Лекция Т.С. Чабиевой «Курхарс — тайна древнего головного убора ингушских женщин» 3 октября
Уважаемые коллеги, 3 октября в 19.00 в культурном центре Меридиан состоится лекция к.и.н., н.с. отдела Кавказа ИЭА РАН Танзилы Саварбековны Чабиевой «Курхарс — тайна древнего головного убора ингушских женщин».
Курхарс — традиционный головной убор, который ингушские женщины (г1алг1ай) носили вплоть до ХХ века. Его можно было встретить исключительно у ингушей, что подтверждается обнаруженными осенью 2022 года в разрушенном склепе Цори артефактами материальной культуры, в числе которых было значительное количество курхарсов, старинных элементов одежды, музыкальных инструментов и др.
Курхарсы исследовались такими видными учеными, как Е. И. Крупнов, Л. П. Семенов, В. Б. Виноградов и другими, которые отмечали, что этот головной убор имеет долгую историю бытования в ингушских обществах и занимает особую роль в материальной культуре ингушей. Исследователи связывают курхарс и с историей амазонок.
В письменных источниках курхарс упоминается в 1638 г., в донесении русских послов князя Федора Волконского и дьяка Артемия Хватова московскому царю. Описывая свой путь в Грузию через Кистинское ущелье, они сообщали о его жителях: «…Мужчины одеты по-черкесски, а женщины носят на головах рога в пол-аршина».
Курхарс имел множество разных форм: двухрожковые, в виде клювов, хоботков, невысоких колпаков. Специфика форм курхарса приводит специалистов к выводам об их тесной связи с языческими верованиями ингушей, сакрализацией природы. Женский парадный головной убор курхарс и женские серебряные височные кольца, которые дополняют его «композицию», являются выражением сугубо индивидуальных особенностей ингушских женщин.
В рамках заявленной темы будет проанализирован широкий спектр этнографических источников и трудов, в которых исследовался курхарс, специфика его изготовления, классификация разнообразия головных уборов ингушей, а также особенности его бытования в ингушском обществе.