ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
13.12 | Семинар по медицинской антропологии 15 декабря
11.12 | Семинар/вебинар Исследовательской Группы по изучению проблем инвалидности
08.12 | Заседание Учёного совета ИЭА РАН 7 декабря 2017 года
07.12 | Конференция молодых ученых "Проблемы идентичности в контексте мирового опыта" в ИЭА РАН
06.12 | Отчет о семинаре по медицинской антропологии
05.12 | "Научная работа в музейных фондах Этнографического кабинета им. Н.Н. Чебоксарова ИЭА РАН
02.12 | Северный семинар 5 декабря
30.11 | Заседание Индийского Антропологического киноклуба 7 декабря
30.11 | Лекция Светланы Рыжаковой
30.11 | Семинар по медицинской антропологии 30 ноября
МЫ НА Facebook
СЕРИЯ НАРОДЫ И КУЛЬТУРЫ
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
ФОТОГАЛЕРЕЯ

 Новости

Новости науки
РГГУ: "Фольклор в поле и кабинете: знание информанта и интерпретации антрополога"
Пятница, 24 Январь 2014

  30 апреля — 7 мая 2014 г.
(Москва-Переславь-Залесский)

  Центр типологии и семиотики фольклора РГГУ:
Принимаются заявки на участие в XIV Международной школе-конференции по фольклористике, социолингвистике и культурной антропологии

 "Фольклор в поле и кабинете: знание информанта и интерпретации антрополога"

  Предлагается обсудить разные аспекты взаимоотношений информантов и антропологов:

- Эволюция интерпретативных моделей в антропологии и фольклористике;
- Cтатегии антрополога и информанта;
- Свои и чужие;
- Фольклор и власть;
- Теория, метод, эксперимент;
- Этика полевой и «кабинетной» работы

Российский Государственный Гуманитарный Университет

Центр типологии и семиотики фольклора

XIV Международная школа-конференция

"Фольклор в поле и кабинете: знание информанта и интерпретации антрополога"


Дорогие коллеги!

30 апреля — 7 мая 2014 года Центр типологии и семиотики фольклора РГГУ проводит XIV Международную школу-конференцию по фольклористике, социолингвистике и культурной антропологии «Фольклор в поле и кабинете: знание информанта и интерпретация антрополога».

ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ ШКОЛЫ-КОНФЕРЕНЦИИ

Антрополог и фольклорист имеют дело с объектами исследования, в той или иной степени удаленными от них социокультурной, исторической, этноязыковой дистанцией. В первую очередь, это относится к изучению «экзотических» традиций. Но на практике проблема понимания исследователем изучаемой культуры есть всегда. «Своя» сельская традиция в большой степени оказывается чужой для ученого-горожанина, и, изучая деревенский фольклор, исследователь всегда находится в позиции внешнего наблюдателя, независимо от того, насколько он отдает себе в этом отчет. Таким образом, речь идет о проблеме получения объективного знания и и об отношениях субъект–объект наблюдения.

Согласно Б. Малиновскому, надо максимально вжиться в изучаемую культуру, проникнуться ее интересами, в каком-то смысле «войти внутрь» рассматриваемой традиции. На этом пути антропология к середине ХХ в. достигла больших успехов. Впрочем, оказывается, что здесь таится и некая методологическая западня. Человек не способен полностью отождествиться с другой культурой; фигурально выражаясь, Миклухо-Маклай не может стать папуасом, он не в состоянии стереть из памяти то, что он знает из своего «допапуасского» прошлого, а это неминуемо накладывает отпечаток на всю его деятельность и на те познавательные матрицы, которыми он располагает. Более того, это и не нужно, поскольку войдя в роль носителя аборигенной культуры, он утратит свои исследовательские цели и аналитический инструментарий. Иногда оказывается, что, напротив, надо сделать шаг назад и взглянуть на изучаемый предмет немного со стороны.

