26.04.2024

ИВАНОВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСЕЕВНА (1941 – 2017)

24 марта 2017 года ушла из жизни Людмила Алексеевна Иванова – специалист самого высокого класса по традиционной культуре народов Океании, историк и теоретик музейного дела, прежде всего в его источниковедческом и экспозиционном аспектах.

Людмила Алексеевна Иванова родилась 5 июня 1941г. в Ленинграде и разделила судьбу миллионов детей послевоенного времени. Отец ее во время Великой Отечественной войны работал на военном заводе в Кронштадте и умер в 1942 г. После окончания войны, вернувшись из эвакуации, Людмила, как и большинство ленинградцев, жила с мамой и бабушкой в большой коммунальной квартире пока в 1973 г., выйдя замуж, не переехала в Москву.

Окончив кафедру археологии ЛГУ в 1963 г. под непосредственным руководством своих учителей–выдающихся ученых – Льва Самойловича Клейна, Павла Иосифовича Борисковского, Михаила Петровича Грязнова, в 1964 г. поступила в Ленинградскую часть Института антропологии и этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР (ныне Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, в отдел Зарубежной Азии, Австралии и Океании, где проработала до 1973 г. Эти несколько лет оказались решающими в окончательном выборе ею своего направления в научной деятельности. Петербургская Кунсткамера стала ее пожизненной привязанностью и любовью. Она не только трепетно держала в руках вещи, изучая их, она вникала во всевозможные детали, касающиеся истории музея, деятельности его сотрудников, но и переживала их взаимоотношения более чем столетней давности так, как будто они были нашими современниками. Все последующие годы главным в ее исследовательской деятельности было всестороннее изучение культуры народов Океании, воплощенной в артефактах и музейных коллекциях. Она тщательно, до мелочей (в науке для нее мелочей не существовало!) изучала историю сложения и бытования этнографических коллекций, разрабатывала методику атрибуции и каталогизации музейных предметов, их экспонирования, описывала функционирование вещи в историческом времени и музейном пространстве, по отрывочным сведениям и архивным материалам воссоздавала биографии своих предшественников, которых считала своими учителями, прежде всего, Федора Карловича Руссова, которому посвятила свою монументальную книгу «Куковская коллекция Петербургской Кунсткамеры. Проблемы источниковедения и атрибуции» (М., 2005). Л.А. Иванова внесла много нового в музейное дело, показав, насколько оно может быть увлекательным и интересным. Без всякого преувеличения можно сказать, что Л.А. Иванова явилась создателем особого направления, которое она сама определила как «музейное источниковедение».

Прекрасная археологическая школа и опыт полевой работы на островах Океании сказались на ее исследованиях в области этнографии, прежде всего, в работах по традиционной культуре народов Океании. Особую страницу в жизни и творчестве Л.А. Ивановой представляла встреча с Николаем Николаевичем Мишутушкиным – художником по профессии и этнографом по призванию – русским французского происхождения, жившим на о. Вануату в Океании, а также его сподвижником – полинезийским художником Алоисом Пилиоко. Результатом стала публикация нескольких путеводителей, каталогов и статей, переведенных на французский и английский языки. Благодаря фонду Мишутушкина-Пилиоко Л.А. Иванова вела интенсивные полевые исследования и тщательно изучала музейные собрания во многих музеях и архивах обширного австрало-океанийского ареала. Ни один из специалистов по Океании в России (а может быть и в мире) не имел такого богатого опыта полевой и музейной работы в изучаемом регионе, как Л.А. Иванова. Это чувствуется в каждой ее публикации, независимо от жанра – будь то книга, научная статья, заметка в популярных изданиях или экспозиция. Работая в Океании, как в полевых условиях, так и музеях, архивах и библиотеках, Л.А. Иванова стремилась к максимально широкому охвату материала, который всегда был ей интересен. Наряду с этнографическим изучением народов Океании, она собирала материал о коллекциях из кругосветных плаваний Джеймса Кука, который был использован ею в создании экспозиции ««Последнее путешествие Дж. Кука. Куковская коллекция Кунсткамеры» в МАЭ (2002 г.), а позже в полной мере представлен в ее монументальной книге «Куковская коллекция Петербургской Кунсткамеры», в которой ей удалось сделать целый ряд открытий, показав подлинную научную значимость этого собрания, имеющего поистине мировое значение. Эта книга Л.А. Ивановой, наполненная множеством документальных свидетельств, цифр, описаний, терминов, очень подробных примечаний самого разнообразного характера, читается с неослабевающим интересом, на одном дыхании, потому что за деталями, характеризующими тот или иной предмет, просматриваются явления более широкого историко-культурного плана, касается ли это исторических связей России XVIII–XIX вв. со странами Тихоокеанского бассейна, событий, происходивших внутри Музея и, следовательно, его истории, особой роли выдающихся хранителей и исследователей этой знаменитой коллекции. Ее тщательное, дотошное отношение к материалам, касаются ли они явлений культуры, отдельных предметов, истории науки, биографии ученых, собирателей, художников, не знало границ. Ничто не могло заставить ее отдать работу в печать, если с ее точки зрения в ней оставались сомнительные для нее самой места. Она углубленно изучала музейную документацию, журналы поступлений, систему учета, архивные записи, сравнивала различные их варианты и устанавливала оригинальный, тщательно исследовала коллекционные описи, принципы составления этикеток, почерк автора того или иного документа, проводила собственные текстологические изыскания, анализировала пометы своих предшественников и т.д. и т.п., причем вносила в эту обыденную и монотонную работу творческое вдохновение. Удивительно, что при таком отношении к делу список ее работ очень внушительный. При чтении их невольно убеждаешься, что историческая наука вопреки расхожим представлениям, может быть такой же точной, как и другие науки, за которыми давно установилось право называться таковыми.

Не одно десятилетие жизни Л.А. Ивановой было связано с именем Н.Н. Миклухо-Маклая. Еще в 1996 г. она разработала концепцию и была фактическим организатором выставки в МАЭ, посвященной 150-летию со дня рождения выдающегося исследователя. Последние несколько лет она самозабвенно работала над книгой «Материалы и исследования по источниковедению и атрибуции коллекций МАЭ по Океании. Часть II. Собрание Н.Н. Миклухо-Маклая», в которой совершенно в ином свете предстает состав и значение знаменитого музейного собрания. Сама Л.А. Иванова наконец, сочла ее завершенной, т.е. удовлетворяющей тем высоким требованиям, которые обычно предъявляла себе в своих трудах, и собиралась издавать ее в 2017 г.

Эта последняя книга, как и предыдущие, носит отпечаток ее личности, наделенной разнообразными способностями, острым умом, необычайной целеустремленностью, страстным в отношением к делу и людям, нетерпимой к научной нечистоплотности, небрежности в работе, неуважительному отношению к трудам своих предшественников и коллег. Все те, кто шел с ней по жизни более пятидесяти лет, кто высоко ценил ее научное творчество и любил ее, много раз могли убедиться в ее душевной щедрости, самоотверженной преданности дружбе, глубокой порядочности и во многих других качествах ее бурной и темпераментной натуры, в которых ярко раскрывался образ этого неповторимого и незабываемого Человека.

Научное сообщество Москвы и Петербурга только через десять дней узнало о кончине ученого. Прощание с ней состоялось 8 апреля 2017 в Николо-Архангельском крематории.

Е.В. Ревуненкова

Оригинал на сайте Кунсткамеры: http://kunstkamera.ru/news_list/science/2017_04_10/