
23 апреля в ИЭА РАН состоялся круглый стол «Болевые точки здравоохранения – медицинская этика: врач VS пациент»
23 апреля (среда, 16:00 – 20:00) состоялся международный российско-белорусский круглый стол / конференция «БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ – МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА: ВРАЧ VS ПАЦИЕНТ».
Заседание в форме вебинара подготовлено и проведено Центром медицинской антропологии ИЭА РАН (модератор — д.и.н. В.И. Харитонова, техн. модератор Д.С. Баранов, аспирант ЦМА ИЭА РАН).
На конференции были представлены доклады, в которых обсуждались важнейшие проблемы как белорусского, так и российского здравоохранения, сконцентрированные в основном вокруг сложностей взаимоотношений врача (медицинского работника) и пациента. Обсуждение было ориентировано, с одной стороны, на медицинскую этику, биоэтику и их законодательные аспекты, с другой – на непосредственное коммуницирование медицинских работников и пациентов/клиентов, в том числе на обучение медицинской коммуникации, в первую очередь, медицинских работников. Впрочем, озвучивались и идеи обучения коммуникации пациентов.
В программу были включены 2 доклада из Республики Беларусь (Минск); российская сторона представила три доклада (два – Москва, один – Самара).
(16:00 – 18:30)
- «Конфиденциальность данных пациента в век информатизации»
Валерия Николаевна Сокольчик (Минск)
- «Этические вопросы доверия пациента медицинскому работнику»
Николай Владимирович Голобородько (Минск)
- «Как устроен диалог с пациентом: взгляд врача»
Ольга Анатольевна Фролова (Самара)
- «Медицинская коммуникация в России глазами медицинских работников и пациентов»
Анна Владимировна Серкина, Назир Азретович Боттаев (Москва)
- «”Школа СоОбщение”: научные обоснования эффективной коммуникации врач — пациент»
Олег Владимирович Насеткин (Москва)
(18:30 – 20:00)
Выступления докладчиков были продолжены общей дискуссией, которая включала, в т.ч. ответы на вопросы (обычно они пишутся в чат, и на его полях, где порой происходят, параллельно докладам, даже активные обсуждения затрагиваемых проблем). Разговор, модерируемый Валентиной Ивановной Харитоновой, был высоко профессиональным и продуктивным. В нем, в частности, из Волгограда (ВолгГМУ) приняла участие философ, крупнейший специалист по биоэтике, заслуженный деятель науки РФ Седова Наталья Николаева (д.юрид.н., д.филос.н., проф.). Сами докладчики очень заинтересованно обсуждали основные проблемы и неотложные вопросы для развития образования в плане необходимой подготовки и пере- или до-подготовки медицинских работников; особенностей создания системы такой подготовки в медицинских вузах, а также возможностей развития уже существующих вариантов эффективной коммуникации «врач – пациент». По результату дискуссии было принято решение о работе, на основе состоявшегося разговора, над рекомендациями в адрес различных властных структур, занимающихся проблемами здравоохранения.
НАШИ ГОСТИ
Валерия Николаевна Сокольчик
кандидат философских наук,
доцент;
докторант
Института философии
Национальной Академии Наук
(НАН) Беларуси
(Минск: Беларусь)
Краткая справка об авторе:
Сокольчик Валерия Николаевна более 25 лет работает в сферах, связанных со здравоохранением, в т.ч. в образовательных учреждениях: медицинский университет, медицинская академия последипломного образования, национальный комитет по биоэтике Беларуси; область научных интересов: биоэтика, медицинская этика, методология науки.
Николай Владимирович Голобородько
кандидат медицинских наук,
доцент кафедры педиатрии
Института повышения квалификации
и переподготовки кадров здравоохранения
учреждения образования
«Белорусский государственный медицинский университет»
(Минск: Беларусь)
Ольга Анатольевна Фролова
врач-терапевт, врач-кардиолог,
тренер по медицинской коммуникации, руководитель проекта по коммуникации SberHealth, автор тг-канала про общение врача с пациентом «Простыми словами»
(Самара)
Анна Владимировна Серкина
клинический психолог,
специалист по коммуникации
в медицине,
член Международной ассоциации
по общению в медицине,
соавтор тг-канала
«Soft Skills в медицине» https://t.me/empowermed
(Москва)
Назир Азретович Боттаев
кандидат медицинских наук,
врач-невролог,
тренер навыков профессионального медицинского общения,
сотрудник
Аккредитационно-симуляционного центра Сеченовского Университета.