Кроме того, надо учитывать и последствия вмешательства антрополога в изучаемый материал. При любом экспедиционном исследовании собиратель, даже просто проявляющий интерес к наблюдаемой культуре, уже вторгается в чужое пространство. Тем самым он производит в нем некоторое «возмущение», что неизбежно накладывает отпечаток и на качество собранных устных текстов; при этом деформирующее воздействие «полевых» методологий и приемов бывает весьма значительным. Конечно, фольклористы интуитивно понимают, что при анализе данных материалов нужно учитывать определенные «коэффициенты искажения», и многие с большей или меньшей степенью осознанности это делают. Наконец, есть целый ряд ситуаций, в которые собирателя вообще не допустят или в которых нет возможности записывать. Приходится довольствоваться тем, что доступно.

Таким образом, в ходе работы Школы-конференции предлагается всесторонне обсудить разные аспекты взаимоотношений информантов и антропологов в рамках предложенных ниже тем секций, круглых столов и семинаров.

Эволюция интерпретативных моделей

ü От "проявления суеверия" к "выражению идентичности": эволюция объяснительных моделей.

ü Путешественник-чиновник-антрополог: странички из истории науки.

ü Историческая изменчивость понятия "народ": от романтической концепции к пост-позитивисткому знанию.

ü "Монголы говорят", "у русских принято": "всеобщее знание" и диалектность фольклора;

ü "В этой деревне только один старик знал что-то полезное": поиск информантов в исторической перспективе.

ü Может ли собиратель быть информантом? Cамозапись как инструмент фольклориста.

ü Может ли информант быть собирателем? Проблемы "любительской" фольклористики и антропологии.

Cтратегии антрополога и информанта

- "Насласьте чиз писами": диглоссия информанта и правила switch-кода.

- "Ну… домовой выглядит как ребенок": как информант комментирует собственную традицию для собирателя.

- "Нет, сначала расскажите то, а потом вот это": искусственная структуризация нарратива информанта.

- "Бабка" и "училка": неформальный дискурс экспедиционного коллектива и типы информантов.

Свои и чужие

- "От шпиона до благодетеля": антрополог глазами информанта.

- "Он был доцентом в Москве, а теперь шаман": влияние поля на исследователя.

-  Стратегии символической идентификации/отмежевания антрополога и объекта исследования.

- Метафоры и образы «поля» в фольклоре собирателей.

- "А я эту песню от фольклористов узнала": экспедиция и реактуализация традиции.

Фольклор и власть


- Фольклор и самоидентификация власти.

- Чекисты как фольклористы.

- Антрополог как орудие власти.

-  Конструирование этнической мифологии руками антропологов.

- Мифологизация власти в жанрах фольклора.

Теория, метод, эксперимент

- Методы полевой работы вчера и сегодня (метод сплошной выборки, экспертное интервью, формализованное/неформализованное интервью, биографический метод, метод case study, метод "повторных записей", "включенное наблюдение").

- Типологические методы и границы их применения.

- Статистические методы и кросс-культурный анализ в антропологических и лингвистических науках и границы их применения.

- Методы картографирования фольклорных данных и указатели сюжетов.

- "Выращивание филогенетических деревьев" на фольклорном и антропологическом материале.

- Закон Ципфа как способ верификации материала.

- Эксперимент в лингвистике, фольклористике и культурной антропологии.

-  От текста до базы данных: как эксплицировать полученное знание.

- Пути трансформации материала: от полевой фиксации до научной статьи.

Этика полевой и «кабинетной» работы

- "Пришел, увидел, записал": права информанта и этика собирателя.

- Полевая этика (проблема скрытой записи; проблема реконструкции; поддержание контактов с информантами; демонстрация им результатов работы и пр.).

- "Свой материал никому не отдам": фольклорные архивы и права "собственности".

- "Кому принадлежат легенды": "авторские права" на фольклор и самоопределение традиции.

ФОРМАТ ШКОЛЫ-КОНФЕРЕНЦИИ

Последние 11 лет Центр типологии и семиотики фольклора РГГУ каждый год проводит Международные летние школы по культурной антропологии (http://www.ruthenia.ru/folklore/schools.htm). В работе Школы-конференции участвуют исследователи из различных городов России и зарубежья. Одной из задач Школы-конференции является интеграция молодых ученых из разных гуманитарных и социальных наук в международное научное сообщество, знакомство с междисциплинарными подходами, общение с ведущими специалистами.

