ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
24.04 | Семинар по зарубежной антропологии
20.04 | Этносоциология вчера и сегодня
20.04 | XII Конгресс антропологов и этнологов России
20.04 | Реабилитация народов Крыма: восстановление исторической справедливости
19.04 | Документальный проект в Каире и Александрии Египет
19.04 | III Молодежная антропологическая конференция "Актуальные проблемы физической антропологии:преемственность и новые подходы"
18.04 | Этнос и среда обитания. Сборник статей по этнической экологии. Вып. 5. Исследования систем жизнеобеспечения
14.04 | Круглый стол «Российская идентичность, этнокультурное развитие и межнациональные отношения: правовые аспекты»
13.04 | Заседание Этноэкологического семинара
13.04 | Л.С. Клейн: Опять 25? | Lev Klejn: Begin the Beguine
МЫ НА Facebook
СЕРИЯ НАРОДЫ И КУЛЬТУРЫ
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
ФОТОГАЛЕРЕЯ

 Новости

СМИ о нас
Фетиш и табу. Антропология денег в России
Воскресенье, 29 Декабрь 2013


 
Читательская гостиная РГБ: сборник "Фетиш и табу. Антропология денег в России" представлен в номинации "Книга недели".

Среди авторов - сотрудники Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН: Дмитрий Громов, Анна Соколова и Дмитрий Доронин.

Рука на обложке протягивает молодому месяцу монету с надписью «На удачу и богатсво». «Как низко пала “Читательская гостиная”, — подумает читатель, — алчущие “богатсва” библиотечные блогеры докатились до рекламы шарлатанской, да вдобавок ещё и безграмотной макулатуры».

Ошибиться немудрено: перед нами тот редчайший случай, когда добросовестное научное издание пытается с виду прикинуться шарлатанским (обычно бывает наоборот).

 Филологи, антропологи, этнографы, историки из Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН, РГГУ, Тартуского, Бременского и других почтенных университетов собрались вместе для того, чтобы изучить феномен современной денежной магии.

Не разоблачить или заклеймить, а именно изучить. Разоблачениями занимаются учёные-естественники, клеймением — священники, причём одинаково безуспешно. Духовная брань с колдунами ведётся как-то вяло, без видимого ущерба для противника, хотя колдовство вроде бы относится к числу смертных грехов. Скорой победы здесь не ожидается, ведь по глубине укоренённости в человеческой природе тягу к колдовству можно сравнить разве что с чревоугодием и любострастием. Недаром название сборника взывает к духу отца психоанализа: в своём труде «Тотем и табу» доктор Фрейд рассматривает магию и колдовство в контексте других человеческих страстей. Там же содержится призыв к сотрудничеству этнологов, лингвистов, фольклористов и психоаналитиков в исследовании феномена магии.

О всеобщей распространённости магических верований красноречиво свидетельствуют огромные тиражи и разнообразие наименований соответствующей литературы. «Серия книг Натальи Степановой “Заговоры сибирской целительницы” (Степанова 2010) является одним из самых успешных брендов на рынке практических пособий по магии», — пишет Михаил Алексеевский в статье «Денежная магия для чайников: конструирование заговоров на богатство в постсоветской России».

Нам ли, библиотекарям, об этом не знать? Сибирская аномалия (в каталоге РГБ числится более трёхсот книг этого фантастически плодовитого автора, выпущенных в период с 1991 по 2012 год) была зафиксирована сотрудниками Отдела книги и чтения нашей библиотеки. Результаты опубликованы в выпуске 1(9)’2013 сборника «Книга в пространстве культуры».

Наш сборник вышел в свет на несколько месяцев раньше, чем «Фетиш и табу», но говорить о каком-то приоритете было бы неуместно. Массовое книгоиздание — вещь открытая, и неудивительно, что схожие выводы о тех или иных его тенденциях делаются параллельно. Единственный упрёк Михаилу Дмитриевичу: стоило ли тратиться на приобретение «Заговоров…», поддерживая тем самым сомнительный бизнес? Милости просим к нам в библиотеку, где ими можно насладиться совершенно бесплатно.

В обоих сборниках проект «Сибирская целительница Степанова» сравнивается с продукцией конкурентов; в обоих случаях отмечается сдвиг от космополитической стилизации коммерческой магии в сторону традиционализма с элементами аутентичного фольклора. Естественно, анализ, выполненный учёным-фольклористом, отличается большей глубиной по сравнению с заметками библиотекаря. Ещё один аргумент в пользу нашего проекта «Национальное богатство», цель которого состоит в популяризации научной литературы по фольклору народов России.

Коммерческая магия — лишь одна из тем, рассмотренных авторами сборника «Фетиш и табу». Связанные с деньгами магические практики вездесущи: турист бросает монетку в фонтан (в море, в реку, на знак нулевого километра); школьник засовывает пятак под пятку, чтобы на пятёрку сдать экзамен; подруги осыпают деньгами невесту; продавец обмахивает купюрами товар для скорейшей продажи; деньги вручают для улучшения кармы профессиональному попрошайке, чьё лукавство очевидно дарителю; деньги возлагаются на постаменты памятников (равно Жабе, Кошельку и Февронии), а также к домашнему алтарю алтайского шамана и т.п. Магическое мышление куда устойчивее и распространённее, чем принято полагать.

