Северо-Кавказский федеральный округ

Файшонка (фальшонка)

Женский головной убор казачек из чёрных кружев, связанных на коклюшках. Материалы: чёрные нити, кружево

Республика Северная Осетия-Алания, Северо-Кавказский федеральный округ

Файшонка представляет собой шелковую чёрную кружевную (ажурную) косынку коклюшной работы, плетённую из черных шелковых или хлопчатобумажных нитей, связанную по форме узла волос с концами, которые завязываются сзади бантом. Состояла файшонка из центральной части и двух лопастей. Носили её двумя способами: цепляли центральную часть на пучок из волос, а концы оставляли свободными; или завязывали на причёску лопастями бантом. Название происходит от французского «Fanchon» — «косынка». Вошла в моду файшонка в XIX в. и дополняла городские платья и костюмы. 

Т1ут

Т1ут — аварский настенный нарядный поднос. Материал: алюминий, медь, латунь

Республика Дагестан, Северо-Кавказский федеральный округ

Обрядовый поднос тIут изготавливали из меди. Но материал использовался разный, однако он должен был быть обязательно пластичным и поддаваться растяжке. Лучше всего для чеканки подходили листовые металлы: латунь, алюминий и медь. Покрывали блюдо крупным чеканным орнаментом в виде лепестков с гравированным узором: спиралей, ромбиков, кружочков и т.д. Чтобы предохранить изделия от ржавчины или окисления, поверхность подноса покрывалась тонким слоем олова, а затем наносился гравированный или чеканный орнамент. Ритуальные подносы с крупным узором, аварцами использовались во время церемонии сватовства и свадебного шествия.

Тастар

Тастар — кумыкский женский головной убор. Материалы: шелковая нить

Республика Дагестан, Северо-Кавказский федеральный округ

Кумыкский тастар был исключительно выходным платком и служил украшением. В царские времена эти изящные платки могли себе позволить женщины только знатных сословий (бийке). Основа тастара — полотно, напоминающее рыболовецкую сеть. Мелкие ромбовидные ячейки соединялись между собой крохотными узелками. В работе мастерицы использовали специальные инструменты: челнок и крючок. С помощью самых тонких нитей создавалось непосредственно полотно платка, а из нитей потолще — объёмный орнамент. Для изготовления одного тастара требовалось около пяти катушек шелковой нити. Дополнительно прорабатывалась длинная бахрома. По форме тастары делятся на два типа: треугольные косынки и большие четырёхугольные платки. Основных традиционных расцветок также две: белый и кремовый цвета. Современные мастерицы часто экспериментируют и используют синие, зеленые или чёрные нити.

Сулевкентская керамика

Сулевкентская керамика — народный промысел села Сулевкент в южном Дагестане. Материалы: глина, глазурь 

Республика Дагестан, Северо-Кавказский федеральный округ

Село Сулевкент в прошлом было одним из крупных центров гончарного производства Дагестана. Найденные в разрушенных горных селениях ранние образцы сулевкентской керамики свидетельствуют о том, что первоначально здесь изготавливалась грубая лепная посуда с налепным и нарезным украшением в виде рельефных профилировок, прочерченных рядов прямых и волнистых линий, точек и штрихов. Для сулевкентской керамики характерны скупые лаконичные орнаменты, состоящие в основном из прямых и волнистых линий, обозначающих основные стихии. На старинных изделиях часто встречаются символы S и 8. Кроме прочерченных узоров, используют роспись ангобами — в старину в основном темно-красного цвета, в новейшие времена — разными. Пропорции и форма узоров всегда гармонировали с формой изделия. После первого обжига изделия подвергали процессу молочения: погружали в молоко на сутки. Для этого процесса подходило только домашнее жирное молоко. Молоко забивало поры в глине, изделие становилось более прочным, а при дальнейшем обжиге приобретало темный цвет. Готовое изделие покрывалось глазурью. В зависимости от температуры обжига она приобретало желтовато-зелёный цвет, как у старинных изделий, а также красный или голубоватый. 

Истинг

Истинг — ингушский войлочный ковёр. Материалы: шерсть, войлок

Республика Ингушетия, Северо-Кавказский федеральный округ

Изначально словом «истинг» называли только одноцветный войлочный ковёр, рамку которого могли вышить шерстяными нитками другого цвета. Самым ценным материалом при изготовлении истинга являлась шерсть тушинской овцы, обладающей длинным руном и хорошей цепкостью. Но использовали также окрашенную и расчёсанную готовую шерсть. Расчёсанную шерсть необходимо было плотно свалять, чтобы получить износостойкое войлочное полотно. На готовые цветные войлоки накладывали лекала. Орнаменты вырезались острым ножом, перекладывая узоры из одного войлочного полотна в другое и фиксировались мелким швом. Чтобы спрятать шов, инкрустированный орнамент поверх шва закрывали тонкой белой каймой из тесьмы ручного плетения. Орнамент истинга отражал сюжеты ингушского нартского эпоса. Это могли быть рисунки и образы из растительного и животного мира, из природных явлений: роговидные орнаменты, солнце, звезды, геометрические фигуры, солярный знак. Часто истинг являлся подарком свёкру от молодой невестки.

