Сибирский федеральный округ

Материалы: мех (минимум два вида)
Сибирский федеральный округ
Кумаланы – особые ковры в технике меховой мозаики, чаще всего в форме круга. В условиях холодного Севера олений мех был одним из самых ходовых материалов. Но помимо функционального содержания предметов, в суровом климате важен и образ, передающий идею о том, что зима не вечна, что ночь закончится, и тепло со светом вернутся. Кумаланы символизировали тепло и уют домашнего очага. Большие ковры расстилали для гостей, они были важной частью приданого. В настоящее время используются также как панно.
Традиционная алтайская шапка. Материалы: сукно, парча, мех (овчина/лисица), хлопок, бисер, декоративная тесьма, металлические подвески
Республика Алтай, Сибирский федеральный округ
Шапка борук — один из ключевых элементов традиционного костюма алтайских народов, символизирующий социальный статус, возраст и этническую принадлежность человека. Она служила также важным оберегом для защиты от злых духов. Замужние женщины носили шапку постоянно, и дома, и на улице, снимая ее только на время сна. В народе существует множество поверий, связанных с шапкой, которые дошли до наших дней.
Для изготовления борука традиционно применялись плотные материалы: шерстяное сукно, шелковистая парча, мех диких зверей. Поверхность могла украшаться сложной ручной вышивкой, бисерной аппликацией, тесьмой и подвесками из металла. Каждая деталь имела значение: количество клиньев, цвет ткани, вид орнамента.
Ковер русских старожилов Сибири (чалдонов) из села Крестики Оконешниковского района Омской области. Материалы: овечья шерсть
Сибирский федеральный округ
Ковер со стилизованным растительным узором «березка» из села Крестики Оконешниковского района Омской области (жители села позиционируют себя русскими старожилами Сибири — чалдонами). В селе сохранилось более 100 старинных ковров, часть из них с архаичными геометрическими узорами. Несколько лет назад традиция ворсового ковроткачества актуализировалась в работах современных мастеров из Крестиков, она получает также отражение в изделиях художников-прикладников и дизайнеров, является брендом Омской области.
Традиционное хакасское подвесное украшение. Материалы: металл (медь, серебро), кожа, бисер, ткань, жемчуг
Республика Хакасия, Сибирский федеральный округ
Пого — традиционное хакасское подвесное украшение, которое использовалось как элемент костюма и носилось женщинами в праздничные дни и во время обрядов. Представляет собой нагрудник, украшенный комплектом подвесок, орнаментом, символизирующими родовые и духовные мотивы. Напоминает по форме полумесяц с закругленными рожками. Украшение обтянуто плисом, декорировано перламутровыми пуговицами, между которыми нашивались кораллы, ракушки каури и бисер, образовывавшие круги, сердечки, трилистники и другие древние узоры. По нижнему краю пускалась бахрома с мелкими монетками на концах. Пого не только имело декоративное значение, но и служило знаком социального статуса и принадлежности к определённой общине, сильным оберегом, символом продолжения рода (стилизованным образом богини Умай). Оно передавалось от матери дочери перед свадьбой. Считалось, что бисерные снизки, украшающие края нагрудника, символизируют лучи солнца и укрепляют жизнь человека. Сегодня его дарят молодоженам как пожелание счастья и достатка.
Материалы: береста, дерево (для донышка и крышки)
Томская область, Сибирский федеральный округ
Селькупы — коренной народ Сибири, традиционно занимавшийся охотой, рыболовством и собирательством. Одним из важных видов ремёсел было изготовление берестяных изделий, таких как коробки, сосуды и сумки. Эти предметы использовались в повседневной жизни для хранения пищи, одежды и других необходимых вещей. Селькупские мастерицы применяли различные техники обработки бересты: скобление, сшивание и проч. Орнаменты часто имели геометрические формы, такие как ромбы, кресты и сетки, и наносились с помощью выскабливания. Эти узоры не только украшали изделия, но и имели символическое значение, отражая мировоззрение и духовные представления селькупов.