Дмитрий Эпштейн

Содержание

    Александра Архипова, Якоб Фрухтманн
    Вокруг денег: от фетиша до табу
  
 Магия денег в современном и традиционном обществах

Александра Архипова, Якоб Фрухтманн
    «Приманю деньги быстро и дёшево»: Денежная магия в современной России

Михаил Алексеевский

    Денежная магия для чайников: конструирование заговоров на богатство в постсоветской России

Ольга Белова
    Неразменный рубль в поверьях и магических практиках славян

    Деньги в сельских и городских практиках

   
Никита Петров, Андрей Мороз
    Деньги в мифологических представлениях и обрядовых практиках: современная крестьянская традиция
   
Дмитрий Громов
    Манипуляции с деньгами в спонтанных городских практиках
   
Наталья Солосина, Дарья Левикина
    «Когда идёшь на свадьбу, берёшь с собой побольше денег...»: современные свадебные практики

    Прагматика денег в профессиональных и возрастных сообществах
   
Дмитрий Доронин
    Шаманы, деньги и духи: торговля или обмен?
   
Анна Соколова
    «В уставе не прописано...»: деньги в переходных обрядах военных училищ
   
Анастасия Астапова
    Про пятак под пяткой
   
Валентин Головин

    «Биржа фантиков»: детские игровые деньги
   
Екатерина Бычкова
    «Вызвать Бабку-Монетницу»: от игровых к магическим практикам

    Деньги в классических и новых фольклорных текстах
   
Константин Богданов
    Фольклорный аудит: наличность и персонал
   
Якоб Фрухтманн
    Денежная экономика сказочного мира
   
Никита Петров
    «Героические» деньги русского эпоса
   
Михаил Лурье
    Песни о растратчиках в уличной сатире эпохи нэпа
   
Михаил Мельниченко
    Почём анекдот? Деньги старые и новые в политическом фольклоре
   
Дарья Радченко

    «Счастье не купишь»: деньги в русскоязычных «письмах счастья» в Интернете

    Культурные и идеологические концепты денег
   
Дмитрий Антонов, Михаил Майзульс
    Проклятые деньги Иуды Искариота
   
Александра Архипова
    Кровавые деньги Госдепа: от идиомы к уличным практикам
   
Марина Хаккарайнен
    Еврейские деньги в постсоветских воспоминаниях
   
Александр Панченко
    Деньги, эгоизм и конец света: «духовная экономика» новых религиозных движений

    Литература и источники
    Сокращения
    Сведения об авторах
    Abstract

Издательская аннотация:


"Впервые в отечественной антропологии исследуется вопрос о происхождении, развитии и функционировании мифологических представлений и ритуальных практик, связанных с деньгами, на территории современной России. На большом количестве полевого материала авторы — социологи, антропологи, фольклористы, историки — показывают, как и с какой целью используется денежная магия в различных возрастных, профессиональных и социальных группах.

Это уникальное исследование представляет несомненный интерес для антропологов, социологов, экономистов, культурологов, фольклористов, а также всех, интересующихся социальными науками.

Издание выполнено при поддержке Программы стратегического развития Российского государственного гуманитарного университета и немецкого научно-исследовательского фонда (DFG) в рамках проекта «Transformation als Monetarisierung» FR 28002/1-1, реализованного в Институте Восточной Европы при Бременском университете.

Из статьи Дмитрия Громова «Манипуляции с деньгами в спонтанных городских практиках»

 На объектах данного типа производятся действия, предполагающие исполнение желаний, получение удачи.  Здесь устно или письменно (записки, граффити) высказываются пожелания, иногда сопровождаемые ритуальными действиями (прикосновение, приношение подарков и т.д.). Частным случаем таких действий являются манипуляции с деньгами.

Монета может просто оставляться около объекта как приношение, никаких дополнительных действий с ней при этом не производится.

Напрудная башня Новодевичьего монастыря в Москве связана с почитанием «Святой Софьи» (трансформировавшийся образ заключённой в этой башне царевны Софьи, сестры Петра Первого) (Громов, Ипполитова 2011: 76–87). Посетители прикасаются к башне, обращаясь к «святой» мысленно и письменно (с помощью записок и граффити). Примерно в 5% случаев они сопровождают обращение приношением в виде монет, которые оставляются в щелях между камнями и оконных проемах подвального этажа.

Могила на Ваганьковском кладбище, которую считают могилой Соньки Золотой Ручки, является почитаемым местом — удачливой бандитке оставляют записки с просьбами о помощи и деньги (и металлические, и бумажные).

Монеты оставляются и в стене грота «Руина» в Александровском саду (с этими деньгами впоследствии производятся дополнительные манипуляции, о чём пойдет речь позже).

Грифоны на Банковском мосту около Ассигнационного банка в Санкт-Петербурге помогают в финансовых вопросах (что, видимо, обусловлено их близостью к банку).

