Северо-Западный федеральный округ


Кружевное панно «Птица счастья». Автор: Г.Н. Мамровская, засл. худ. РФ
Материалы: лён
Вологодская область, Северо-Западный федеральный округ
Вологодское кружево — вид русского кружева, распространённого в Вологодской области. Типичный материал для вологодских кружев — лён, отбелённый или суровый. Узоры плетёного кружева зависят от техники плетения. В Вологде было распространено как парное, так и сцепное кружево. Парной или многопарной техникой плетения выплетается чаще всего кружево мерное — полоса относительно неширокого кружева для отделки одежды или предметов интерьера. Парное кружево требует огромного количества пар коклюшек (отсюда и название), что делает процесс весьма трудоёмким. Сцепное кружево состоит из двух частей: основного узора и решёток. Формы основного узора образуются непрерывно изгибающейся тесьмой — полотнянкой или вилюшкой — которая и создаёт всё богатство орнаментального узорочья. Узоры в сцепном кружеве более разнообразны, чем в парном. Это могут быть и геометрические фигуры, и мотивы растительного и животного мира, и фантастические существа, и явления природы, и человеческие фигуры, и архитектурные сооружения, и достижения техники.

Холмогорский район, Архангельская область, Северо-Западный федеральный округ
Холмогорская резная кость — народный художественный промысел, который практикуется в сёлах Холмогорского района Архангельской области. Именно здесь во второй половине XVII в. складываются традиции и технологии промысла. Особенно ценился мастерами «рыбий зуб», так здесь называли моржовые клыки. Этот материал был дешевле привозной слоновой кости и более удобен для обработки. Кроме «рыбьего зуба» северные косторезы любили работать с «голубой костью» — это бивни мамонта. Основные приёмы резьбы (сочетание ажурного орнамента с сюжетными рельефными изображениями, цветная гравировка, подкладка под ажурную резьбу цветной фольги, подкраска пластин кости) сложились в период расцвета холмогорского промысла в XVIII в. Искусно выполненные предметы из моржовой, слоновой и мамонтовой кости — браслеты, гребни, табакерки, коробочки, шкатулки, ларцы, декоративные кубки, миниатюрные секретеры, пластины с портретами — пользовались большим спросом.

Традиционная национальная игрушка ненцев. Материалы: клюв птицы, разноцветные лоскуты ткани, бисер
Ненецкий автономный округ, Северо-Западный федеральный округ
В основе куклы нухуко — верхняя часть птичьего клюва. Для мужской куклы берут надклювье гуся, а для женской — утки. Для кукол, изображающих детей, используют клювик небольших водоплавающих птиц. Образ утки связан с мифологией северных племён. По легенде, мир возник из щепотки земли, которую подняла утица со дна мирового океана, а из ее яиц появились два первых верховных бога. Утка всегда была символом женской силы, деторождения, семьи и чистоты, потому что она каждый год улетала к богу Нуму. Туловище куклы нухуко сделано из лоскутка материи, примотанного лентой к основанию надклювья. Рук и ног у кукол нухуко не бывает. Глаза кукле рисовать боялись: люди верили, что тогда кукла начнет видеть, оживёт и заберёт душу ребёнка. Одежда куклы тоже подчинена ритуалу: для неё используют нечётное количество разноцветных лент. Женской кукле дополнительно делают косички из шнурков или бисера. С малых лет ненецких девочек учат выкраивать наряды куклы, сшивать их между собой и правильно подбирать декоративные элементы для украшения.

Республика Карелия, Северо-Западный федеральный округ
«Ка́левала» («Kalevala») — карело-финский эпос о приключениях обитателей сказочной страны Калевалы. В «Калевале» отображено мифологическое представление об истории прибалтийско-финских народов: от создания мира из яйца утки и рождения Вяйнямёйнена — родоначальника и предводителя этноса, прорицателя, песнопевца, врачевателя — до вступления в эпоху христианства. В «Калевале» выдержана стилистика карело-финского фольклора: она написана характерным, т.н. калевальским, размером — 4-стопным хореем без деления на строфы, с широким применением аллитераций внутри строки, синтаксического параллелизма, постоянных эпитетов. «Калевала» положила начало традиции литературной обработки национальных эпосов.

Низкая обувь саамов, чуть выше щиколотки. Материалы: мех, кожа
Мурманская область, Северо-Западный федеральный округ
Зимние каньги шьются из меха ворсом наружу, для пошива используют койбы — выделанные шкуры с оленьих ног. Летние каньги изготавливали из кожи тюленя или обработанной дублёной оленьей кожи. Их носили и дома, и на улице. Преимущество такой обуви — в легкости. Их было удобно сушить, не снимая штанов. Вследствие этого каньги носились в основном летом, осенью и весной. Характерная черта канег — загнутый кверху нос. Такая конструкция мешала лыжам соскальзывать с ноги. В верхней части имелось два длинных плетёных ремешка, изготовленных из шерсти, под названием «оборы». Их пришивали по две спереди канег, затем обматывали вокруг ноги и тем самым прочно фиксировали обувь. Стельки заменялись пучками сухой травы. Для этого осенью саамы собирали траву осоку, отбивали ее до мягкости и просушивали. На ноги под обувь надевали вязаные чулки без ступни. Обувь была одинаковой для мужчин, женщин и детей. Праздничные каньги обильно украшали кистями, подвесками, бусами, тесьмой. Очень ценятся каньги из меха белого цвета. Это праздничный вариант обуви (их надевали невесты на свадьбу).

