Цаллагова Зарифа Борисовна
Доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник отдела Кавказа ИЭА РАН
Контакты:
email: sozieva@mail.ru
Научные интересы :
этнопедагогика, этнология, фольклористика, традиционная культура воспитания у народов Северного Кавказа, межкультурные связи, формирование культуры межнационального общения, использование этнопедагогического наследия в учебно-воспитательной работе современной школы и ВУЗа.
Образование
Среднюю школу окончила с золотой медалью и поступила на филологический факультет Северо-Осетинского госуниверситета. По окончила СОГУ (диплом с отличием) по рекомендации Ученого совета университета поступила в аспирантуру Института мировой литературы им. М. Горького РАН (Сектор фольклора).
Диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук “Афористические жанры осетинского фольклора” (историко-этнологические основы и поэтика) защитила в ИМЛИ РАН 27 января 1981 г.
Окончила докторантуру факультета психологии и педагогики Московского государственного педагогического университета им. В. И. Ленина (Кафедра педагогики высшей школы). Диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук “Теория и практика функционирования афористических средств и форм традиционного воспитания у народов Северного Кавказа” защитила 13 мая 1998 г. в МПГУ. Профессор по кафедре психологии и педагогики с 2002 г.
В разные годы работала в системе Министерства просвещения РСФСР (Институт национальных проблем образования), Российской академии образования (Институт развития личности, Институт семьи и воспитания), с 2000 г. по настоящее время – ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН.
— Действительный член Международной педагогической академии с 1998 г.
— Действительный член Международной академии наук педагогического образования с 2002 г.
— Член президиума ассоциации этнопедагогов России им. Г.Н. Волкова с 2017 г.
Руководитель и участник более 30 экспедиционных выездов в Осетию и регионы компактного проживания осетин в стране и за рубежом.
Руководитель исследовательских групп и участник ряда научных грантов, финансируемых РГНФ, РФФИ, РНФ.
Организатор и модератор семинаров и секций по этнопедагогике на международных конгрессах и форумах.
Осуществляла научное руководство докторантами и аспирантами, пятеро из которых защитили диссертации на соискание кандидата педагогических наук.
В разные годы — член Диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций в
— Северо-Осетинском госуниверситете им. К.Л. Хетагурова,
— Институте развития личности Российской академии образования,
— ГосНИИ семьи и воспитания Российской академии образования,
— Институте мировой литературы РАН,
— Институте инновационной деятельности в образовании Российской академии образования.
Член редколлегии:
— Международного журнала «Этническая культура. Ethnic Culture» (Издательский дом «Среда», Чувашский государственный институт культуры и искусств).
— Мультидисциплинарного научного издания «KAVKAZ-FORUM» (СОИГСИ им. В.И. Абаева Владикавказский НЦ РАН)
В 1996-2019 гг. в качестве председателя Государственной аттестационной комиссии на педагогическом и филологическом факультетах в в Северо-Осетинском госуниверситете им. К.Л. Хетагурова и Северо-Осетинском государственном педагогическом институте.
Монографические публикации:
— Нравственное воспитание школьников на уроках родной литературы. Владикавказ: Ир,1990.
— Афористические жанры осетинского фольклора. Владикавказ: Ир,1993.
— Воспитание совершенной личности средствами народной педагогики. М.: Ассоциация «Народная педагогика»,1994.
— Воспитание гражданского сознания и национального самосознания учащихся в процессе изучения родной литературы. Владикавказ: Ир,1996.
— Теория и практика функционирования афористических средств и форм традиционного воспитания у народов Северного Кавказа. Владикавказ: СОГУ, 1997.
— Этнопедагогическая афористика. М.: «Магистр»,1997.
— Этнопедагогический диалог культур. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2002.
— Этнопедагогика как педагогика межнациональной гармонии. М.: «Педагогика», 2002.
— Этнопедагогическая афористика народов Северного Кавказа. Владикавказ: ИЭА РАН, СОИГСИ, 2011.
— Осетинская народная афористика: поэтика, исторические корни, этнографические реалии. Владикавказ: Издательство СОГУ, 2018.
Составление и ответственное редактирование изданий:
— Осетины. Серия: «Культурное наследие народов России». М.: «Голос-пресс», 2005. (В соредакторстве с Б.А. Калоевым).
— Современные этнические и расовые проблемы. Серия «Расы и народы». Вып. 31. — М.: «Наука», 2006. (В соредакторстве с С.А. Арутюновым).
