращения графы «национальность» может оказаться компромиссным

18 февраля 2015, 19:20

Деловая газета «Взгляд»

Текст: Александр Чаусов

   Новый вариант законопроекта, дарующего гражданам РФ право указывать свою национальность в паспортах, вызвал шквал обвинений. Дело дошло до формулировок типа «потакание сепаратистам» и «разжигание межнациональной розни». Действительно ли так страшна подобная инициатива?

   Жаркие споры вокруг законопроекта «Об обеспечении для граждан Российской Федерации конституционного права на определение и указание национальной принадлежности» ведутся с начала февраля, когда проект был подан на рассмотрение в Госдуму членом Совета Федерации от Сахалинской области Жанной Ивановой. Суть её инициативы в том, чтобы обеспечить россиянам право на национальное самоопределение, закрепленное в Конституции. Это особо подчеркивается в преамбуле документа, крайне холодно встреченного не только депутатами, но и многими СМИ. В среду депутат Иванова вновь попыталась ответить на обвинения, при этом подчеркнув, что отзывать законопроект не намерена.

   Национализм по-советски

   Инициатива Ивановой сразу натолкнулась на жесткую критику. Некоторые эксперты, такие как, например, замдиректора Института этнологии и антропологии РАН, член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Владимир Зорин, указали на то, что «графа «национальность» является наследием советского прошлого», то есть пресловутой «пятой графой в паспорте».

   В свою очередь зампред думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Дмитрий Вяткин заметил, что «национальный вопрос крайне деликатный, особенно в такой многонациональной стране, как Россия», после чего призвал для начала «посоветоваться с общественностью».

   При этом болезненная (а по мнению некоторых – подрывная) тема «русского национализма» применительно к законопроекту экспертами прямо не поднималась, но очевидно витала в воздухе. Другое дело, что итоги переписи населения 2002-го и 2010 годов дали довольно внятный ответ на «русский вопрос»: соответственно 79,3% и 77,71% от указавших свою национальность посчитали себя русскими. Подрыва государственных устоев после этого никто не обнаружил.

   По словам самой Ивановой, ее законопроект «совсем не про русский национализм». Проблема заключается, в первую очередь, в идентичности малых народов. Таких, например, как сахалинские нивхи. Эти народности в силу своей малочисленности подвергаются постоянной угрозе потери национальной самоидентификации. По словам сенатора, на их желании обозначить свою национальность некоторые предприимчивые граждане делают деньги не совсем законным путем. Продавая, например, такой «документ», как «паспорт национальности». Никакой законной силы этот «паспорт» не имеет, но те же нивхи охотно платят и за него.

   Также вспоминается случай с «удивительными приключениями тувинца в Петербурге». Свидетельство о временной регистрации некоего Кудерека Соскала сочли подделкой. Во время рассмотрения дела пришлось доказывать, что он россиянин, а Тува – это республика в составе РФ, причем прокурор прямо заявила, что «официально национальности тувинец не существует». Дело приняло весьма пикантный оборот, поскольку самый известный в нашей стране тувинец – это глава Минобороны Сергей Кужугетович Шойгу.

   «Закон о национальной принадлежности», по мнению его автора, должен, в том числе, предотвратить и такие правовые коллизии.

   Печать вместо графы

   Отдельное опасение, как уже говорилось выше, вызывают некоторые аналогии с советскими порядками. В СССР «пятая графа» была обязательной, и хотя конфликтов на почве этой самой графы было немного, она нередко всплывала и применительно к т.н. «государственному антисемитизму» (недопуску евреев в некоторые учебные заведения), и ввиду выдачи разрешений на эмиграцию в Израиль.

   Попытка вернуться к такому порядку была предпринята депутатами от КПРФ Владимиром Кашиным и Владимиром Федоткиным относительно недавно – в марте 2014-го. Парламентарии внесли на рассмотрение Думы законопроект, дававший право гражданам переделывать свои паспорта, внося в них специальные графы «национальность» и «вероисповедание». Закон был отклонен, поскольку финансовое бремя по выпуску новых документов возлагалось на федеральный бюджет.