Автор: Н.В. Мелешева
Республика Коми, Северо-Западный федеральный округ
Вычегодская роспись по дереву — связанная со старообрядческой традицией крестьянской росписи по дереву вычегодских коми-зырян, бытовала на рубеже XIX–XX вв. в селах и деревнях Усть-Сысольского и Яренского уездов Вологодской губ. (территории современных Усть-Куломского и Корткеросского р-нов Республики Коми). Для нижневычегодских коми характерны лопатообразные прялки с цветочным орнаментом, нанесённым свободнокистевой росписью; для верхневычегодских — веслообразные прялки с геометрическими мотивами (вписанные друг в друга разноцветные круги, нередко зеркально-симметричные по вертикальной оси; четырех-, шести-, восьмилучевые розетки; окружности с контрастными точками и др.). Особенность техники верхневычегодской росписи — нанесение живописных геометрических композиций красками поверх резного контурного орнамента, предварительно выполненного на деревянном изделии с помощью резцов и столярного циркуля. Роспись Верхней Вычегды среди крестьянских росписей русского Севера выделяется гораздо большей яркостью, насыщенностью цветов, широкой цветовой палитрой. И прежде всего это касается фона. Если на берегах Мезени и Пижмы расписывали золотистый фон гладкой деревянной поверхности в её естественном виде, то на Вычегде рисунки наносились на фон, окрашенный в мягкие, часто насыщенно яркие тона. Обычно фоновыми красками служили оттенки «теплых» цветов: красного, оранжевого, коричнево-красного. Орнамент вбирал в себя насыщенные цвета: чёрный, белый, синий, тёмно-зелёный.

Архангельская область, Северо-Западный федеральный округ
Резьба по капу — художественный промысел, который был известен на Руси ещё в XII в., традиционно его ведут мастера Русского Севера, включая Вятку. Кап – нарост на дереве, возникающий в местах разрастания побегов и спящих почек.
Кап — редкий, очень твёрдый и красивый материал с необычным рисунком волокон, по виду напоминающим мрамор. Каповые изделия — посуда, украшения, декоративные вазы, подсвечники, курительные трубки, рукоятки для различных типов оружия — выполняли в первую очередь декоративную функцию и могли также дополняться инкрустацией с использованием драгоценных камней и металлов. Каповые изделия всегда были большой редкостью и ценились весьма высоко.

(Шкатулка, короб)
Архангельская область, Северо-Западный федеральный округ
Традиция мезенской росписи как русского (поморского) декоративно-прикладного искусства сложилась в низовьях реки Мезень в селе Палащелье Архангельской области и считается одной из древнейших. Особенностями мезенской росписи являются: графичность (линия, контур, силуэт); использование только двух цветов — красного и чёрного; наличие ярусов (полос, расположенных по канону, в строгом иерархичном порядке сверху вниз), разделённых друг от друга лентами орнаментов (бердо). В данных ярусах размещались такие анималистические образы, как птицы, олени, кони, а также сцены катания и охоты. Каждый ярус в этой росписи имел определённое «иерархическое» значение, и, например, вереница оленей располагалась выше, чем ряд лошадей (олень ассоциировался с богом Родом, а Рожаницы украшались оленьими рогами — символом плодородия). Бег оленей и коней также не случаен и имеет свой сакральный смысл — он символизирует движение светила по небосводу (солнечный путь или движение времени).

Ленинградская область, Северо-Западный федеральный округ
Береста — это розовато-бежевый слой берёзовой коры, расположенный под наружным белым слоем. Она представляет собой прочный и гибкий материал, не пропускающий воду и не поддающийся гниению; содержит ионы серебра, имеющие бактерицидные свойства. Для изготовления необходимых предметов использовали пластовую бересту и берестяные ленты. Плетением из них занимались как мужчины, так и женщины. Из берестяных лент плели заплечные кошели, корзины и лукошки для сбора ягод и грибов, ёмкости для хранения рыбы и различных припасов, корзины-севалки, дорожные и столовые солонки. У вепсов преобладала «косая» техника плетения. Из пласта бересты или цельного «сколотня» («сколотень» — кусок бересты цилиндрической формы, целиком снятый с дерева) изготавливали ведра, туеса, коробки для женского рукоделия. Незаменима береста была и во время полевых и лесных работ: из неё мастерили коробки для приготовления пищи, которые закапывали в землю до верхнего края, а вокруг разводили костер. В такой посуде можно было приготовить чай или суп. На Русском Севере берестяной промысел особенно широко был распространен в Вологодской, Новгородской и Архангельской областях, причем в каждой области сложились самобытные традиции плетения и способы художественного оформления берестяных изделий — тиснение, роспись, резьба, выскабливание.