Открытие Школы – в Москве, место проведения – "Дом творчества Кардовского" в г. Переславль-Залесский. Рабочие языки – русский и английский.

В работе Школы будет конференционная часть (исследовательские доклады), блок обучающих лекций и семинаров (направленных прежде всего на освоение методов), а также презентации новых этнографических материалов. На Школе будут работать несколько секций, каждая из которых открывается лекцией специально приглашенного докладчика (keynote speaker’а). Доклады на конференции должны обязательно сопровождаться презентацией, англ. резюме, и, по возможности, иллюстративными материалами.

Для участников Школы-конференции, успешно прошедших конкурсный отбор, предполагается оплата проживания и питания в Переславль-Залесском ("Дом творчества Кардовского"), а также трансфера из Москвы 30 апреля и в Москву 7 мая. Оргвзнос для участников конференции, едущих на полный срок — 1500 руб.

К сожалению, как правило, мы не можем оплатить дорогу от места вашей учебы/работы до Москвы, но мы можем обратиться к администрации вашего вуза с прось­бой о содействии в оплате дороги и оргвзноса. В 60% случаев это удается, поэтому важно принять участие в конкурсе заранее, чтобы мы могли выслать все необходимые бумаги. Кроме того, для жителей ряда регионов существует возможность подать заявку в фонд Михаила Прохорова (http://www.prokhorovfund.ru/projects/contest/153/, http://www.prokhorovfund.ru/projects/contest/155/) для финансирования поездки. Обратите внимание на сроки подачи заявок!

КАК ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ШКОЛЕ-КОНФЕРЕНЦИИ

Все желающие принять участие в Школе-конференции: специалисты разных профилей, молодые ученые, аспиранты, студенты – интересующиеся фольклористикой, этнолингвистикой, социолингвистикой, культурной антропологией и смежными дисциплинами и желающие стать участниками Школы, должны заполнить анкету по адресу https://docs.google.com/forms/d/1c4t79lM2K4TbA0FxeBY67QA88_2TUiZl7xXFlk2hVB0/viewform (deadline – 10 февраля 2014 года для задачного отбора, 3 марта 2014 – для остальных видов конкурса). Заявки-анкеты, подаваемые на Школу-конференцию, могут быть следующих видов:

Заявка на научный доклад в рамках предложенных тем. Она должна представлять оригинальное научное исследование. На этот тип конкурса не может быть подано исследование, основные результаты которого уже опубликованы в научных изданиях, deadline заявки – 3 марта 2014;

Заявка на участие в задачном конкурсе (рекомендовано вниманию аспирантов и студентов, не имеющих самостоятельных научных исследований); deadline – 10 февраля 2014; задачи и инструкции будут вам высланы после заполнения анкеты.

Заявка на обучающий семинар/лекцию (от 1 до 3 занятий); deadline – 3 марта 2014;

Заявка на проведение научно-развлекательного мероприятия (интеллектуальные игры), на демонстрацию этнографических материалов с комментариями; deadline – 3 марта 2014.

Детали процедуры подачи можно найти внутри анкеты-заявки (https://docs.google.com/forms/d/1c4t79lM2K4TbA0FxeBY67QA88_2TUiZl7xXFlk2hVB0/viewform). Если при заполнении анкеты вы выбрали задачный конкурс, то файл с конкурсным заданием вы получите в течение 3 дней.

Все желающие могут участвовать в более чем одном виде конкурса!

Результаты Задачного конкурса будут объявлены 16 февраля 2014 года, результаты всех остальных конкурсов – 10 марта 2014 года. Обращаем внимание студентов и аспирантов: если вы не набрали достаточно баллов по задачному конкурсу, у вас еще остается возможность подать на исследовательский конкурс.

ПУБЛИКАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ ШКОЛЫ

В конце марта будет опубликована программа Школы-конференции. Тезисы лекций и докладов будут размещены на сайте «Фольклор и постфольклор: структура, типология и семиотика», сборник тезисов и материалов Школы будет предоставлен участникам.

После Школы мы планируем издать сборник статей участников, поэтому заинтересованных в этом просим прислать полные версии статей до 20 апреля 2014 года для обсуждения в ходе работы Школы.