   В нынешнем проекте закона все и с финансовой, и с процессуальной точки зрения несколько иначе. Речь не идет о выпуске новых паспортов с отдельными, специализированными графами. По желанию гражданина ему в ФМС ставят отдельный штамп. Это упрощает порядок обозначения национальности и значительно ускоряет процесс получения обновленного документа.

   Второй важный момент – желание гражданина должно быть подкреплено финансовыми обязательствами. Все издержки на изготовление штампа с отдельным регистрационным номером и его транспортировку из федерального органа власти в регион берёт на себя сам гражданин посредством уплаты пошлины. Что, кстати, может послужить дополнительной защитой от появления «орков», «гномов» и «гоблинов» с «эльфами». Подобной клоунады, кстати, опасаются многие эксперты и журналисты, благо во время переписи она себя вполне проявила. Понятно, что платить за подобного рода развлечения с собственными паспортами готовы далеко не все граждане РФ, обладающие искрометным юмором. Так что и без того малый процент орков и хоббитов будет практически полностью остановлен уже на подступах к отделам Федеральной миграционной службы. В то же время понятно, что пошлина с граждан снимет финансовое бремя с федерального бюджета.

   Защита «от дурака»

   Тем не менее ряд практических проблем, с которыми придется столкнуться в рамках правоприменительной практики, всё же есть. Например, где грань между национальной идентичностью и цирком на тему «орков»?

   Помимо выплаты пошлины, обозначен в проекте и ряд других механизмов по защите «от дурака». Первое – это свидетельство о рождении гражданина с указанием национальности родителей. Штамп будет ставиться, исходя из идентификации отца или матери – по выбору. Это тоже существенно упрощает процедуру. Однако графа «национальность» заполнена далеко не во всех свидетельствах о рождении.

   Второй момент – это пункт законопроекта, в котором говорится о «разумной обоснованности... при соотнесении гражданина к определенной национальной общности». Понятно, что критерий «разумная обоснованность» очень широк, но это еще один удерживающий механизм.

   Третье – это применение общепризнанных наименований национальных и этнических общностей. И такие списки национальностей, кстати, есть. Например, «Алфавитный перечень национальностей и этнических наименований», утвержденный Госкомстатом РФ в 2002 году. Тут, правда, стоит оговориться, что по итогам последней переписи населения уже появились новые «национальности». Например, казаки, которые прежде относились к русской этнической группе. На сегодняшний день в среде казачества существуют неформализованные течения, утверждающие, что у них отдельная национальная принадлежность. В рамках «русского национального дискурса» это куда большая проблема, чем «орки» и «гоблины».

   Однако последний механизм защиты связан с непобедимой российской бюрократией. Чисто теоретически гражданину могут нарисовать в паспорте, что он «орк», «казак» или «гоблин». Но для этого необходимо отдельное решение суда. Понятно, что в случае принятия закона страну может ожидать ряд очень интересных судебных процессов. Но, опять же, каков процент тех, кто захочет в индивидуальном и судебном порядке доказывать, что его культурная, религиозная и историческая принадлежность непосредственно сопряжена с Урук-Хаем, а исповедует он поклонение Горку и Морку?

   Дело пахнет рыбой

   В итоге закон действительно будет реализовывать право гражданина на национальную самоидентификацию в полном соответствии с Конституцией РФ. Никакого «разрушительного национализма» в проекте при этом не прослеживается. А равно – советской «пятой графы», поскольку логика закона говорит именно о праве, а не об обязанности указывать свою национальность.

   Определенные трудности могут вызвать «альтернативные национальности», но и здесь предусмотрен ряд механизмов бюрократического сдерживания. Ну а малым народам такая графа, судя по всему, действительно нужна, причем не только в рамках защиты от тотальной ассимиляции. К примеру, для коренных малых народностей Севера современное законодательство устанавливает различные льготы, включая квоты на добычу рыбы и охотничий промысел. А вот юридического подтверждения того, что человек является представителем КМНС, попросту не существует. В судах северных районов немало дел именно по установлению национальной принадлежности.

   В целом же есть версия, что само по себе указание национальности (в том числе и в паспорте) вовсе не ведет к разжиганию национальной розни, а, скорее, наоборот – повышает уровень и национального самосознания, и межнационального уважения. Так что закон как минимум не вреден, а может оказаться и весьма полезным в сложном межнациональном диалоге, который идет в России уже многие годы.