— Осетины. Серия «Народы и культуры». — М.: «Наука», 2012, 2015, 2023 гг. (В соредакторстве с Л.А. Чибировым).
— Этносоциальное развитие народов Кавказа в XIX–XX вв. Сборник статей, посвященный 100-летию со дня рождения Б.А. Калоева / Сост., отв. ред. З.Б. Цаллагова.– М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2018.
— Первые исследователи и собиратели осетинского фольклора и традиционной культуры: Сборник научных статей. Составитель и ответственный редактор З. Б. Цаллагова. — Владикавказ: СОГУ, 2019.
— Этносоциальное развитие народов Кавказа в XIX–XX вв. Сборник статей, посвященный 105-летию со дня рождения Б.А. Калоева / Сост., отв. ред. З.Б. Цаллагова. Издание 2-е, исправленное и дополненное. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2021.
— Православие в Алании-Осетии: история, этнография, подвижники. Сборник статей, посвященный 1100-летию Крещения Алании / cост., отв. ред. З.Б. Цаллагова. М.: ИЭА РАН, 2023.
— Этнопедагогика в культурном наследии народов России / отв. ред., сост. З.Б. Цаллагова, Э.В. Екеева. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2024.
— У истоков осетиноведения: В.Ф. Миллер. Сборник научных статей. / Сост., отв. ред. З.Б. Цаллагова, Л.К. Гостиева , М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2024.
Избранные статьи:
— Афористические жанры осетинского фольклора как многовидовая художественная система. // Проблемы литературы и эстетики. Орджоникиидзе, 1979. С.158-167.
— О поэтическом строе осетинской народной афористики. //ж. Мах дуг, Орджоникидзе, 1980. N 6. С 56-62.
— Внутрижанровая трансформация метафорических образов. / /Вопросы осетинской литературы и фольклора. Орджоникидзе,1984.- С.137-146.
— К вопросу о паремиологической трансформации народных афоризмов. // Вопросы осетиноведения. Владикавказ,1990.-С.85-92.
— Фольклор и формирование личности младших школьников. // Актуальные проблемы развития личности: теория и практика. М.,1994. С. 97-109.
— Этнопедагогическая афористика.// ж. Магистр,1996, N6. С. 70-78. — Теория и практика функционирования этнопедагогической афористики. // Живые педагогические идеи (К 70-летию А.В.Плеханова). Владимир: ВГПУ,1997. С.108-115.
— Веллеризмы в системе северокавказских афористических средств традиционного воспитания. // Традиционная культура в современном социально-педагогическом процессе. Чебоксары, 1997. С. 345-350.
— «Дерево сильно корнями» (о традициях народной педагогики).// ж. Фидиуаг, Цхинвал, 1998, №1, с.96-104.
— Тепло домашнего очага. // ж. Прикладная психология и психоанализ. 1999- N2. С. 61-66.
— Два патриарха // ж. Педагогика. 1999, N5. С.117-120.
— Педагогическая культура в пословицах и поговорках // ж. Педагогика, 2000, №10. С. 48-53.
— Молодого учи, старшего слушай //ж. Домашнее воспитание, 2000, № 5. С.18-22.
— Этнопедагогика: рецепты воспитания // Педагогика высшей школы: ценностные ориентиры обновления содержания образования. Сб-к статей под ред. Н.Д. Никандрова. М.: РУДН, 2001. С.30-38.
— Труд как фактор народного воспитания // ж. Трудовое воспитание, 2003, № 4. С. 3-8.
— Этнопедагогические аспекты развития образования. Историко-ретроспективный анализ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия философия. М.:РУДН, 2003, №2, с. 37-48.
— Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса на Северном Кавказе как содержательная основа формирования культуры межнациональных отношений // Актуальные проблемы современного образования в условиях двуязычия. Владикавказ: СОГУ, 2004. С. 374-379. .
— Этнопедагогические основы здоровьесберегающего образования // «Кадровые ресурсы инновационного развития образовательной системы» М.:МАНПО, 2007. С. 178-182.
— Влияние православия на становление и развитие образования в Осетии // Православная церковь и государство в исторической судьбе России. Нижний Новгород: «Глагол», 2008. С. 439-450.
— Современное поликультурное образование: этнопедагогические детерминанты // Проблемы обучения родным языкам в условиях полиэтнического общества. Нальчик: КБГУ, 2008. С. 58 – 67.
— В.Ф. Миллер — кавказовед // Известия СОИГСИ им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания № 2 (41).Владикавказ, 2008. С. 36-43.
— Не спеши с порицанием, опаздывая с похвалой // ж. Кавказские научные записки. 2010. № 3. С. 204-216.
