Северо-Западный федеральный округ

Вологодское кружево

Кружевное панно «Птица счастья». Автор: Г.Н. Мамровская, засл. худ. РФ

Материалы: лён

Вологодская область, Северо-Западный федеральный округ

Вологодское кружево — вид русского кружева, распространённого в Вологодской области. Типичный материал для вологодских кружев — лён, отбелённый или суровый. Узоры плетёного кружева зависят от техники плетения. В Вологде было распространено как парное, так и сцепное кружево. Парной или многопарной техникой плетения выплетается чаще всего кружево мерное — полоса относительно неширокого кружева для отделки одежды или предметов интерьера. Парное кружево требует огромного количества пар коклюшек (отсюда и название), что делает процесс весьма трудоёмким. Сцепное кружево состоит из двух частей: основного узора и решёток. Формы основного узора образуются непрерывно изгибающейся тесьмой — полотнянкой или вилюшкой — которая и создаёт всё богатство орнаментального узорочья. Узоры в сцепном кружеве более разнообразны, чем в парном. Это могут быть и геометрические фигуры, и мотивы растительного и животного мира, и фантастические существа, и явления природы, и человеческие фигуры, и архитектурные сооружения, и достижения техники.

Холмогорская резная кость

Холмогорский район, Архангельская область, Северо-Западный федеральный округ

Холмогорская резная кость — народный художественный промысел, который практикуется в сёлах Холмогорского района Архангельской области. Именно здесь во второй половине XVII в. складываются традиции и технологии промысла. Особенно ценился мастерами «рыбий зуб», так здесь называли моржовые клыки. Этот материал был дешевле привозной слоновой кости и более удобен для обработки. Кроме «рыбьего зуба» северные косторезы любили работать с «голубой костью» — это бивни мамонта. Основные приёмы резьбы (сочетание ажурного орнамента с сюжетными рельефными изображениями, цветная гравировка, подкладка под ажурную резьбу цветной фольги, подкраска пластин кости) сложились в период расцвета холмогорского промысла в XVIII в. Искусно выполненные предметы из моржовой, слоновой и мамонтовой кости — браслеты, гребни, табакерки, коробочки, шкатулки, ларцы, декоративные кубки, миниатюрные секретеры, пластины с портретами — пользовались большим спросом.

Кукла нухуко

Традиционная национальная игрушка ненцев. Материалы: клюв птицы, разноцветные лоскуты ткани, бисер

Ненецкий автономный округ, Северо-Западный федеральный округ

В основе куклы нухуко — верхняя часть птичьего клюва. Для мужской куклы берут надклювье гуся, а для женской — утки. Для кукол, изображающих детей, используют клювик небольших водоплавающих птиц. Образ утки связан с мифологией северных племён. По легенде, мир возник из щепотки земли, которую подняла утица со дна мирового океана, а из ее яиц появились два первых верховных бога. Утка всегда была символом женской силы, деторождения, семьи и чистоты, потому что она каждый год улетала к богу Нуму. Туловище куклы нухуко сделано из лоскутка материи, примотанного лентой к основанию надклювья. Рук и ног у кукол нухуко не бывает. Глаза кукле рисовать боялись: люди верили, что тогда кукла начнет видеть, оживёт и заберёт душу ребёнка. Одежда куклы тоже подчинена ритуалу: для неё используют нечётное количество разноцветных лент. Женской кукле дополнительно делают косички из шнурков или бисера. С малых лет ненецких девочек учат выкраивать наряды куклы, сшивать их между собой и правильно подбирать декоративные элементы для украшения. 

«Калевала» — иллюстрированное издание

Республика Карелия, Северо-Западный федеральный округ

«Ка́левала» («Kalevala») — карело-финский эпос о приключениях обитателей сказочной страны Калевалы. В «Калевале» отображено мифологическое представление об истории прибалтийско-финских народов: от создания мира из яйца утки и рождения Вяйнямёйнена — родоначальника и предводителя этноса, прорицателя, песнопевца, врачевателя — до вступления в эпоху христианства. В «Калевале» выдержана стилистика карело-финского фольклора: она написана характерным, т.н. калевальским, размером — 4-стопным хореем без деления на строфы, с широким применением аллитераций внутри строки, синтаксического параллелизма, постоянных эпитетов. «Калевала» положила начало традиции литературной обработки национальных эпосов.

Каньги

Низкая обувь саамов, чуть выше щиколотки. Материалы: мех, кожа

Мурманская область, Северо-Западный федеральный округ

Зимние каньги шьются из меха ворсом наружу, для пошива используют койбы — выделанные шкуры с оленьих ног. Летние каньги изготавливали из кожи тюленя или обработанной дублёной оленьей кожи. Их носили и дома, и на улице. Преимущество такой обуви — в легкости. Их было удобно сушить, не снимая штанов. Вследствие этого каньги носились в основном летом, осенью и весной. Характерная черта канег — загнутый кверху нос. Такая конструкция мешала лыжам соскальзывать с ноги. В верхней части имелось два длинных плетёных ремешка, изготовленных из шерсти, под названием «оборы». Их пришивали по две спереди канег, затем обматывали вокруг ноги и тем самым прочно фиксировали обувь. Стельки заменялись пучками сухой травы. Для этого осенью саамы собирали траву осоку, отбивали ее до мягкости и просушивали. На ноги под обувь надевали вязаные чулки без ступни. Обувь была одинаковой для мужчин, женщин и детей. Праздничные каньги обильно украшали кистями, подвесками, бусами, тесьмой. Очень ценятся каньги из меха белого цвета. Это праздничный вариант обуви (их надевали невесты на свадьбу).