С Банковским мостом связана такая примета: если идти по мосту и прижать купюры к голове или тряхнуть мелочью — будет «счастье великое и денег премного» (Сайт «Неформальные достопримечательности» 2010).

Необходимо <...> поцеловать [грифона] чуть выше хвоста или положить монетку на одну из его лап (Сайт-путеводитель по Санкт-Петербургу 2012).

В Москве бросание монеты происходит на знаке нулевого километра возле Воскресенских ворот (ил. 20). Деньги нужно кидать через плечо, загадывая при этом желание. Мнения о цели броска расходятся: говорят, что монета должна упасть в центр знака, должна быть подхвачена и др. Есть также мнение, что значим сам бросок, а куда упадет монета — не важно.

 

 Возложение денег к мемориалам — обычай, распространенный не слишком широко и вызывающий трудности в интерпретации. Дело в том, что в традиционной погребальной обрядовости русских деньги как средство поминовения не используются. Тем не менее в нашем распоряжении есть несколько сообщений об использовании денег для поминовения погибших.

"Житель Кургана уверенно назвал поминание погибших деньгами местным обычаем и даже дал ему объяснение:

У нас кидают деньги в Вечный огонь, причём и металлические монеты, и бумажные купюры. И я сам кидал мальчишкой; значит, это появилось не позже начала 1970-х годов. Когда кидаешь деньги избавляешься от них — то показываешь, что они как бы не важны. Первыми этот обряд сделали бабушки, которые приходили помянуть погибших к памятникам. Надо было как-то помянуть, а, скажем, оставить стопку водки было нельзя — нищие забирали. А если кинуть деньги в Вечный огонь — они там оставались, потому что их никто не мог бы достать, а затушить огонь было нельзя — это же по тем временам политическая статья, милиция Вечный огонь охраняла строго. Денег набрасывали так много, что Вечный огонь несколько раз тушили, чтобы почистить. Но и в этих случаях деньги выгребали не все — как будто бы чистки не проводилось (опять же из страха перед политической статьей). Мне об этом рассказывал отец-силовик. Кидают деньги и сейчас, но Вечный огонь охраняется уже не так строго, и поэтому бомжи часто его заливают, чтобы достать деньги".

"Мы не исключаем, что обычай оставлять деньги у памятников погибшим имеет региональное распространение; возможно, он обусловлен влиянием со стороны какой-либо нерусской этнической традиции".

Из статьи Дмитрия Доронина «Шаманы, деньги и духи: торговля или обмен?»:


Сначала деньги являются частью мира людей (находятся в собственности посетителя), затем, минуя шамана (он их не берёт), деньги попадают в собственность духов, где и находятся какое-то время, лёжа стопками между статуэтками, чашками с рисом, танками божеств и портретом далай-ламы на домашнем алтаре. На следующем этапе, спустя несколько недель, деньги возвращаются в мир людей — шаман забирает их на свои жизненные нужды, кладя взамен новые купюры.
 

Кроме того, согласно представлениям алтайцев, духи сами могут распорядиться своими деньгами: тогда они просто пропадают, например, если кто-то чужой залез в избушку шамана и взял эти деньги.

 Продолжая разговор о деньгах и духах, замечу, что, по моим наблюдениям, деньги не есть что-то грязное для духов. Напротив, судя по чрезвычайно распространённым практикам бытового шаманства, духи Алтая любят деньги. Они являются одним из самых частотных типов подношений духам и хозяевам мест, и их можно найти около святых мест, источников и буддийских святынь.

8 декабря 2013

См. подробнее: http://readerlounge.blogspot.se/2013/12/blog-post_8.html

Источник: Российская государственная библиотека
Прочитали: 326 раз

Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Новости по теме:
  • Семинар по антропологии инвалидности
  • Международная конференция «Антропология пространства»
  • Программа XIV Санкт-Петербургских этнографических чтений «Торговля в этнокультурном измерении»
  • V конференция Факультета антропологии ЕУСПб «Антропология. Фольклористика. Социолингвистика»
  • Конференция «Стратегия государственной национальной политики до 2025 года и ее реализация в Московском регионе» в МДН

    Читайте также:
  • Круглый стол "Миграционная политика и национальная безопасность"
  • Известия: воссоздана внешность фельдмаршала Суворова
  • В Москве открылась выставка «Индейцы Амазонии: украшения и оружие»
  • Заседание Комиссии по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики
  • Путешествие в Югру. О подлинной жизни северных народов мир узнаёт из её книг.

    Вернуться назад
  • ПОИСК
    ИНДЕКС ЦИТИРОВАНИЯ




    Общее число публикаций организации в РИНЦ9426
    Суммарное число цитирований публикаций организации76657
    Число авторов389
    h-индекс (индекс Хирша)103
    g-индекс184
    i-индекс18
    Позиция в рейтинге российских научно-исследовательских организаций по индексу Хирша
    39
    Показатели цитируемости работ сотрудников

    КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
    «« Апрель 2017 »»
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
         1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30
    26.04.2017
    КНИЖНАЯ ПОЛКА
    КТО НА САЙТЕ
    Посетителей на сайте:
    Анонимов: 196
    Пользователей: 0
    © ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН 2013—2014