Южный федеральный округ

Ореховое знамя — «дэжъые быракъ»

Атрибут свадебных обрядов адыгов (адыгейцев, кабардинцев, черкесов, шапсугов) — символ плодородия, плодовитости, здоровья, благополучия и достатка. Материалы: дерево, фундук, нити

Республика Адыгея, Южный федеральный округ

Традиционно существует три разновидности ореховых жезлов и знамен:1) коронообразные навершия из орехов, конфет и лоскутков ткани, укрепленные на конце длинного шеста; 2) жезлы хатияко — палки с изогнутым концом, увитые гирляндами орехов, или прямые с подвешенными цепочками орехов; 3) знамена, состоящие из палки, под которой подвешиваются соединенные между собой гирлянды орехов, на концах гирлянд крепятся лоскутки красной ткани или кисти из нитей. Композиция имеет горизонтальную организацию. Подобные жезлы на свадьбе преподносятся почетным гостям, лучшим танцорам, победителям в скачках; в память о событии флаги иногда вешают на стену в парадной комнате дома.

Дудук

Дудук (դուդուկ) — армянский музыкальный духовой язычковый инструмент, обладающий мягким певучим звучанием. Материал: дерево, тростник

Ростовская область, Южный федеральный округ

Дудук под названием «циранапох» («абрикосовая труба») в письменных источниках упоминается уже в V в. Дудук является неотъемлемой частью культурной жизни и одним из символов, значимых для армянского культурного, этнического и национального самосознания. На протяжении многих веков музыка дудука сопровождает все важные общественные события в жизни армян: народные праздники, общественные торжества, песни и танцы, свадебные обряды. Типичный репертуар составляют лирические песни с богатой орнаментикой, исполняемые под бурдонный аккомпанемент второго дудука. В танцевальных мелодиях дудук сопровождает барабан дхол или бубен даф. Для игры применяется техника непрерывного дыхания, когда одновременно с подачей воздуха на трость музыкант дышит носом, а язык при этом выполняет роль «шлюза», порциями передавая воздух из гортани в ротовую полость.

Хаджилга

Хаджилга (хаҗлһ) — калмыцкий головной убор. Материалы: сукно, бархат, шёлк, мех

Республика Калмыкия, Южный федеральный округ

Шапка хаҗлһ — уникальный калмыцкий головной убор, аналога которому нет ни у ближайших соседей, ни у других монгольских народов. Головной убор у всех народов Южного федерального округа был не простой частью традиционного костюма, а имел свою особую символику, маркируя в антропоморфной картине мира голову человека, которая в калмыцкой культуре соотносилась с небосводом и миром небожителей, ниспосылающих жизнь и чадородие. Голова и волосы, головной убор у калмыков взаимосвязаны с понятием витальности, жизненного начала человека, даруемого свыше. Важной частью мужских и женских калмыцких головных уборов является «улан зала» — красная кисть, обязательное ношение которой было введено указом Тогон-тайши в 1437 г. Красный цвет кисти и расположение её на макушке головного убора связаны с понятиями жизненности, обеспечения потомством, кровного родства, а также с предками и с солярной символикой.

Домбра

Домбра (домбыра) — казахский струнный щипковый инструмент. Материалы: дерево, нейлон (струны) 

Астраханская область, Южный федеральный округ

Домбра была и остается одним из самых любимых народных инструментов у трех народов, проживающих в Южном федеральном округе: казахи называют ее домбыра, ногайцы — домбра, калмыки — домбр. Корпус долбленый или составной клееный. Звукоряд диатонический. Строй, как правило, квартовый. Для жильных струн традиционно наилучшим материалом считались кишки овец, которые дают низкий звук и соответственно низкий настрой, характерный для народной музыки. Это преимущественно сольный инструмент, который был особенно популярен среди профессиональных народных певцов — акынов, анши и инструменталистов — кюйши. 

Набор для кофе

Крымскотатарский набор для кофе: поднос табакъ, кофеварка джезве, кофейная чашечка къаве фильджаны, кофейник ибрык. Материалы: медь, фаянс

Республика Крым, Южный федеральный округ

Мода пить кофе пришла в Крымское ханство из Османской империи, и очень быстро напиток полюбился жителям полуострова. Со временем в Крыму выработался свой этикет, правила приготовления и потребления кофе. Если в дом заходил гость, то хозяйки тут же бросали на сковороду горсть кофейных зерен, поджаривали их и за неторопливой беседой о здоровье и самочувствии близких и знакомых, мололи, вращая самодельный дегирмен (кофемолку). Затем свежемолотым кофе, сваренным в джезве и налитым в фильджан (чашечку), угощали гостя. К кофе подавали сахар и традиционные сладости. Особую роль кофе играл и в свадебных обрядах, когда утром шли в гости к молодоженам, чтобы еще раз поздравить их со свадьбой и попробовать келин къавеси (кофе невесты). Кофейные традиции крымских татар, приазовских греков и армян, проживающих в регионах Южного федерального округа, связывают эти народы с широким культурным ареалом Балканского полуострова и Средиземноморья.

