Отчет о заседании Школы Молодого Антрополога ИЭА РАН

В преддверии Нового 2025 года в Центре физической антропологии состоялось очередное заседание Школы молодого антрополога (рук-ль Г.А. Аксянова) на тему «Край мой родной: ожившая история». Окончание календарного года и желание создать праздничное настроение подсказали этнографическую направленность встречи, посвященную историческому костюму и народному промыслу глиняной игрушки. С красочными презентациями выступили студенты-историки Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН) Маргарита Козина, Илья Филимонов, а также к.и.н., снс Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева УФИЦ РАН Елена Евгеньевна Нечвалода.

Маргарита Козина – молодой увлеченный участник молодежного общественного движения исторических реконструкторов эпохи викингов. В своем докладе «Движение исторических реконструкторов в Липецкой обл.: Древняя Русь и скандинавские регионы – костюмный комплекс» она рассказала о ежегодном фестивале Русборг, его истории, цели, содержании, условиях и правилах для участников программы. Один из крупнейших фестивалей военно-исторических клубов на постсоветском пространстве проводится каждый год при поддержке администрации области. Его участники воссоздают внешний облик, быт, занятия и сражения представителей нескольких средневековых культур и народов: роменско-борщёвской культуры (славянские племена вятичей и северян), салтово-маяцкой культуры (хазары, аланы), дружинной культуры Киевской Руси (варяги и русы). Все костюмы, обувь, украшения, предметы быта и вооружения по моделям, технологиям, материалам и пр. проходят строгую паспортную комиссию на соответствие археологическим находкам относительно культурных традиций, социального ранга и роли в отображаемой культуре. Маргарита показала несколько предметов из своего комплекта, в т.ч. самостоятельно вручную сшитое платье.

Нечвалода Елена Е. выступила /онлайн/ с близким по тематике докладом: «Культуры Южного Урала (ранний железный век – средние века): графические реконструкции костюма». Ее взгляд и опыт художника был реализован, в частности, для иллюстрации исторических костюмов разных археологических культур в коллективной монографии «Башкиры» (М.: Наука, 2015. – Серия «Народы и культуры»). Докладчик рассказала о разнообразии костюмных комплексов в прошлые эпохи по назначению, покрою, материалу, атрибутам,  о специфических трудностях в ходе реконструкции. Особый акцент Елена Евгеньевна сделала на необходимости обращения художника к этнографическим материалам в данном направлении работ.

Илья Филимонов в докладе «Романовская глиняная игрушка в Липецкой обл.» рассказал в хорошей художественной манере о зарождении и развитии народного промысла в его родном регионе, об известных мастерах, о функциональном назначении, цветовой гамме и разнообразии сюжетов, отраженных в игрушке. Гончарное ремесло развивалось на землях богатых разными сортами глины, от белой до черной, особенно в Романовской волости Липецкого уезда (село Романово, в наст. вр. с. Ленино). Романовская игрушка стала одной из визитных карточек области. Она всегда была музыкальной, благодаря качеству местной глины. Это были свистульки в форме животных и птиц, фигурки с санями и всадниками. С открытием Липецкого курорта в начале XIX в. популярность романовской игрушки растет, появились  фигурки генералов, троек, барышень в нарядах, семейных пар, матушек с ребенком. Характерны декоративные полоски и ямочки, нанесенные палочкой по сырой глине; в раскраске преобладают желтые, зеленые, красные цвета ярких оттенков. В конце XIX в. это не столько игрушка, сколько нарядная статуэтка. В послереволюционное время, когда интерес к народному искусству упал, гончарное ремесло постепенно угасало и сохранялось благодаря отдельным мастерам и семейному промыслу. С конца XX в. появляются очаги сохранения гончарного мастерства. В 2004 г. открыт «Центр традиционной романовской керамики»; в 2011 г. традиции романовского промысла сохраняет Областной Центр романовской игрушки. В фондах известных отечественных музеев имеются наиболее ранние образцы липецкой игрушки 2-й половины XIX в. (Русский музей и РЭМ в Санкт-Петербурге, Липецкий краеведческий музей). Однако авторские экземпляры мастеров XX столетия представлены в музеях нашей страны и за рубежом, в частных коллекциях, экспонируются на выставках.

Наша предновогодняя встреча закончилась чаепитием при оживленной дружеской беседе молодежи.

Информацию подготовили Г.А. Аксянова, И. Филимонов.