ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН - Новости

http://iea-ras.ru/index.php?go=News&in=view&id=2087
Распечатать

Онлайн-заседание Семинара городской антропологии ИЭА РАН 30 мая

  Уважаемые коллеги!

30 мая в 15.00 состоится онлайн-заседании Семинара городской антропологии
ИЭА РАН. 



В рамках семинара выступит Дмитрий Юрьевич Доронин (Лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ РАНХиГС) с докладом «Мёртвые в мире перемен: трансформация коммеморативных практик и мифологическая реакция на “Бессмертный полк” на Алтае»
 
Традиционные демонологические представления о посмертной ипостаси «души» человека (ÿзÿт, jаман кöрмöс, кара неме), чрезвычайно опасной для живых людей, а также связанные с этим запреты и предписания сохраняются у коренных тюркских народов Республики Алтай до сих пор. Коммуникация с мёртвыми, ситуации присутствия, пускай и воображаемого, умерших предков рядом с живыми людьми опасны и нежелательны для алтайцев.

С трансформацией социальных и мифо-ритуальных систем тюрков Алтая иногда эти представления и связанные с ними практики оказываются актуализированы совершенно неожиданным образом. Один из случаев такой интересной актуализации привлёк моё внимание и стал основным предметом этого доклада.

Речь идёт о «мифологической реакции» алтайских тюрков на внедрение ежегодного шествия с портретами погибших и воевавших родственников, организуемого на 9-е мая общественным гражданско-патриотическим движением «Бессмертный полк». Как будет показано в докладе, некоторые из алтайцев озадачились вопросом: допустимо ли с точки зрения традиционной алтайской этики беспокоить мёртвых таким мероприятием?



Это далеко не первый случай, когда государственное или общественное событие, не являющееся частью алтайской культуры, вызывает «отклик» её мифо-ритуальной системы, актуализацию мифологических представлений. (Среди последних, описанных мною крупных случаев – мифологическая реакция, связанная с пандемией COVID-2019.)
Не имея возможности провести крупномасштабных опросов среди алтайцев, я обратился к методу экспертного интервью, побеседовав (2018-2019 гг.) с сельскими и городскими алтайцами-шаманистами, некоторыми шаманами, представителями алтайской Белой веры Ак Jаҥ, общественными деятелями и алтайскими исследователями родной им культуры. Результатом стала интересная «палитра алтайских мифологических разговоров» по поводу «спущенной сверху» акции.

По мнению большинства моих экспертов, интродукция «Бессмертного полка» на Алтае пока проблематична, среди алтайцев её поддерживают в основном городская интеллигенция, работники ведомственных учреждений. Среди сельских жителей отношение к ней неоднозначно. Объяснимо это, в частности, тем, что неявной «ритуальной пресуппозицией» шествия являются русские поминальные практики и представления о возможной коммуникации с мёртвыми.

В связи с этим мы обратимся к рассказам самих алтайцев, о том, как меняются их поминальные обряды и нормы взаимодействия с умершими, узнаем об особом отношении к батырам и воинам прошлого, о праздновании 9-го мая в советское время и попытаемся представить возможную логику дальнейших трансформаций.

Исследование проведено при поддержке гранта РФФИ, проект № 18-09-00744 «Современные сакральные практики освоения социальных ландшафтов на южном Алтае».
 
Чтобы получить ссылку на ZOOM-трансляцию, как всегда, пишите по адресу: gromovdv@mail.ru


В анонсе использовано фото из ВК-группы «Бессмертный полк – Горно-Алтайск» 

| 30.05.2020 01:00