ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН - Новости

http://iea-ras.ru/index.php?go=News&in=view&id=1689
Распечатать

Отчет о семинаре/вебинаре по медицинской анропологии

   7 февраля в ИЭА РАН состоялся очередной семинар/вебинар по медицинской антропологии (научный руководитель д.и.н. В.И. Харитонова).



Гостями семинары были Липскова Улита Борисовна – путешественница, член Ассоциации свободных гидов, фотограф, занимается исследованием Субсахарной Африки более 10-ти лет, посетила в Африке  более 40 стран, и  Сухарев Олег Васильевич – исследователь древних духовно-магических и народномедицинских традиций.

Тема лабораторно-полевого семинара «Культ бвити как религиозная и целительская  практика на примере церемоний в Камеруне и Габоне» предполагала не только разговор с теми, кто совершил путешествия в Африку и занимался там постижением культа бвити и целительством с помощью растений (в т.ч. ибога), но и прямое включение с африканского континента для участия в работе семинара знатоков этих целительских практик и религиозных ритуалов Жана Ондено и Режеса Кумба.



















В основном докладе Улита Липскова рассказала о своих впечатлениях о поездках в Центральную Африку, о культах бвити – синкретическом учении, которое практикуют народности фанг, пуну и кота в современном Камеруне и Габоне. Она говорила об архитектонике культа бвити, который строится на двухактной основе, о протагонистах, о традиционной символике и о растении ибога, которое принимают все участники действа. Церемонии (мистерии) проводятся ночью. Они объединяют все слои населения: на церемонии рядом могут оказаться слесарь и премьер-министр.

Как правило, церемония начинается за час до полуночи и длится до восхода солнца. Состоит она из двух актов: первый – череда красочных картинок-молитв из Библии (песни с визуализацией), второй – бесноватые танцы с мупету (горящей головешкой, которая символизирует женщину). Связующим звеном между актами служит огонь. Действо проводится в специально отведенном, отдельно стоящем здании – храмике бвити, вход в который прикрывают листья пальмы рафии. Есть особая система входа и выхода из храмика. Мужчины и женщины сидят на разных скамейках: мабунди –женской и гонде – мужской. Действия всех посвященных в бвити строго определены и регламентированы. «Конферансье» церемонии является нганга – традиционный знахарь-целитель, который всю ночь «заведует» мупету. Принято считать, что бвити в Камеруне отталкивается от христианства, в то время как в Габоне – от анимизма.


























Доклад Улиты Липсковой сопровождался демонстрацией фото и видеозарисовок. Путешественница настолько умело вела собирательскую этнографическую работу, что имела воможность, установив доверительные отношения с местным населением и некоторыми нганга, снимать даже те части ритуалов, которые обычно фиксировать не разрешается. Она рассказывала преимущественно о том, что наблюдала в Габоне и Камеруне, оставив материалы из иных африканских стран для будущих встреч.
Увиденные нами уникальные материалы комментировал также Олег Сухарев, известный путешественник, побывавший на различных континентах; он имел возможность сравнивать демонстрируемое с культурами других народов мира.

И наиболее увлекательной частью лабораторно-полевого семинара был, конечно же, непосредственный разговор со знатоками культа бвити и целительских практик с ибога. Жан Ондено и Рожес Кумба – с помощью прекрасного переводчика Сергея Владимировича Ященко – ответили на многочисленные вопросы собравшихся на семинар специалистов. Поскольку в зале были знатоки различных традиций целительства, то получился разговор со специфическим обменом мнениями и познаниями.



















В работе семинара приняли участие д.и.н. Марина Львовна Бутовская, д.и.н. Марьям Мустафаевна Керимова, д.ф.н. Ольга Борисовна Христофорова, к.м.н. Юлия Рафаэлевна Булдакова. Интересные вопросы, научные комментарии и обсуждение проблем, связанных с темой семинара, предложили аспирант Нестор Александрович Маничкин, исследователи перуанского целительства (практик курандеро) аспирантка Марина Олеговна Орлова, психолог Светлана Юрьевна Савельева, фармаколог из Болгарии (онлайн) доцент Илияна Янева-Балабанска, доцент Марина Николаевна Бахматова (МГУ им. М.В. Ломоносова, каф. этнологии) и другие специалисты. Экспертное мнение о возможностях использования ибоги (ибогаина) представил врач-биохимик, нарколог, автор одной из наиболее успешных наркологических методик Яков Иммануэльевич Маршак.

На семинаре затрагивались вопросы развития современной медицины в Габоне и Камеруне, обсуждалась (с докладчиками и представителями традиционного целительства) проблема выбора лечения местными пациентами.

Семинар работал по программе проекта РФФИ(РГНФ) № 17-01-00434-а




| 14.02.2019 12:06