Декоративное полотенце

Декоративное полотенце (рушныть, а также: румейский — мадыль, урумский — йавлух, новогреческий — πετσέτα). Материалы: ткань, нити

Ростовская область, Южный федеральный округ

Важным занятием гречанок в Приазовье были ткачество и вышивка, с помощью которых создавались нарядные ткани для одежды и особенно — декоративные полотна для украшения домашнего интерьера: узорные полотенца, покрывала, накидки, наволочки, скатерти. Особая роль декоративных полотенец с вытканными или вышитыми узорами объединяет культуры многих народов Южного федерального округа: такими полотенцами украшали парадные комнаты в домах, развешивая их на стены и окна, а в домах христиан — и на полки с иконами; нарядными полотенцами накрывали колени уважаемых гостей во время праздничных и обрядовых застолий и трапез, ими украшали комнаты новобрачных, в больших количествах их готовили для приданого невест — как для использования в долгой жизни новой семьи, так и для подарков особо уважаемым родственникам со стороны жениха во время свадьбы. Такие полотенца дарили на память близким людям, часто узорные полотенца становились одним из главных призов для победителей в народных состязаниях по борьбе или конных скачках.

Арапник

Арапник — одна из нескольких разновидностей плетей, широко применявшихся в хозяйстве народов Южного федерального округа при пастьбе скота, охоте, управлению тягловыми животными и верховой езде. Другие популярные разновидности — нагайка и цыганский кнут-чюпны. Материал: дерево, кожа.

Краснодарский край, Южный федеральный округ

Плеть (кнут, бич) — одно из древнейших орудий, изобретённых человечеством. На протяжении истории различные виды плетей использовались и продолжают использоваться в работе пастухами, применяются всадниками для управления лошадьми и другими вьючными гужевыми животными. При определённых обстоятельствах плеть может являться оружием. 

В культуре народов Южного федерального округа плётка (нагайка, кнут) — один из знаковых предметов «мужской» традиционной культуры, связанный с «внешним миром», «властью» и «управлением». Наряду с головным убором нагайка или плеть являлась очень личным предметом, в некоторых ситуациях символизируя владельца и его статус взрослого полноправного мужчины. Особым почетом кнут был окружен в цыганской культуре. Помимо того, что он был оружием в отношениях с людьми и орудием в лошадном деле, кнут ценили как вещь, гордились им, особенно, если он был выделан хорошо. Кнуты иногда служили придачей в обмене коней. Являясь весьма специфическим предметом материальной культуры, кнут в быту цыган представлял собой магический символ удачи и счастья. Например, отец, выдавая дочь замуж, должен был подарить зятю кнут-чюпны, чтобы совместная жизнь молодых была богатой и удачной. Женщине запрещалось дотрагиваться до кнута, так как она своим прикосновением могла «запачкать» счастье. Когда хозяин был дома, он ставил кнут в самое «чистое» место — в оглобли у передка телеги — древком на землю, кнутовьем вверх.

Конская узда

Конская узда кубанских казаков — часть снаряжения и упряжи (конской сбруи), надеваемая на голову лошади и предназначенная для управления животным. Материалы: кожа, металл

Краснодарский край, Южный федеральный округ

Конская узда — знаковый предмет для всех народов Южного федерального округа. Тысячелетиями в регионе лошадь была самым главным и необходимым животным для выживания как отдельного человека, так и больших групп людей. Особую роль конь играл в жизни и культуре казачества, где он неразрывно связан со своим хозяином. Конь появлялся у казака с рождения и сопровождал его до самой смерти. Он являлся основным участником многих обрядовых событий, в том числе и состязательного характера. Конные игры в своей изначальной сущности, являлись своеобразной проверкой боевой подготовки коня и всадника. Именно в этих древних играх закладывались основы вольтижировки и джигитовки, которые давали возможность проявлять, развивать и совершенствовать морально-волевые качества всадника. Особое внимание при этом уделялось выработке силы, гибкости, ловкости, отваги, настойчивости, чувства равновесия. 

Рушник

Рушник — у русских, украинцев и белорусов — полотенце из домотканого холста для украшения стен избы в праздничные дни, оформления красного угла, а также для совершения обрядов. Материалы: полотно, кружево, нитки

Донецкая Народная Республика, Южный федеральный округ

Рушник, часто с вышитыми или вытканными узорами — предмет обыденного и ритуального назначения, который в народной культуре восточных славян наделяется семантикой пути, дороги, соединения, связывания. В обрядах выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имеет знаковую и оповестительную функцию. Рушник широко используется в разнообразных обрядовых ситуациях: на похоронах, свадьбе, родинах и крестинах, в календарных обрядах и народной медицине. Рушниками убирают красный угол хаты или избы, божницы, дверные и оконные проёмы, а также украшают стены. В свадебных обрядах ими наряжают сватов, дружку, жениха и невесту, с хлебом-солью и иконой на вышитых рушниках родители жениха встречают и благословляют новобрачных. Рушники дарят для украшения церквей и часовен, а в некоторых местностях вышитые рушники повязывают на поклонные кресты у дорог и на ворота и кресты на кладбищах. Традиционные восточнославянские рушники отличаются очень сдержанной цветовой гаммой: белое основное полотно и красный узор (иногда — с добавлением чёрного цвета). 

