27.04.2024

12.12.2023
Северный семинар
Тема: «Социалистическая модернизация на Севере России: разработка и реализация проекта культбаз Комитета Севера на примере Таймыра»

 
Уважаемые коллеги!
Приглашаем на очередное заседание Северного семинара ИЭА РАН, который состоится в смешанном формате (каб. 1812) во вторник, 12 декабря, в 14:30.

Тема: «Социалистическая модернизация на Севере России: разработка и реализация проекта культбаз Комитета Севера на примере Таймыра»

Заседание продолжает цикл семинаров, которые проводятся в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения: 075-15-2022-328) и посвящены различным аспектам социалистической модернизации на Севере России.

В докладе м.н.с. отдела Севера и Сибири ИЭА РАН М.А. Мочаловой будут представлены некоторые итоги разработки проблемы институционализации культуры в процессе социалистической модернизации, осуществляемой на территориях проживания коренных народов п-ова Таймыр. Исследование охватывает период 1920-х–1930-х годов, когда в рамках работы Комитета содействия народностям северных окраин при Президиуме ВЦИК (Комитет Север) разрабатывался, а затем претворялся в жизнь масштабный проект по разворачиванию на Севере сети культурных баз. Культбазы создавались в рамках комплексного подхода к реализации национальной политики, в основе которой лежал перевод кочующих групп на оседлость и встраивание сообществ коренных народов в советскую экономическую систему через создание социальной инфраструктуры – учреждений здравоохранения, просвещения и культуры. На культбазы была возложена миссия по «воспитанию нового человека», так как они объединяли в себе сразу несколько (а порой и все) необходимые учреждения: школу, больницу, мастерские, кочующий красный чум и т.д.

Хатангская культбаза, строительство которой велось на протяжении всего существования Комитета Севера (с 1924 по 1935 г.) не стала исключением. В докладе будет рассмотрена дискуссия о планировании строительства культбазы и выборе места, а также представлены два кейса, непосредственно связанные процессом институционализации культуры. Это истории красного чума известной просветительницы Амалии Хазанович и краеведческого пункта, призванного собирать «этнографическую и естественнонаучную информацию» на территориях вокруг культбазы, превращая ее по задумке В.Г. Богораза в «постоянную экспедицию».

В своих исследованиях докладчица опирается на дюркгемианскую концепцию институтов, понимая их как «фабрики воспроизводства общественных отношений». Этот подход был расширен исследованиями антрополога М. Дуглас, широко описавшей функции институтов, связанные с представлениями о порядке вещей, прошлом, справедливости и удовлетворяющие принципу когерентности, что во многом сформировало оптику данного исследования. Институционализация при этом понимается как процесс формализации каких-либо взаимоотношений людей через создание системы институций-учреждений, происходящий ради удовлетворения некой потребности. В случае данного исследования – потребности государственной власти создать в коренных сообществах «советского человека», порожденной процессом модернизации и стремлением «преодолеть отсталость». Таким образом, институт культуры в советском государстве должен был так же, как и другие институты, касающиеся иных «сфер» общественной жизни помогать воспроизводить советскую, социалистическую модель отношений и советский «социальный порядок».

Исследование основано на материалах архивов (ГАРФ, ГАКК, Таймырский архив) и полевых материалах (устная история), собранных в экспедициях на Таймыр в 2021 и 2022 гг.

Для получения ссылки на онлайн-подключение можно обращаться к секретарю семинара Святославу Ковальскому: sokovalsky@iea.ras.ru