Курхарс

Курхарс — оригинальный ингушский традиционный женский головной убор. Являлся атрибутом парадной, выходной одежды ингушских девушек. Материалы: ткань, золотые нити, бархат

Республика Ингушетия, Северо-Кавказский федеральный округ

Головной убор курхарс, который ингушские женщины носили вплоть до ХIХ в., внешне похож на изогнутый рог и колпак. Основа его делалась из войлока или кожи, но могла быть и из бересты. Сверху убор обтягивался шёлком, атласом, крашениной, чаще красного цвета. Передняя часть курхарса украшалась серебряной округлой бляхой диаметром от 1,3 до 5,5 см и перекрещивающейся перевязью или треугольной лентой с серебряным шитьем. Тыльная часть головного убора покрывалась куском дорогой ткани: парча, шёлк, бархат и т.д., нередко с вышивкой золотом и серебром. К основанию курхарса пришивался орнаментированный лопасть-назатыльник. С помощью тканных орнаментированных лент, пришитых также к основанию женского убора, он завязывался на шее. Курхарсы часто были пышно орнаментированы растительными и геометрическими узорами, солярными знаками, изображениями человеческих фигур, мифических животных и имели прочие сюжеты. Принято считать, что курхарсы — это наследие ингушских женщин-воительниц, их главный атрибут.

Кубачинское серебро

«Кубачинское серебро» — так в народе называют изделия, созданные мастерами селения Кубачи в Дагестане. Материалы: дерево, кожа

Республика Дагестан, Северо-Кавказский федеральный округ

Это традиционный дагестанский художественный промысел, который на протяжении столетий славился уникальными традициями обработки металла, передающимися из поколения в поколение. Предметы из кубачинского серебра известны своим качеством, изысканным дизайном и ручной работой. Каждое из них — это настоящий шедевр, сочетающий в себе искусство и мастерство. Мастера используют серебро высочайших проб – 875, 925 и 999. 875 проба означает, что в составе изделия содержится 87,5% чистого серебра, а остальные 12,5% — это добавки, придающие металлу прочность и устойчивость к повреждениям. 999 проба, в свою очередь, означает практически стопроцентное содержание серебра, что делает такие изделия особенно ценными и востребованными. Кубачинские мастера владеют уникальными техниками обработки серебра, такими как гравировка, чернение, покрытие эмалью и инкрустация. Изделия из Кубачи изготавливаются исключительно вручную, что гарантирует их уникальность. 

Кобуз

Кобуз — музыкальный инструмент карачаевцев. Материалы: конский волос, мягкие породы древесины, кожа домашних животных

Карачаево-Черкесская республика, Северо-Кавказский федеральный округ

Кобуз — музыкальный смычковый инструмент, вроде скрипки с двумя струнами, каждая из которых состоит из 10–12 конских волос. Смычком может служить небольшой, согнутый в виде лука прут с натянутыми конскими волосами. Смычок натирался варом; им же, с одной стороны, обмазан был и сам инструмент. Звук кобуза слабый, жалобный, напоминает скрипку с сурдиною. Инструмент сольно-аккомпанирующий и ансамблевый. Под аккомпанемент кобуза исполнялись нартские сказания, историко-героические песни, танцевальные наигрыши, мужские песни-плачи и т.д. Бытует в народе табу на игру на инструменте женщиной. Использовался кобуз в обрядово-ритуальной практике карачаевцев.

Деревянная чаша для пива

Автор: В.Г. Джиоев; 

предоставлено Фондом выставочной и презентационной деятельности РСО-Алания

Чаша с пивом — главный ритуальный сосуд молитвенной трапезы кувда. Материалы: дерево

Республика Северная Осетия-Алания, Северо-Кавказский федеральный округ

Деревянная чаша является неотъемлемой частью кувда — особой части ритуальной жизни осетинского общества. Его проводят по самым разным поводам, которые можно условно разделить на несколько категорий: большие национальные и религиозные праздники: это самые масштабные кувды, в которых могут участвовать целые селения или фамилии. Чаша тонкостенная, корпус шаровидной формы, основание расположено на четырёх ножках, соединённых между собой четырьмя горизонтальными перекладинами. Верхняя кромка имеет плавный контур, сходящийся к двум возвышениям над ручками. Ручки сложной зооморфной формы с изображением передней части туловища горного козла. Согнутые ноги животного образуют дополнительную ручку в форме замкнутого кольца (для одного пальца). В деревянной чаше осетинское пиво: это не просто алкоголь, а священный напиток. Его варят по особому рецепту, оно обычно некрепкое. Пиво символизирует изобилие и радость жизни. Именно с деревянной чашей пива в руке старший произносит главные молитвы.