Глиняное блюдо

Глиняное блюдо

Глиняная (керамическая) посуда — наиболее распространенная посуда для приготовления, хранения и приема пищи в культурах народов Южного федерального округа почти до середины ХХ столетия. Материал: глина

Луганская Народная Республика, Южный федеральный округ

До начала ХХ в. глина была основным материалом для производства посуды, применявшейся в крестьянском повседневном быту. Почти в каждом регионе Южного федерального округа работали несколько центров гончарного промысла, которые снабжали своей продукцией местных жителей. С начала ХХ в. местные гончарные промыслы постепенно приходят в упадок из-за распространения эмалированной и фаянсовой посуды фабрично-заводского производства. В некоторых регионах с конца ХХ — начала XXI в. местные гончарные традиции возрождаются усилиями отдельных мастеров.

Писанки
 

Автор: Е.А. Ивашкина

Пасхальные яйца с нанесённым орнаментом-рисунком в традиционной культуре славянских народов. Одна из разновидностей практики крашения и декорирования, наряду с крашенками, крапанками, шкрябанками. Атрибут весенне-летних земледельческих обрядов. 

Луганская Народная Республика, Южный федеральный округ

Пасхальное яйцо — обрядовая пища и ритуальный символ в пасхальных обычаях, обрядах и играх восточнославянских народов (русских, украинцев, белорусов). Пасхальные яйца красятся не только в красный, но и в иные цвета, а также расписываются. В качестве пасхальных сувениров могут быть использованы яйца не только кур, но и других видов птиц, а также изделия в виде яйца, изготовленные из шоколада и различных других материалов — камня, фарфора, глины, дерева и т.д. У русских, украинцев и белорусов пасхальные яйца, освященные в церкви, могли использоваться впоследствии на протяжении года в сакральных, оздоровительных или защитных целях: их клали в мешки с семенным зерном («чтобы будущие зерна были величиной с яйцо»), ими гладили корову перед первым выгоном на пастбище («чтобы коровка была сытой и круглой, как яичко»).

Менора

Менора (др.-евр. מְנוֹרָה, дословно — «светильник») — подсвечник на семь свечей (семисвечник), один из еврейских религиозных атрибутов и древнейших символов иудаизма, современный символ непрерывной истории еврейского народа. Материалы: металл

Волгоградская область, Южный федеральный округ

Огонь, свечи, светильники — одни из наиболее частых атрибутов самых разных ритуалов практически во всех религиях и культурах народов мира. Вероятно, что еще с самого начала «приручения огня человеком» наши предки наделяли огонь мощной сакральной силой — одной из тех, что создает жизнь и очищает мироздание, но также может стать орудием наказания человека за его проступки. В ходе исторического развития на этой основе различные религии, культуры и философские направления придавали огню и свету свои особые дополнительные нюансы символических значений. В Торе создание самой первой храмовой меноры приписывается Моисею. Специальные подсвечники для празднования Хануки — Менорат Ханука — должна была иметь каждая еврейская семья, в связи с чем в XVIII—XIX вв. они стали предметом массового производства.

Фес и шарф

Фес и головная накидка — головной убор молодых крымских караимок, крымчачек и крымских татарок. Материал: ткань, золотные нити

Республика Крым, Южный федеральный округ

Прическа караимской девушки предусматривала наличие большого количества (до 100) мелко заплетённых косичек, на которые сверху надевали плоскую круглую, украшенную бахромой, бисером и монетами бархатную шапочку фес. Фес шили из шёлка или бархата, преимущественно зелёного, голубого или бордового цветов, расшивали золотыми или серебряными нитями. Иногда для украшения феса использовали плетёную из жемчуга сетку берчем багы, а по бокам украшали золотыми монетами. Поверх феса набрасывали легкий шарф марама из шёлка или тюля. Первоначально фес носили только незамужние юные девушки, но в ХХ в. его стали надевать и молодые женщины. Сегодня фесы являются яркими этническими символами в одежде караимок и крымских татарок.

Футляр для мезузы

Футляр, в который помещают свиток пергамента содержащий часть текста Торы (собственно мезуза) и который затем прикрепляют к дверному косяку жилого помещения еврейского дома. Материал: металл

Волгоградская область, Южный федеральный округ

Мезуза (מזוזה‎ — «дверной косяк») должна быть написана от руки особым переписчиком-софером на пергаменте из кожи кошерного животного.  Текст мезузы провозглашает единство Бога и существование завета между Богом и еврейским народом. В Торе дважды упомянуто повеление нанести особые тексты на косяки дома: «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём… и напиши их на косяках (мезузот) дома твоего и на воротах твоих» (Второзаконие 11:20).

Мезузу помещают, как правило, в футляр, на внешней стороне которого принято изображать букву ש (шин) и крепят в верхней трети правого косяка дверного проёма.