   Подробнее см.: http://www.vz.ru/society/2015/2/18/730269.html

* * *

В Госдуму внесен законопроект о возвращении в паспорт графы "национальность"

3 февраля 2015 г.

NEWSru.com

   В паспорта россиян может вернуться так называемая пятая графа - информация о национальности владельца. С инициативой вернуть данный пункт в российский документ выступила член Совета Федерации, единоросс Жанна Иванова. Проект закона уже внесен в Государственную думу РФ и направлен председателю нижней палаты парламента, сообщается на официальном сайте законодательного органа.

   Как говорится в сопроводительном документе, графа не будет обязательной: указать национальность в паспорте или в свидетельстве о рождении ребенка можно будет по желанию. "Основанием для проставления отметки о национальной принадлежности лица является письменное заявление данного лица о проставлении такой отметки", - сообщается в пояснительной записке.

   Чтобы получить запись о национальности, нужно будет оплатить пошлину. Отметка также может быть аннулирована по письменному заявлению гражданина. При этом заявление сможет писать только гражданин, признанный дееспособным.

   Критериями определения национальности будут являться родной язык, традиции и обычаи, культура, религия, родство и "проживание в соответствующей этнокультурной среде". В случае если эти критерии будут признаны необъективными, гражданину в проставлении соответствующей отметки в паспорте может быть отказано. Еще одной причиной для отказа является случай, когда человек хочет вписать в паспорт национальность, которая отличается от указанной в свидетельстве о рождении.

   В пояснительной записке указывается, что сведения о национальной принадлежности лица в паспорте гражданина РФ не проставляются до настоящего времени, в том числе и по причине того, что до сих пор не принят федеральный закон "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ".
   "До введения в действие нового федерального закона об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, внесенный законопроект может разрешить важнейшую задачу по определению и указанию национальной принадлежности гражданина РФ в официальных документах", - отмечается в документе.

По мнению автора законопроекта, нововведение позволит реализовать закрепленное в Конституции право на определение и указание своей национальной принадлежности и будет способствовать сохранению самобытности "каждой национальной (этнической) общности многонационального народа России", а также "гармонизации межнациональных отношений в стране и укреплению единства нации в целом".

Эксперты полагают, что закон вряд ли будет принят

   Отметим, что предложение вернуть графу "национальность" в российские паспорта звучит далеко не впервые. С аналогичной инициативой в марте 2014 года выступали депутаты Госдумы от КПРФ Владимир Кашин и Владимир Федоткин. Как писала "Независимая газета", депутаты внесли проект, в котором предлагалось добавлять в паспорта граждан по их желанию графы "национальность" и "вероисповедание". Инициатива, как следует из информации на сайте Госдумы, была отклонена комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству, поскольку замена паспортов потребовала бы затрат из средств федерального бюджета.

   По мнению экспертов, законопроект не будет принят и в этот раз, несмотря на то, что теперь предполагается, что расходы будут оплачивать сами граждане. Такое мнение, в частности, выразил в интервью "Коммерсанту" зампред думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Дмитрий Вяткин. По его словам, затронутый сенатором вопрос - "крайне деликатный, особенно в такой многонациональной стране, как Россия".
   Директор Центра миграционной политики НИУ Высшая школа экономики Ольга Чудиновских в беседе с РИА "Новости" выразила сомнение, что инициатива сенатора получит ход на федеральном уровне.

   Замдиректора Института этнологии и антропологии РАН, член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Владимир Зорин напомнил, что графа "национальность" является наследием советского периода, и высказал мнение, что предложение Ивановой является неконструктивным. По мнению Зорина, оно "носит скорее виртуальный характер".

   Председатель общественного совета при ФМС России Владимир Волох отметил, что не видит острой необходимости в принятии законопроекта, но готов согласиться с инициативой, если национальность будет указываться по желанию гражданина. По его мнению, смысл данного проекта - сохранение культурной памяти малочисленных народностей.
   "Представители малых народностей часто сетуют, что их не знают, поэтому выступают за то, чтобы указывать национальность в документах", - пояснил он.