Пхачич

Пхачич — музыкальный инструмент в виде трещоток. Материал: твердая древесина

Республика Кабардино-Балкария, Северо-Кавказский федеральный округ

Пхачич — адыгский народный ударный инструмент, род трещотки. Представляет собой три, пять или семь пластинок из высушенной твердой древесины, свободно привязанных с одного конца к такой же пластинке с рукоятью. В старину ни один праздник у адыгов не обходился без ударного музыкального инструмента — пхачича. Игра на таком инструменте требует сноровки. Музыкант берет трещотки за рукоять, а петлю с нанизанными пластинами натягивает и встряхивает. Пхачич звонко щелкает, напоминая пружинистый перестук копыт. Он задает ритм, держит ровный темп, оттеняя звуки шичепшина (скрипки), гармоники и камыля (флейты).

Ажэгъафэ

Ажэгъафэ — войлочная маска адыгов. Материал: войлок, шерсть

Карачаево-Черкесская республика, Северо-Кавказский федеральный округ

Ажэгъафэ с одной стороны — войлочная маска, с другой — ряженный, скоморох, насмешник в обрядовой маске козла с деревянным посохом или деревянным оружием. Маска с большими рогами делалась из войлока. Борода козла изготовлялась из камышового пыжа, большей частью окрашенного в желтый цвет. Одеянием служил или овчинный тулуп, который выворачивался наизнанку и надевался, или шкура козла, с застёжкой, перевязкой наверху, которая свободно набрасывалась на плечи. На ажэгъафэ навешивались вырезанные из дерева разные фигурки животных, зверей и птиц, а позже — деревянные кинжалы и сабли. Ажэгъафэ не просто один из главных действующих лиц празднества, его персона неприкосновенна. Человек, который осмеливался нелицеприятно отозваться о нем или повздорить с ним, получал общественное порицание.

Фундуковое знамя
 

Фундуковое знамя являлось частью свадебных обрядов черкесов (адыгов). Материалы: ореховое дерево, фундук, орехи

Карачаево-Черкесская республика, Северо-Кавказский федеральный округ

Фундуковое знамя — приношение жениху от родственников, которое использовали на свадьбе во время скачек.  В старину такие флаги делали из орехов фундука и грецких орехов. Знамя являлось символом достатка, изобилия, плодородия и процветания. Состоит фундуковое знамя из палки, к которой крепят соединённые между собой гирлянды из орехов, оканчивающиеся лоскутами красной ткани. Обязательным элементом плетения является ромб — символ земли. Такие флаги хозяева торжества дарили самым уважаемым гостям и лучшим танцорам на свадьбе. Часто вешали их на стену главной комнаты дома в память о праздниках. 

Пондур

Дечиг-пондар (пондур) — древний национальный инструмент ингушей и чеченцев.  Материал: ореховое дерево

Чеченская Республика, Северо-Кавказский федеральный округ

Под аккомпанемент пондура ингуши и чеченцы проводили досуг, исполняли героические сказания. Инструмент использовали даже в медицине во время некоторых операций: исполняемая на нем монотонная мелодия отвлекала больного. В конце 30-х годов XX в. пондур усовершенствовали: для усиления звука стали применять медиаторы, и инструмент смог участвовать в оркестре. Корпус пондура выдолблен из цельного куска дерева, удлиненной формы с плоской верхней и изогнутой нижней декой. При изготовлении использовали традиционный природный материал — ореховое дерево. Гриф — имеет лады, порожки ладов — веревочные или жильные поперечные перевязы на грифе. Струны — искусно высушенные жилы животных. 

Мужской и женский пояса

Мужской и женский пояса — элементы одежды чеченцев.  Материал: серебро, медь, кожа

Чеченская Республика, Северо-Кавказский федеральный округ

У чеченцев были как мужские, так и женские пояса — элементы национального костюма. Доьхка — мужской пояс чеченцев, делался из крепкой кожи с небольшой металлической пряжкой, металлическим или серебряным наконечником и подвесками (язычками), украшенными национальным орнаментом. Праздничный пояс украшали многочисленными, часто серебряными, бляшками и подвесками разной формы. К поясу крепили мешочек с кресалом и трутом, пульницу, коробочку с жиром для смазывания оружия и другие мелочи, необходимые путнику и воину. Женский пояс передавали по наследству, а матери дарили первый пояс дочерям перед свадьбой.  Пластинки женского пояса изготавливали из меди или серебра с гравировкой или накладной филигранью. Пластинки соединялись между собой шарнирами, чтобы при необходимости можно было добавить или убрать звенья. Пояс украшался полудрагоценными или драгоценными камнями — агатом, сердоликом, бирюзой. Застёгивался пояс с помощью пряжек, покрытых чеканным узором или с накладной филигранью.