Вычегодская прялка (вычегодская роспись по дереву)

Автор: Н.В. Мелешева

Республика Коми, Северо-Западный федеральный округ

Вычегодская роспись по дереву — связанная со старообрядческой традицией крестьянской росписи по дереву вычегодских коми-зырян, бытовала на рубеже XIX–XX вв. в селах и деревнях Усть-Сысольского и Яренского уездов Вологодской губ. (территории современных Усть-Куломского и Корткеросского р-нов Республики Коми). Для нижневычегодских коми характерны лопатообразные прялки с цветочным орнаментом, нанесённым свободнокистевой росписью; для верхневычегодских — веслообразные прялки с геометрическими мотивами (вписанные друг в друга разноцветные круги, нередко зеркально-симметричные по вертикальной оси; четырех-, шести-, восьмилучевые розетки; окружности с контрастными точками и др.). Особенность техники верхневычегодской росписи — нанесение живописных геометрических композиций красками поверх резного контурного орнамента, предварительно выполненного на деревянном изделии с помощью резцов и столярного циркуля. Роспись Верхней Вычегды среди крестьянских росписей русского Севера выделяется гораздо большей яркостью, насыщенностью цветов, широкой цветовой палитрой. И прежде всего это касается фона. Если на берегах Мезени и Пижмы расписывали золотистый фон гладкой деревянной поверхности в её естественном виде, то на Вычегде рисунки наносились на фон, окрашенный в мягкие, часто насыщенно яркие тона. Обычно фоновыми красками служили оттенки «теплых» цветов: красного, оранжевого, коричнево-красного. Орнамент вбирал в себя насыщенные цвета: чёрный, белый, синий, тёмно-зелёный.

Ковш из капа

Архангельская область, Северо-Западный федеральный округ

Резьба по капу — художественный промысел, который был известен на Руси ещё в XII в., традиционно его ведут мастера Русского Севера, включая Вятку. Кап – нарост на дереве, возникающий в местах разрастания побегов и спящих почек.

Кап — редкий, очень твёрдый и красивый материал с необычным рисунком волокон, по виду напоминающим мрамор. Каповые изделия — посуда, украшения, декоративные вазы, подсвечники, курительные трубки, рукоятки для различных типов оружия — выполняли в первую очередь декоративную функцию и могли также дополняться инкрустацией с использованием драгоценных камней и металлов. Каповые изделия всегда были большой редкостью и ценились весьма высоко.

Мезенская (палащельская) роспись

(Шкатулка, короб)

Архангельская область, Северо-Западный федеральный округ

Традиция мезенской росписи как русского (поморского) декоративно-прикладного искусства сложилась в низовьях реки Мезень в селе Палащелье Архангельской области и считается одной из древнейших. Особенностями мезенской росписи являются: графичность (линия, контур, силуэт); использование только двух цветов — красного и чёрного; наличие ярусов (полос, расположенных по канону, в строгом иерархичном порядке сверху вниз), разделённых друг от друга лентами орнаментов (бердо). В данных ярусах размещались такие анималистические образы, как птицы, олени, кони, а также сцены катания и охоты. Каждый ярус в этой росписи имел определённое «иерархическое» значение, и, например, вереница оленей располагалась выше, чем ряд лошадей (олень ассоциировался с богом Родом, а Рожаницы украшались оленьими рогами — символом плодородия). Бег оленей и коней также не случаен и имеет свой сакральный смысл — он символизирует движение светила по небосводу (солнечный путь или движение времени).

Кошель из бересты

Ленинградская область, Северо-Западный федеральный округ

Береста — это розовато-бежевый слой берёзовой коры, расположенный под наружным белым слоем. Она представляет собой прочный и гибкий материал, не пропускающий воду и не поддающийся гниению; содержит ионы серебра, имеющие бактерицидные свойства. Для изготовления необходимых предметов использовали пластовую бересту и берестяные ленты. Плетением из них занимались как мужчины, так и женщины. Из берестяных лент плели заплечные кошели, корзины и лукошки для сбора ягод и грибов, ёмкости для хранения рыбы и различных припасов, корзины-севалки, дорожные и столовые солонки. У вепсов преобладала «косая» техника плетения. Из пласта бересты или цельного «сколотня» («сколотень» — кусок бересты цилиндрической формы, целиком снятый с дерева) изготавливали ведра, туеса, коробки для женского рукоделия. Незаменима береста была и во время полевых и лесных работ: из неё мастерили коробки для приготовления пищи, которые закапывали в землю до верхнего края, а вокруг разводили костер. В такой посуде можно было приготовить чай или суп. На Русском Севере берестяной промысел особенно широко был распространен в Вологодской, Новгородской и Архангельской областях, причем в каждой области сложились самобытные традиции плетения и способы художественного оформления берестяных изделий — тиснение, роспись, резьба, выскабливание.