24.02.2024

14.12.2023
Семинар «Этнография народов Южной, Юго-Восточной, Восточной Азии и Океании: контакты и контексты культур»

 
14 декабря в 14:30 в Малом зале ИЭА РАН состоится заседание регулярного семинара «Этнография народов Южной, Юго-Восточной, Восточной Азии и Океании: контакты и контексты культур», организуемого Центром азиатских и тихоокеанских исследований.

Тема семинара: «Тыквенные боги и шакти-питхи: по следам возможного австроазиатского культурного субстрата в Индии».

Докладчик: Е.А. Ренковская – канд. филол. наук, научный сотрудник Института языкознания РАН

Миф о происхождении человечества, а также отдельных народов и кланов из тыквы является одним из самых распространенных антропогонических мифов на территории континентальной Юго-Восточной Азии и южного Китая. Среди разных вариантов мифа центральное место занимает сюжет о брате и сестре, спасшихся во время Всемирного потопа внутри тыквы и воссоздавших все живое заново. По мнению многих исследователей [Przyluski 1926, Чеснов 1976, Dang 1993 и др.], “тыквенный” антропогонический миф в Юго-Восточной Азии изначально возник у австроазиатских народов. С появлением описаний фольклора племен стало известно, что
«тыквенный» антропогонический миф о брате и сестре широко распространен среди дравидийских и мундских народностей южных регионов Одиши и Чхаттисгарха. Миф объединяет в себе первичное и вторичное (после Всемирного потопа) сотворение мира, а брат с сестрой одновременно являются и первыми людьми на земле, и божествами-демиургами. Таким демиургом является, в частности, главный бог мундского народа сора Киттунг (от сора ‘тыква’).

Данный доклад во многом основан на материалах экспедиции в штат Одиша в 2017 г. Австроазиатский субстрат присутствует в индуизме Одиши, о чем говорит наличие шиваитских божеств с «тыквенными» именами (Tumbeśvar, Alābukeśvar, Laukanāth). На конференции
«Дубянские чтения» 2022 г. нами было представлено сообщение о том, что бог Джаганнатх с большой вероятностью восходит к богу Киттунгу народа сора и, таким образом, тоже является субстратным австроазиатским «тыквенным» богом. В настоящем докладе мы планируем рассмотреть две проблемы, связанные с потенциальным австроазиатским субстратом в Индии:

1. «Тыквенный» антропогонический миф о брате и сестре зафиксирован у народов, не имеющих контактов с племенами Восточной Индии (ирула, бхилы). Во время экспедиции в Гуджарат 2023 г. нами был также собран материал о кастовой группе «тыквенных» чаранов (tumbel charan), согласно легенде, произошедших из тыквы. Можно говорить о том, что тыквенный миф не ограничивается племенными регионами Восточной Индии и распространен на сильно более широком ареале, чем даже выдвигаемый исследователями гипотетический ареал проживания прото-мунда.

2. Джаганнатх и другой «тыквенный» бог Тумбешвар играют роль бхайравов при шакти-питхах Вималы и Тары-Тарини. Обе этих шакти-питхи относятся к четырем ади-шакти-питхам – наиболее важным, как считается, местам шакти (две другие также расположены в Восточной Индии). Так, связь двух из четырех важнейших шакти-питх с субстратными «тыквенными» богами позволяет выдвинуть следующую гипотезу: легенда о Сати, возможно, связана с австроазиатским мифом о праматери, сгоревшей от своего ребенка-огня, от тела которой остались различные каменные образования. Здесь также будет проанализирована шакти-питха богини Хингладж на территории
Пакистана – ее связь с тыквенными чаранами, огнем, племенным регионом Восточной Индии и Джаганнатхом.

По вопросам онлайн-подключения просьба обращаться к секретарю семинара Марии Щербак mariam.net@mail.ru