КОНТАКТЫ

Всю актуальную информацию о Школе-конференции вы можете найти на сайте http://www.ruthenia.ru/folklore/. Перед тем, как написать письмо с вопросом Оргкомитету, прочитайте рубрику "Часто задаваемые вопросы" на странице Школы: 
http://www.ruthenia.ru/folklore/Ls14FAQ%20NEW.pdf

Задавайте Ваши вопросы координаторам Школы-конференции Александре Архиповой и Наталье Петровой по адресу folkloreschool2014@gmail.com

Оргкомитет Школы-конференции желает Вам успехов в Новом году!

До встречи на нашей Школе!

Д.И. Антонов, к. истор. н., доц. каф. истории и теории культуры РГГУ;

А.С. Архипова, к. филол. н., доц. ЦТСФ РГГУ (координатор проекта);

С.А. Бурлак, к. филол. наук, ст. науч. сотр. ИВ РАН, каф. ТиПЛ МГУ (пред. Задачной комиссии)

М.Д. Волкова, маг. ЦТСФ РГГУ;

Д.Ю. Доронин, сотр. ИЭА РАН;

А.В. Дыбо, д. филол. н., проф. РГГУ, член-корр. РАН;

С.С. Макаров, маг. ЦТСФ РГГУ;

С.Ю. Неклюдов, д. филол. н., проф. ЦТСФ РГГУ (руководитель проекта);

Д.С. Николаев, к. филол. н., преп. ЦТСФ РГГУ;

Н.В. Петров, к.филог. н., ст. преп. ЦТСФ РГГУ;

Н.C. Петрова, асп., сотр. ЦТСФ РГГУ (секретарь Оргкомитета);

А.Ч. Пиперски, преп. каф. комп. лингвистики ИЛ РГГУ, сотр. ШАГИ РАНХиГС;

Н.Н. Рычкова, сотр. ЦТСФ РГГУ (секретарь Оргкомитета);

А.А. Сомин, асп. РГГУ, сотр. ШАГИ РАНХиГС;

О.Б. Христофорова, д. филол. н., дир. ЦТСФ РГГУ.


См. подробнее - страница школы: http://www.ruthenia.ru/folklore/Ls14.htm

Скачать информационное письмо: http://www.ruthenia.ru/folklore/Ls14Info_last.pdf

Автор: Doronin
Прочитали: 224 раза

Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Новости по теме:
  • Международная конференция «Антропология пространства»
  • Международная конференция «Норма и аномалия в славянской и еврейской культурной традиции»
  • Лекторий по этнологии в Библиотеке им. Добролюбова №3
  • Детская Академия наук при ИЭА РАН
  • Эксперты: повторение парижских терактов на Кавказе маловероятно

    Читайте также:
  • Онлайн школа качественных интернет-исследований
  • Cимпозиум «Актуальные проблемы антропологии Ибероамерики»
  • "Индийские артистические сообщества: искусство, ремесло и социальное взаимодействие"
  • V Всероссийская научно-практическая конференция «Антропология конфликта и мира»
  • «Природные условия, история, культура Западной Монголии и сопредельных регионов»

    Вернуться назад
  • ПОИСК
    ИНДЕКС ЦИТИРОВАНИЯ




    Число публикаций на elibrary.ru 10336
    Число публикаций в РИНЦ 9279
    Число публикаций, входящих в ядро РИНЦ 2263
    Число цитирований публикаций на elibrary.ru 88465
    Число цитирований публикаций в РИНЦ 74969
    Число цитирований из публикаций, входящих в ядро РИНЦ 7801
    Индекс Хирша по всем публикациям на elibrary.ru 113
    Индекс Хирша по публикациям в РИНЦ 105
    Индекс Хирша по ядру РИНЦ 17
    q-индекс 189
    i-индекс 17
    Число авторов 394
    Число авторов, зарегистрированных в Science Index 189
    Показатели цитируемости работ сотрудников

    КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
    «« Декабрь 2017 »»
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30 31
    13.12.2017
    КНИЖНАЯ ПОЛКА
    КТО НА САЙТЕ
    Посетителей на сайте:
    Анонимов: 236
    Пользователей: 0
    © ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН 2013—2014