В рамках XVI КАЭР прошел круглый стол по антропологии искусства

Два дня работы (3-4 июля) круглого стола №6 по антропологии искусства в рамках XVI Конгресса антропологов и этнологов России были наполнены многогранными темами и региональными контекстами, плодотворными дискуссиями по общим теоретическим вопросам и отдельным, в т.ч. региональным, конкретным проблемам. 20 выступивших участников развернуто представили итоги своих исследований по междисциплинарному прочтению образа человека в теме антропологии, интерпретации изобразительных источников по изучению современной этноконфессиональной среды, визуальному атласу конфессий (1920-1930-е гг.), цифровому искусству. Рассмотрены гипотезы раскрытия орнамента (в свете мифологии и сказки), мифологического сознания формы в произведениях декоративно-прикладного искусства. Большой интерес вызвало обсуждение определения «художественности» в этнографии, в значениях «неопределенности», «дополнительности», «условия», маркеров региональной идентичности произведений искусства, включая изделия из дерева, фарфора, произведения живописи и др. Особенно важно отметить глубоко проработанные научные гипотезы молодых исследователей, посвященные различным категориям первобытного искусства, двум ветвям русского ориентализма в искусстве, а также прочтению женских образов в монгольской и бурятской живописи.

По итогам работы круглого стола на XVI КАЭР открывается новая ступень разработки структуры и содержания направления «антропологии искусства». В рамках работы круглого стола прошла экскурсия по экспозиции Российской академии живописи ваяния и зодчества Ильи Глазунова, которая показала сколь велико в обсуждаемой теме эмпирическое значение тем аутентичной и народной региональной культуры и искусства. Преподаватели академии кандидат искусствоведения А.П. Крохалева и доктор искусствоведения О.М. Власова охарактеризовали специфику академического потенциала отечественного искусства в раскрытии темы антропологии искусства на материалах историко-культурного наследия в живописи, важности учета материалов этнографии, археологии, мифологии в условиях изучения и создания новых морфологических фигур декоративно-прикладного искусства и дизайна.