   Отметим, что практика внесения национальности в паспорт существовала в СССР. Гражданину при получении документа предлагалось на выбор указать национальность отца или матери. При этом человек мог определять свою национальную принадлежность только из числа официально признанных народов, проживавших на территории СССР. Список национальностей СССР был составлен в 1924-1926 годах, его принимала Комиссия по изучению племенного состава (КИПС), следует из информации, приведенной в книге "Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии". Национальность указывалась в пятой графе паспорта.

   При этом, по данным современников, наличие данного пункта способствовало дискриминации по национальному признаку. Притеснениям подвергались представители таких народов, как евреи, немцы, крымские татары. В 1990 году данная графа была отменена.

   Отметим, что сейчас в России национальность может быть указана только в одном документе - в свидетельстве о рождении, причем национальность не ребенка, а только его родителей и только по их желанию. Помимо этого, национальность называют участники переписи населения, однако никаких критериев для ее определения не существует и человек волен обозначить себя как угодно - даже назваться хоббитом или эльфом.

   Последняя перепись населения России состоялась в 2010 году. Из более чем 142 миллионов человек русскими себя назвали более 110 миллионов, татарами - свыше пяти миллионов, украинскую национальность указали два миллиона, башкирскую - полтора.

   Список всех национальностей РФ можно посмотреть в документе "Алфавитные перечни национальностей и языков", который был утвержден в 2002 году (приводится на сайте "Демоскоп").

   Подробнее см.: http://www.newsru.com/russia/02feb2015/nationpasport.html

* * *

Зорин: графа "национальность" в паспорте - наследие советского периода


 МОСКВА, 2 фев — РИА Новости
  
   Предложение о возвращении графы "национальность" в паспорт неконструктивно, носит скорее виртуальный характер, заявил замдиректора Института этнологии и антропологии РАН Владимир Зорин.
   Он отметил, что у людей со времен СССР остались разные воспоминания о "пятой графе" в паспорте, для некоторых эта графа ставила определенные ограничения

   Опрошенные РИА Новости эксперты считают, что предоставление россиянам права указывать в паспорте свою национальность никак не скажется на гармонизации межнациональных отношений, но может способствовать сохранению этнического самосознания малочисленных народов страны.

   Законопроект, позволяющий гражданам по собственной инициативе указывать в российском паспорте и свидетельстве о рождении свою национальность, внесен в Госдуму членом Совета Федерации Жанной Ивановой.

   Наследие советского периода

   Замдиректора Института этнологии и антропологии РАН, член совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Владимир Зорин в беседе с РИА Новости отметил важность того, что сенаторы уделяют большое внимание гармонизации межнациональных отношений, в частности, Иванова как сенатор от Сахалина, где проживает ряд малочисленных народностей.

   "Однако само предложение о возвращении графы "национальность" в паспорт видится неконструктивным, носит скорее виртуальный характер и какого-либо влияния на состояние межнациональных отношений в нашей стране, скорее всего, не окажет", — сказал Зорин.

   Он напомнил, что графа "национальность" в паспорте — наследие советского периода. Страна отказалась от этой графы из-за того, что в Конституции РФ подчеркивается право гражданина на самоидентификацию по национальному признаку, то есть никто за нас не может определить нашу национальность и нашу этническую принадлежность, подчеркнул собеседник агентства.

   В настоявшее время в России, по его словам, национальность может быть указана только в одном документе — свидетельстве о рождении, причем национальность не ребенка, а только его родителей и только по их желанию.

   "Кто имел дело с паспортным столом, знает, что для внесения любых изменений в гражданский паспорт нужно представить соответствующие справки, документы, обоснования. В то время когда статья 26 Конституции ясно говорит, что это культурное право каждого человека, это право его самоидентификации. Кроме того, сведения о национальности относятся к личным данным и защищены законом", — заявил собеседник агентства.

   Зорин отметил, что у людей со времен Советского Союза остались разные воспоминания о так называемой пятой графе в паспорте. Для некоторых людей эта графа ставила определенные ограничения. "Ее отмена отрицательного влияния на межнациональные отношения в стране не оказала", — подчеркнул собеседник агентства.