— Ревнители народной педагогики (М.К. Гарданов) // Лингвометодические заметки. Сборник научных трудов. Вып. 2. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2010. (с. 272- 284).
— Северокавказские этнопедагогические назидания // ж. Педагогика. 2010. № 9. С. 50-57 (1 а.л.).
— Традиционная культура воспитания // Осетины. М.: Наука, 2012. С. 348-366.
— В.Ф. Миллер — исследователь этнографии осетин // ж. Кавказские научные записки. №2, 2012. С. 205-215.
— Система воспитательных методов традиционной осетинской семьи // Актуальные проблемы современной педагогики и психологии. Владикавказ: СОГУ, 2013. С.129-134.
— Этнопедагогический потенциал нартского эпоса // Культурное наследие народов Кавказа М; СПб: «Нестор-История», 2014. С. 180-194.
— Праздничные блюда в традиционной обрядности осетин // Народы Кавказа: этнокультурные традиции и модернизация. Сб. статей памяти Г.А. Сергеевой / Отв. ред. Ю.Д. Анчабадзе. М.: Три квадрата, 2016. С. 199-213.
— Г.Н. Волков – гуманист, ученый, педагог // ж. Педагогика, 2017, № 10. С. 88-97.
— Этнические особенности воспитания детей у осетин // Социокультурная коммуникация у народов Кавказа. М.: ИЭА РАН, 2017. С. 175-187.
— Поэтика минимализма: метафора и эпитет в художественной системе осетинской народной афористики // Известия СОИГСИ. Владикавказ: Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева Владикавказского научного центра РАН и Правительства РСО-А (Владикавказ) 2018. № 28 (67). С. 114-126.
— Поэтика минимализма: олицетворение и сравнение в художественной системе осетинской народной афористики // Известия СОИГСИ. Выпуск 32 (71), 2019. С. 105-116.
— Осетинские башни: древняя традиция и современный бренд // Цифровая трансформация в этнокультурном образовании: вызовы современности. Сборник статей под ред. С. Н. Федоровой. — Йошкар-Ола : МарГУ, 2019. С 309-314.
— Этническое своеобразие художественной природы осетинской народной афористики: параллелизм, гипербола, синтаксический строй // Известия СОИГСИ № 37 (76). С. 141 -148 Этнопоэтика осетинского афористического текста: метафора и эпитет // IV Всероссийский конгресс фольклористов: сб. науч. ст. в 3 т. Т. 3: Комплексные исследования традиционной культуры / отв. ред. А. Б. Ипполитова. — М. : ГРДНТ имени В. Д. Поленова, 2020. —С. 211-225.
— Тамерлан Александрович Гуриев: некоторые аспекты педагогической и научной деятельности. // Этносоциальное развитие народов Кавказа в XIX–XX вв. Сборник статей, посвященный 105-летию со дня рождения Б.А. Калоева / Сост., отв. ред. З.Б. Цаллагова. Изда-ние 2-е, исправленное и дополненное. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2021. – С. 298-305.
— Цаллагова З. Б. Борис Александрович Калоев: воин, патриот, ученый// Этносоциальное развитие народов Кавказа в XIX–XX вв. Сбор-ник статей, посвященный 105-летию со дня рождения Б.А. Калоева. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2021. – С. 47-54.
— О великой княгине Владимирской (рец. на: Великая княгиня владимирская Мария Ясыня в русской истории. Владикавказ; М.: СОИГСИ ВНЦ РАН; ИРИ РАН, 2019. 365 с.). // Вестник Владикавказского научного центра. 2021. Т. 21. № 3. С. 87-91
— Рецензия на: Алиева А.И. «Отреченные» страницы российского академического кавказоведения конца XIX – начала XX вв.: кавказоведческое наследие А.С. и П.С. Уваро-вых. М.: Институт мировой литера-туры им. А.М. Горького РАН, 2017. // Этносоциальное развитие народов Кавказа в XIX–XX вв. Сборник статей, посвященный 105-летию со дня рожде-ния Б.А. Калоева / Сост., отв. ред. З.Б. Цаллагова. Издание 2-е, исправленное и дополненное. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2021. – С. 332-338.
— Этнопедагогические диалоги в научном наследии Г.Н. Волкова // Педагогика. 2022. Т. 86. № 7. С. 108-114.
— Академик Волков Г.Н. о роли личности и наследия выдающихся педагогов в истории становления национального образования // Вестник ЧГПУ. 2022. № 4. С. 178-188.
