ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
20.11 | Семинар / вебинар исследовательской Группы по изучению проблем инвалидности и людей с ограниченными возможностями
18.07 | Новинки библиотеки
17.07 | Уважаемые коллеги! На нашем сайте появилась новая книга "PROSPECTS FOR ANTHROPOLOGICAL RESEARCH IN SOUTH-EAST EUROPE"
17.07 | День этнографа 2019
15.07 | Интервью с организатором фестиваля визуальной антропологии "Камера-посредник" Е.С. Данилко
14.07 | Цикл семинаров «Академический текст» в ИЭА РАН
12.07 | Резолюция XIII Конгресса антропологов и этнологов России
10.07 | Обратная сторона Луны, или что мы не знаем об инвалидности: теория, репрезентации, практики
09.07 | Благодарность сотрудникам ИЭА РАН
09.07 | В Казани состоялся XIII Конгресс антропологов и этнологов
МЫ НА Facebook
СЕРИЯ НАРОДЫ И КУЛЬТУРЫ
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
ФОТОГАЛЕРЕЯ

 Новости

СМИ о нас
  Старший научный сотрудник ИЭА РАН Александра Фролова о високосном годе
Вторник, 29 Декабрь 2015
  Комсомольская правда, 23.12

За последние 20 лет мы позаимствовали многое у Запада, в том числе и новогоднего Санта-Клауса. Сегодня самое время вспомнить о наших традициях праздновать Новый год и Рождество.


О них "КП" рассказала старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Александра Фролова.

– Введенная Петром Первым традиция праздновать Новый год после смерти императора забылась. Почему мы вновь о ней вспомнили в XX веке?

– Вспомнили о ней революционеры, которые стали противопоставлять Новый год (как новую жизнь) Рождеству. Современная традиция празднования Нового года с Дедом Морозом и Снегурочкой сложилась именно в советское время – начиная с 1936 г. А еще раньше – в январе 1923-го - провели первое «комсомольское Рождество». По улицам ходили ряженые комсомольцы, изображавшие попов, Патриарха Никона. Молодежь останавливалась у церквей, храмов и дружно чихала в сторону культовых зданий. Это были такие святочные развлечения на новый лад, ведь в Рождество парни всегда кудесили, то есть шалили, как говорили на Руси.

– А в чем заключались эти шалости?

– Могли, например, затащить на крышу сарая сани, примораживали входную дверь. В советское время кудесить стали не только парни, но и девушки. Шалости остались прежними: подпирали ворота и двери, разбрасывали дрова, опускали перо на ниточке в печную трубу, обливали водой крыльцо.

– То есть, на Новый год в советское время перенесли некоторые святочные и рождественские традиции и гадания?

– Да, в деревнях, например, и в советское время были очень популярными гадания с петухом. Собирались несколько девушек, и каждая сыпала кучку зерна: к чей кучке первым подойдет петух и начнет клевать – та первая и замуж выйдет. Гадали и более простым способом. Клали под подушку несколько бумажек, на них могли писать имена любимых, пожелания на следующий год, а утром, вытаскивали наугад несколько бумажек.

– А какие святочные гадания ушли в прошлое?

– Девушки перестали ходить слушать на перекрестках. До революции такой способ гадания был очень распространен. Слушали разные звуки, имена. Например, звон бубенчиков – к свадьбе, откуда звон – с той стороны и сваты приедут, а услышанное мужское имя могло быть именем будущего жениха. Считалось, что слушать надо неприметно с блином на голове. Блин – жертвоприношение духам предков, которые знают будущее. Сейчас также реже стали гадать с животными. Например, по бараньей шерсти гадают лишь в некоторых районах Архангельской области. Девушки на ощупь пытаются схватить овечку. Какую первую схватят – такой и муж попадется: жестка шерсть – и муж суровый, мягкая – значит и супруг сердечный будет.

– 2016 год – високосный. Говорит ли что-нибудь народная мудрость о том, как такой год встречать?

– На Руси встречали особым образом Касьяна, то есть високосный год, названный так в честь православного святого, известного своим дурным характером и злобным нравом. Наши предки знали, что каждый четвертый год нужно встречать с особой осторожностью. 31 декабря надо выйти и поклониться Касьяну. В этот год старались не играть свадьбы. Именно в такой год, по народным приметам умирало больше людей. Даже поговорка такая была: «Касьян всё косой косит». И покойников в год Касьяна провожали по-другому: старались исключить из участия в похоронных обрядах кровных родственников умершего. Кровнику нельзя было обмывать покойника, нести гроб и даже трогать табуретки, на которых он стоял. По народным приметам это делали, чтобы покойный за собой родственника не потянул.

– А есть какая-то примета, чтобы понять, какой будет год?

– С древнейших времен наши предки выносили под новый год плошку воды на мороз и смотрели, как замерзнет в ней вода. Если с горкой – значит и год прибыльный будет, если ровно – и год такой же, ну а, если с выемкой – ждать несчастья.

 Автор: Екатерина Баранова
 Прочитали: 183 раза
Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное


Читайте также:
  • Круглый стол "Миграционная политика и национальная безопасность"
  • Известия: воссоздана внешность фельдмаршала Суворова
  • В Москве открылась выставка «Индейцы Амазонии: украшения и оружие»
  • Заседание Комиссии по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики
  • Путешествие в Югру. О подлинной жизни северных народов мир узнаёт из её книг.

    Вернуться назад
  • ПОИСК
    ИНДЕКС ЦИТИРОВАНИЯ



    Число публикаций на elibrary.ru 11013
    Число публикаций в РИНЦ 9926
    Число публикаций, входящих в ядро РИНЦ 2410
    Число цитирований публикаций на elibrary.ru 104392
    Число цитирований публикаций в РИНЦ 88462
    Число цитирований из публикаций, входящих в ядро РИНЦ 9930
    Индекс Хирша по всем публикациям на elibrary.ru 124
    Индекс Хирша по публикациям в РИНЦ 116
    Индекс Хирша по ядру РИНЦ 19
    q-индекс 209
    i-индекс 18
    Число авторов 413
    Число авторов, зарегистрированных в Science Index 173
    Показатели цитируемости работ сотрудников

    КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
    «« Июль 2019 »»
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30 31
    20.07.2019
    КНИЖНАЯ ПОЛКА
    КТО НА САЙТЕ
    Посетителей на сайте:
    Анонимов: 171
    Пользователей: 0
    © ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН 2013—2014