   Необходимость информирования властей о национальном составе страны, по мнению Зорина, в полной мере обеспечивается благодаря всероссийской переписи населения. Согласно переписи 2010 года, в стране живут представители 193 национальностей. Для планирования учебников, театров, издания литературы, средств массовой информации как считает эксперт, данных вполне достаточно.
Особой необходимости в графе "национальность" нет

   Председатель общественного совета при ФМС России Владимир Волох отметил, что может согласиться с инициативой только в том случае, если национальность будет указываться в паспорте строго по желанию гражданина.

   "В обязательном порядке этого делать не нужно, а по желанию можно согласиться. Хотя, особой необходимости я в этом не вижу", — сказал Волох.

   По его мнению, смысл может быть только один — сохранение культурной памяти малочисленных народностей. "Представители малых народностей часто сетуют, что их не знают, поэтому выступают за то, чтобы указывать национальность в документах. Я считаю, что такой необходимости нет, но зная о том, что ряд народностей хотели бы, чтобы в паспорте такая отметка была, то по желанию можно сделать", — сказал Волох.

   Директор Центра миграционной политики НИУ "Высшая школа экономики" Ольга Чудиновских отметила, что паспорт — это документ общегосударственного образца, и выразила сомнение, что инициатива сенатора получит ход на федеральном уровне.

   "Ничего предосудительного в этом нет. Хотя, скорее всего, это будет такой экзотической практикой", — сказала собеседница агентства, добавив, что у государства сейчас есть возможность собирать информацию о национальности населения в ходе опросов.

   "Когда графа национальности исчезла и был принят закон о персональных данных — эта характеристика оказалась практически под запретом. Это право каждого человека открыто себя идентифицировать в качестве той или иной этнической группы, но вносить ли в паспорт эту графу — это иной вопрос", — заявила Чудиновских.

   Подробнее см.: http://ria.ru/society/20150202/1045570619.html

 Источник: Деловая газета «Взгляд»
 Прочитали: 519 раз
Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Новости по теме:
  • Северный антропологический семинар МАЭ РАН (Кунсткамера): доклад Яна Петера Луверс
  • Отдел Севера и Сибири ИЭА РАН на XIV Санкт-Петербургских этнографических чтениях
  • Международная конференция «Норма и аномалия в славянской и еврейской культурной традиции»
  • Программа XIV Санкт-Петербургских этнографических чтений «Торговля в этнокультурном измерении»
  • Лекция Т.Б. Уваровой «Народы Сибири: традиции в реальной жизни»

    Читайте также:
  • Почему криминальная идеология привлекательна для подростков?
  • Шаманская болезнь всея Руси
  • Интервью Е.Э. Носенко-Штейна для программы "Знак равенства"
  • Д.Д. Тумаркин. Чем я занимался бы в науке, будь мне 25
  • Заседание Комиссии по зачислению

    Вернуться назад

  • Комментарии (1)



    DwightFENRY | 20.04.2018 13:41
    DwightFENRY
    заказать продвижение сайта яндексе логин в скайпе SEO - PRO1

    ПОИСК
    ИНДЕКС ЦИТИРОВАНИЯ



    Число публикаций на elibrary.ru 11013
    Число публикаций в РИНЦ 9926
    Число публикаций, входящих в ядро РИНЦ 2410
    Число цитирований публикаций на elibrary.ru 104392
    Число цитирований публикаций в РИНЦ 88462
    Число цитирований из публикаций, входящих в ядро РИНЦ 9930
    Индекс Хирша по всем публикациям на elibrary.ru 124
    Индекс Хирша по публикациям в РИНЦ 116
    Индекс Хирша по ядру РИНЦ 19
    q-индекс 209
    i-индекс 18
    Число авторов 413
    Число авторов, зарегистрированных в Science Index 173
    Показатели цитируемости работ сотрудников

    КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
    «« Ноябрь 2018 »»
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
       1 2 3 4
    5 6 7 8 9 10 11
    12 13 14 15 16 17 18
    19 20 21 22 23 24 25
    26 27 28 29 30
    16.11.2018
    КНИЖНАЯ ПОЛКА
    КТО НА САЙТЕ
    Посетителей на сайте:
    Анонимов: 324
    Пользователей: 0
    © ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН 2013—2014