-Ethno-pedagogical dialogue of cultures in the context of national education) // Proceedings of the International Conference “Scientific research of the SCO countries: synergy and integration”. Part 3. (April 20, 2022. Beijing, PRC) ISBN 978-5-905695-82-7. С. 24-32.
— Вклад в сохранение фольклорного наследия бачатских телеутов
(рец. на: Телеутский фольклор. М., 2020) // Этнографическое обозрение 2022, №3. С. 237-242.
— К жизнеописанию древнерусской княгини Владимирской Марии, родоначальницы Большого Гнезда: гендерный аспект исследований российских ученых // Прошлое, память, нарратив: гендерное измерение повседневности. Материалы XV Международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН. Пенза, 29 сент. – 2 окт. 2022 г. / отв. ред. Н.Л. Пушкарева, сост. А.И. Громова, А.В. Жидченко: в 2 ч. М.: ИЭА РАН, 2022.
— Культурно-просветительская и
миссионерская деятельность Русской Православной церкви
и развитие образования Осетии в XVIII–XIX вв. // Православие в Алании-Осетии: история, этнография, подвижники. Сборник статей, посвященный 1100-летию Крещения Алании / cост., отв. ред. З.Б. Цаллагова. М.: ИЭА РАН, 2023. – С. 50-61.
— Мария Ясыня, родоначальница Большого
Гнезда: от аланской княжны до святой русской княгини // Православие в Алании-Осетии: история, этнография, подвижники. Сборник статей, посвященный 1100-летию Крещения Алании / cост., отв. ред. З.Б. Цаллагова. М.: ИЭА РАН, 2023. – С. 150-166.
— Влияние интернет-зависимости подростков на социальную ситуацию их развития // Электронный рецензируемый научный журнал CITISE — ЦИТИСЭ No4 (38) 2023 С. 147-154.
— Ethnosocial situation of the development of Internet-addicted adolescents // Proceedings of the International University Scientific Forum “Practice Oriented Science: UAE – RUSSIA – INDIA”. (January 7, 2024. UAE). Р.26-32.
— Традиционная культура воспитания как содержательная основа этнопедагогической подготовки будущего учителя // Педагогическое образование: вызовы XXI века. / Отв. ред. Л.С. Подымова, А.В. Лукинова. – Москва, 2023. С. 291 -302
— Формирование морально-нравственных устоев детей в современной семье // ж. Проблемы научной мысли. №12 (т.4), 2023. С. 82-87
— Формирование навыков чтения на родном языке у младших школьников // ж. Проблемы научной мысли. №12 (т.4), 2023. С. 76-81 — Национальный героический эпос как содержательная основа этнокультурного образования («Давид Сасунский» и «Нарты») // «Армения как перекресток цивилизаций: историко-культурные связи». Материалы международной конференции 28-30 марта 2024. Ереван: Национальная академия наук Республики Армения, Ереванский государственный университет, Научно-аналитический фонд «Гегард», Центр “Орбели”, 2024. С. 102-104.
— Становление этнопедагогики: от этнологии детства к этнопедагогизации образовательного процесса // Этнопедагогика в культурном наследии народов России/ отв. ред., сост. З.Б. Цаллагова Э.В. Екеева. М.: ИЭА РАН, 2024. С. 59-69 (В соавт.)
— Этнопедагогический полилог национальных культур в научном наследии академика РАО Г.Н. Волкова // Этнопедагогика в культурном наследии народов России/ отв. ред., сост. З.Б. Цаллагова Э.В. Екеева. М.: ИЭА РАН, 2024. С. 77-93.
— Этнокультурная коннотация изучения фольклора как форма этнопедагогизации современного образовательного процесса // Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества. – Владикавказ: ИИА РСО-А, 2024. С. 345-351.
— Этнопедагогика семьи: традиции и современность // Инновационная деятельность педагога: традиции и современность. Владикавказ: СОГУ, 2024. С. 564-571. — Ossetian Nart Epic: Traditions of Upbringing and Problems of Education // Nersisyan school in Tbilisi and its role in the educational life of the Caucasus (2024 October 17-18) collection of international conference articles // Armenian state pedagogical university named after Khachatur Abovyan. Edited by S. Pogosyan. Yerevan: “Vahe Mkrtchan” PE, 2024. P. 222-232.
— Осетинский нартский эпос: взгляд сквозь призму этнопедагогики // ж. «Вестник антропологии», 2024, №3, с. 229-232
Контакты:
тел. 8-916-352-62-13
e-mail: tsallag@iea.ras.ru; sozieva@mail.ru