Традиционное нганасанское шейное украшение. Материалы: ткань или кожа, уголь, металлические пуговицы или значки, бисер, бусины
Таймырский Долгано-Ненецкий район, Красноярский край, Сибирский федеральный округ
Сими — традиционное нганасанское шейное украшение, выполнявшее важную роль в жизни женщин этого народа. Сими служило мощным оберегом, отпугивающим злых духов и поддерживающим связь женщины с родом и предками. Центральным элементом украшения является небольшой мешочек, наполненный углём из очага — символом дома и семейного тепла. В центре мешочка крепится блестящий металлический элемент, символизирующий солнце — источник света и защиты, озаряющий путь. По бокам мешочка располагаются завязки, украшенные бисером и бусами, которые усиливают магическое и эстетическое значение изделия. С появлением бисера на Таймыре традиция оформления сими развилась, заменив изготовление более древнего украшения дялы, связанного с мифологическими представлениями о солнце и загробном мире.
Алтайский кожаный сосуд ташаур (ташуур). Материалы: бычья/конская кожа (сыромять), вощеная нить, деревянные или костяные детали (опционально)
Республика Алтай, Сибирский федеральный округ
Ташаур — традиционный сосуд из сыромятной кожи, широко применявшийся у алтайцев для хранения и транспортировки молочных напитков. Молоко считалось священным даром, им «кормили» огонь, проводили обряд кропления и очищения. Сосуд, в котором хранились эти напитки, тоже был наделен особым значением. Ташаур являлся не просто предметом обихода. Его использование было связано с поворотными моментами в жизни человека: рождением, свадьбой, смертью, началом и окончанием хозяйственного цикла.
Изготавливался сосуд вручную из очищенной и обработанной кожи крупного рогатого скота или лошади. После замачивания кожу натягивали на деревянную форму или набивали для придания объёма, а затем высушивали. Швы выполнялись вручную, нередко с применением декоративных элементов: кожаной бахромы, орнаментов, иногда — тиснения. Благодаря прочности и лёгкости, ташаур был удобен в кочевом быту и часто подвешивался на ремнях в юртах или на седле. Изделие не только служило практическим целям, но и отражало эстетические предпочтения и уровень мастерства владельца.
Материалы: амальгатолит (местный камень, также известный как «чонар-даш»)
Республика Тыва, Сибирский федеральный округ
Маленькие каменные фигурки из амальгатолита — важный элемент традиционного культурного наследия тувинского народа. Эти миниатюрные изваяния, выполненные из мягкого камня, выполняли обрядовые, ритуальные и декоративные функции. Они изображали животных, людей и мифических существ, отражая повседневную жизнь, мифологию и религиозные представления тувинцев. Благодаря мягкости и податливости амальгатолита, мастерам удавалось создавать детализированные и выразительные скульптуры. Цвета камня варьируются от светлых серо-зелёных до розовато-коричневых оттенков.
Традиционный эвенкийский нагрудник. Материалы: кожа/ткань, бисер, металл, пуговицы, монеты, ракушки, мех (опционально)
Эвенкийские группы Восточной Сибири, Сибирский федеральный округ
Хэлми — традиционное нагрудное украшение у эвенков, входившее в состав праздничного костюма. Оно носилось поверх одежды, прикреплялось к плечевым лямкам или подвешивалось на шнурах. Хэлми играло не только декоративную, но и символическую роль: оно отражало возраст, семейное положение и этническую принадлежность. Основа из ткани или кожи оформлялась в виде прямоугольника, трапеции или многоярусной подвески, украшалась бисерными узорами, пуговицами, подвесками, монетами и другими металлическими предметами, иногда мехом. Каждое хэлми было уникально, а его орнаменты могли иметь сакральный или защитный смысл. Мужской и женский варианты различалась лишь формой нагрудника: нижний конец мужского нагрудника был в виде острого мыса, женского – прямой. Женский вариант украшения называется нэлли.






