26.04.2024

Денисова Ирина Михайловна

Контакты:
irinamikhdenisova@yandex.ru

Образование:
Окончила кафедру этнографии Исторического факультета Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова, специализация – русская традиционная культура.

Кандидат исторических наук (специальность 07.00.07), защищена кандидатская диссертация в ИЭА РАН по теме: “Семантический контекст фито-антропоморфных образов русской народной вышивки”.

Работа:
С 1989 года работает в отделе русского народа Института этнологии и антропологии РАН, до этого несколько лет работала во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства – принимала участие в формировании фондов и экспозиции музея, в том числе путем экспедиционных сборов, в организации выставок, проведении экскурсий и чтении лекций по народному искусству.

Область научных интересов:
Древние представления о мироздании и включенном в него социуме, отраженные в восточнославянской традиционной культуре. В частности, поиск семантических истоков троицко-семицкой обрядности позволил подойти к реконструкции праосновы данного обрядового комплекса (см.: “Вопросы изучения культа священного дерева…” – глава “К вопросу об истоках троицко-семицкой обрядности”, а также “Ритуальная одежда троицкого обрядового цикла…”). Особое внимание уделяется вопросам семантики народного искусства, хотя занималась также и проблематикой классификации. Разработана новая типология северорусских прялок, преимущественно вологодских, на основе изучения музейных коллекций и экспедиционных обследований Вологодской области и прилежащих к ней территорий, причем выявляется связь формообразования этих предметов с этническими процессами на территории Русского Севера в древности, путями освоения русскими данного региона.
На основе комплексного подхода разрабатывается проблематика по выявлению семантических корней архетипических образов русской народной культуры в их взаимосвязи (по материалам народного искусства, обрядности, заговорам, сказкам и прочим источникам). Намечена реконструкция архаичной мировоззренческой системы, в основе которой лежала древняя идея об обожествляемой праматери-земле и одушевленном космосе – по аналогии с живым организмом, особую семантическую нагрузку в данной системе приобрел комплексный образ репродуктивного “центра”, маркировавшегося мифическими природными объектами (остров, дерево, камень, змея и пр.) – взаимосвязанными, но “функционально” различными. Многие загадочные элементы традиционной культуры находят свое объяснение в данном контексте.

Экспедиционные выезды:
В 1990-2000-х годах почти каждый год совершались экспедиционные выезды для сбора этнографического материала в Вологодскую, Архангельскую, Новгородскую, Костромскую, Ярославскую, Калужскую, Рязанскую области.
Принимала участие, выступая с докладами, в международных Конгрессах этнологов и антропологов (ведущая организация ИЭА РАН) в 1995, 1997, 1999, 2005, 2009, 2011 годах (проводившихся в Рязани, Уфе, Москве, Санкт-Петербурге, Оренбурге, Петрозаводске). В ноябре 2011 года – участие в качестве соведущего секции и чтение доклада на I международном Конгрессе традиционной художественной культуры в г. Ханты-Мансийск.

Основные публикации:

Монография:
Вопросы изучения культа священного дерева у русских. М., изд. ИЭА РАН, 1995. 204 стр.

Статьи и главы в коллективных монографиях:
1. Дерево-дом-храм в русском народном искусстве / Советская этнография. 1990. № 6. С. 100-115.
2. Образ древнеславянского храма по памятникам русского народного искусства / Этнографическое обозрение. 1992. № 5. С. 103-124.
3. Ритуальная одежда троицкого обрядового цикла (по материалам с. Чернава Рязанской обл.) / Этнос и религия. М., 1998. С. 139-151.
4. Прялки зоо-орнитоморфного типа в контексте этнической истории Русского Севера / Этнографическое обозрение. 2001, № 2. С. 68-90.
5. Вологодские прялки / Русский Север: этническая история и народная культура. ХП-ХХ века. М., Н., 2001. С. 786-839.
6. Образ чудо-острова в контексте антропоморфной модели мира и его символы в народном искусстве / Музей. Традиции. Этничность. ХХ-ХХI вв. Мат-лы междунар. науч. конф. СПб.; Кишинев. 2002. С. 263-266.
7. Отражение фито-антропоморфной модели мира в русском народном творчестве / Этнографическое обозрение. 2003, № 5. С. 68-86.
8. Зооморфная модель мира и ее отголоски в русской народной культуре / Этнографическое обозрение. 2003, № 6. С. 19-40.
9. “Живой Космос”: древнейшая модель Вселенной в мировой мифологии и русской народной культуре / Древнерусская космология. СПб., 2004. С. 368-471.
10. Забытый символ в русском народном искусстве / Очерки русской народной культуры. М., Н., 2009. С. 670-719.
11. Образы острова и камня в русской фольклорной традиции: поиски семантических истоков / Этнографическое обозрение. 2009. №5. С. 76-92.
12. Кто такие “ПОЛУЧАТО”? / Полевые исследования Института этнологии и антропологии РАН. 2007-2008. М., ИЭА РАН, 2011. С. 69-82.
13. The archaic cocept of the Universe and its echo in Russian traditional embroidery / Astronomical and Astrophysicfl Transactions. (Б. м.) 2001. Vol. 20. Pp. 997-1015.