Соавтор тг-канала «Soft Skills в медицине» (Москва)
Олег Владимирович Насеткин
врач-травматолог,
преподаватель и симулированный пациент
медицинской “Школы СоОбщение”
(Москва)
Информация о докладах:
В.Н. Сокольчик
Аннотация (вопросы, рассматриваемые в докладе)
- Проблема конфиденциальности данных пациента в современном здравоохранении (этико-правовые подходы): право человека получать информацию о своих данных, проблема предоставления информации о пациенте его родственникам, проблемы конфиденциальности данных несовершеннолетних пациентов, проблема предоставления данных пациентов по требованиям гос. Органов и т.д.
- Проблема конфиденциальности данных пациента в цифровую эпоху: право «быть забытым» и решение пациента о размещении/ неразмещении своих данных в базах данных, проблема ограничения доступа к данным, проблемы защиты данных и т.д.
- Этические принципы работы с данными (базами данных).
Н.В. Голобородько
Аннотация доклада
Доверие определяется как твердая убежденность в компетентности, честности и добрых намерениях объекта доверия, что позволяет субъекту положиться на его мнение и поступить в соответствии с ним. Доверие в медицинской практике является социальным благом с собственной внутренней ценностью.
Этические вопросы включают нечеткую взаимосвязь понятий «доверие» и «заслуживающий доверия» в медицине, готовность пациента быть уязвимым к возможному риску эксплуатации, непонимание пациентом вероятностности принимаемых в медицине решений, а также условной и изменяющейся природы науки, ограниченность доверия определенными ситуациями, необходимость приложения усилий чтобы заслужить доверие (медицинским работником, равно как и на институциональном уровне), вопрос заимствования доверия, и наконец взаимный характер доверия между врачом и пациентом.
На эмпирическом материале показана роль доверия в формировании отношения родителей к вакцинации детей, причем под понятием «доверие» родители среди прочего подразумевали готовность следовать принятым в обществе моделям поведения, делегирование ответственности медработнику, а также способ подтвердить правильность собственного мнения.
О.А. Фролова
Аннотация доклада
Эффективный диалог между врачом и пациентом – ключ к доверию, соблюдению рекомендаций и снижению профессионального выгорания. Но, несмотря на его важность, коммуникации по-прежнему не учат системно в медицинских вузах. Врач выходит в практику с багажом клинических знаний, однако без инструментов для выстраивания продуктивного, спокойного и уважительного диалога с пациентами. В итоге страдают обе стороны: пациенты не понимают назначения, не следуют рекомендациям и чувствуют себя потерянными, а врачи сталкиваются с раздражением, конфликтами и эмоциональным истощением.
На встрече поговорим о том, почему коммуникация – это такой же профессиональный навык, как диагностика или назначение терапии. Тренеры по коммуникации видят, как обучение помогает врачам легче справляться с трудными ситуациями, увереннее общаться с пациентами и получать больше удовлетворения от своей работы.
А.В. Серкина, Н.А. Боттаев
Аннотация доклада
Мы занимаемся медицинской коммуникацией в России больше 10 лет в самых разных контекстах, в своем докладе поделимся наблюдениями:
– как врачи и другие медицинские работники воспринимают коммуникацию с пациентами их родственниками;
– как сложившаяся культура коммуникации в медицинской среде влияет на общение с пациентами;
– как выглядит запрос на обучение коммуникации у медицинских работников;
– чего хотят пациенты и их близкие от медицины и чему они готовы учиться в плане коммуникации.
О.В. Насеткин
Аннотация доклада
Автор познакомит участников конференции с особенностями работы первой в России Школы коммуникации для медицинских специалистов, работающей уже 10 лет с ведущими врачами и клиниками страны (была создана А.А. Сонькиной-Дорман — https://soobshenie.com/), об адаптированных для РФ программах и методиках, созданных мировыми экспертами. Школа использует метод практического обучения с симулированным пациентом. Для нее характерен индивидуальный подход, создание безопасной атмосферы, живое общение.
В выступлении будут представлены особенности работы при сообщении плохих новостей; работе с пациентами с сильными эмоциями; с разными типами сложных пациентов; речь пойдет также о тайминге и структуре консультаций, о партнерстве и патернализме; о том, как устанавливать контакт и атмосферу доверия, как донести информацию и вовлечь пациента в процесс совместной работы.
Докладчик проанализирует особенности работы Школы коммуникации и результаты обучения представителей медицинских профессий.