ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН - Новости

http://iea-ras.ru/index.php?go=News&in=view&id=1751
Распечатать

Отчет о Северном семинаре 9 апреля

  9 апреля 2019 г. в Малом зале ИЭА РАН состоялось заседание Северного семинара с докладом Д.А. Функа "В поисках секрета успеха. Базовые принципы организации современных исследований в этнологии/антропологии".



На основе личных наблюдений* последних десятилетий за практикой организации научной и учебной работы многих научных, учебных и учебно-научных (научно-образовательных) центров этнологии/антропологии в России и за рубежом докладчик предложил к обсуждению три вопроса:

•    Кто приходит в науку?
•    В каких условиях ведутся исследования?
•    Где и как публикуются результаты?



Профессор Д.А. Функ детально представил и прокомментировал условия подготовки молодых кадров этнологов/антропологов в магистратуре и аспирантуре в немецкоязычном пространстве Европы, в Скандинавии, Франции, в США и Канаде. Внимание было обращено на то, что важнейшими повсеместно являются такие краеугольные камни процесса подготовки специалистов:
- изучение этнографии и языка региона и методов работы в поле,
- знание современных направлений, теории и методики исследований,
- наличие широчайшего выбора программ,
- обязательность длительной работы в поле (полгода в магистратуре и год-два в аспирантуре),
- необходимость освоения навыков академического письма,
- обязательная мобильность учащихся и наличие регулярных коллективных обсуждений материалов и полученных знаний (в том числе в формате летних школ),
- а также тесная и продуктивная связь академических центров с вузами.



Без знания существующего академического ландшафта заниматься современной социокультурной антропологией/этнологией просто невозможно. Это аксиома. Докладчик продемонстрировал, насколько широкий и свободный доступ к научной информации имеют наши коллеги за рубежом. Например, число подписок на антропологические базы в Институте социальной антропологии Общества Макса Планка достигает почти четырех десятков, иначе говоря, это почти 14 тысяч электронных журналов. Он обратил внимание на то, как постепенно меняется к лучшему ситуация с доступом к журнальным и иным базам данных в некоторых российских университетах.
Особое внимание Д.А. Функ уделил публикационной активности наших зарубежных коллег, в каждом случае оговаривая ситуацию с аспирантами, начинающими и маститыми исследователями. Несмотря на обилие антропологических журналов (только в базе Scopus их на сегодняшний день 349), большая часть признанно значимых изданий – по разным оценкам, более 90% – выходит на английском языке; это значит, что публикации на любых иных, в том числе мировых языках, включая русский, теряются в этом море англоязычных текстов.



Докладчик сослался на цифры из российской Национальной программы «Наука», согласно которым Россия занимает всего лишь 11 место по числу статей (в целом, не только по этнографии) в ведущих международных базах данных, а это лишь около 2-3% от мирового объёма. Он подчеркнул важность увеличения не просто числа публикаций за счет поддержки единиц много печатающихся ученых, а возрастания числа ученых, способных писать для хороших журналов, в чем особо значимой является или может являться роль старших коллег, имеющих такой опыт.
Был также рассмотрен вариант увеличения числа профильных этнологических журналов. Особый интерес аудитории вызвали комментарии профессора Функа в отношении неправомерности учета только количественных показателей и стремление к выполнению «плана по валу». Он прокомментировал западную ситуацию: в целом ряде зарубежных стран у наших коллег нет не просто давления на них требованиями количества публикаций – у них нет регламентированных списков изданий, хотя есть, разумеется, ориентация самих авторов на наиболее авторитетные журналы и издательства.
Разговор о западном опыте был построен на принципе сопоставления с отечественным и отсылками к имеющемуся в России позитивному опыту, а также показом возможных оптимальных путей решения существующих у нас проблем.



Доклад вызвал живой интерес собравшихся. Были заданы многочисленные вопросы, прозвучали интересные комментарии В.А. Шнирельмана, Е.И. Филипповой, С.В. Соколовского, Э. Уигета, О.И. Брусиной, М.М. Герасимовой, М.М. Керимовой, Н.В. Плужникова, И.А. Морозова, руководителя семинара Е.А. Пивневой и других коллег.

*Базой для подготовки доклада стала научно-организационная и преподавательская работа Д.А. Функа в РГГУ, ТГУ (Томск), МГУ, в МАЭ РАН и в ИЭА РАН в России, а также в академиях, университетах и музеях Германии, Австрии, Испании, Венгрии, Швеции, Финляндии, Казахстана, Китая и личные многолетние контакты с коллегами в Великобритании, США, Канаде, Исландии, Голландии, Японии и многих других странах.


| 11.04.2019 01:16