27.04.2024

XXIII Школа медицинской антропологии и биоэтики

 
18 и 20 декабря 2023 г. на базе ИЭА РАН работала очередная – XXIII Школа медицинской антропологии и биоэтики (с международным составом преподавателей и слушателей), которая, как и многие предыдущие, была ориентирована на студентов Московского государственного медицинского стоматологического университета (МГМСУ) им. А.И. Евдокимова. Такие Школы проводятся Центром медицинской антропологии (ЦМА) и Ассоциацией медицинских антропологов (АМА) в последние годы весной и осенью (иногда зимой); время определяется по согласованию расписаний основных занятий в университете. Участвуют в этом виде дополнительного обучения студенты со специальностью «лечебное дело» или «стоматология»; ранее мы много общались в аналогичном варианте с будущими медицинскими психологами и социальными работниками. В этот раз Школа была организована для почти состоявшихся стоматологов (студентов 5 курса).

Цель таких Школ, в процессе обучения в которых бывают задействованы преподаватели из различных научных учреждений и вузов России и зарубежных стран (большинство из них – члены российской Ассоциацией медицинских антропологов) – познакомить будущих врачей с основами медицинской антропологии, напомнить им об изучавшейся ранее биоэтике (читается им на начальных этапах обучения), а также расширить их представления о гуманитарной стороне их профессии. К сожалению, современная образовательная подготовка студентов в медицинских университетах организована так, что гуманитарные дисциплины там минимизированы, а это делает образование будущих врачей довольно узко прикладным.

В задачи Школы входит знакомство с научной деятельностью ИЭА РАН, в частности, к лекционной деятельности привлекаются ученые нашего Института.

Обычно для каждой конкретной Школы формируется свой преподавательский коллектив – в зависимости от специальности студентов. В данном случае для работы с будущими стоматологами максимальное большинство коротких ознакомительных лекций были ориентированы на проблемы стоматологии применительно к различным медицинским системам. Так, они услышали об особенностях стоматологии в традиционной китайской медицине и о современном использовании этой практики в Китае (к.фарм.н. Л.А. Павлова); при знакомстве с такими целостными традиционными медицинскими системами (ТМС) как российская ветвь бурято-тибетской медицины (к.и.н. О.С. Ринчинова) и индийская Аюрведа в ее исходном варианте и «глобальном» (к.м.н. Л.И. Монасыпова) студенты узнали об основах стоматологии в рамках данных практик; в лекции о российском травничестве и современной фитотерапии основной разговор тоже был сконцентрирован именно вокруг траволечения в стоматологии (к.м.н. Е.В. Корсун). Естественно, эти темы предварялись лекцией о том, что такое «неконвенциональная медицина», об основах ее классифицирования, о специфике ее составляющих и своеобразии специалистов, практикующих в рамках различных систем, практик, методов (д.и.н. В.И. Харитонова).

Поскольку основная ориентации Школы делается все-таки на расширение гуманитарного знания, то преподаватели рассказывали ребятам об особенностях коммуникация между врачом и пациентом в стоматологической сфере; о межкультурных аспектах в контексте медицинской антропологии (к.филос.н. А.П. Патракова); о проблемах информированного согласия, которые считаются сложнейшими в медицинской практике (к.филос.н. В.Н. Сокольчик). Даже при минимуме времени, которым мы располагаем на подобных мероприятиях, удалось обсудить вопрос профессионального призвания врача в прошлом и настоящем (к.филос.н. М.А. Корецкая); поговорить о медицине будущего в контексте противостояния и общения врача и пациента в новой цифровой реальности (к.соц.н. Н.В. Присяжная).

Важнейшим акцентом наших Школ остаются вводные лекции о том, кто такие медицинские антропологи и каково их место в системах здравоохранения в разных странах мира, каким может быть правильное использование таких профессионалов в России (д.и.н. В.И. Харитонова); что такое медицинская антропология – об истоках и специфике науки и прикладной практике (д.филос.н. Д.В. Михель).

Важным для будущих стоматологов было знакомство с Центром физической антропологии ИЭА РАН, его работой в сфере одентологии и коллекциями материалов, хранящимися в ЦФА. Со всем этим, делая акцент на расовых и этнических различиях человека, проявляющихся в челюстно-зубных особенностях, интересно рассказала студентам с.н.с. ЦФА ИЭА РАН к.и.н. Н.А. Лейбова. Этот завершающий разговор превратился в увлекательный интерактивный семинар, в котором участвовали студенты, пытаясь продемонстрировать свои знания в избранной ими профессиональной области.

Школу – это уже стало многолетней традицией – подготовили и провели г.н.с. ИЭА РАН д.и.н. В.И. Харитонова (президент АМА) и доцент МГМСУ к.м.н. Ю.Р. Булдакова (член Совета АМА).

В.И. Харитонова

Программа XXIII Школы МАиБ

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
previous arrow
next arrow