ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН - Новости

http://iea-ras.ru/index.php?go=News&in=view&id=2198
Распечатать

Экспедиция сотрудников ИЭА РАН в Дербент

  Сотрудники ИЭА РАН к.и.н. О.И. Брусина и Э.М. Сеитов вернулись из экспедиции, проходившей с 21 августа по 2 сентября в Дербенте, где было собрано большое количество полевых материалов. 



Особенно интересными являются данные о проведении траурных мероприятий в месяц мухаррам у жителей магалов города Дербента.

Магалы Дербента (иск. от арабск. “махалла” или “махалля”, пер. “привал”, “смежный лагерь”; также обозначает квартальную общину) представляют собой старую часть города с плотной застройкой. Магалы поделены на 9 административных единиц, но представляют собой единую общность. Они населены азербайджанцами, придерживающимися шиитского (имамитского, исна’ашаритского) толка в исламе, что является одной из главных особенностей жителей магалов. Также население отличается сохранением самобытной городской культуры, имеющей больше отсылок к культуре Закавказья и Иранского нагорья, чем к культуре горских народностей Дагестана, и использованием особого диалекта азербайджанского языка. Одним из центров религиозной, культурной и социальной жизни магалов выступает Джума мечеть - самая старая мечеть на территории РФ, построена в VIII в. (песочного цвета здания на заднем плане).



Шиитские траурные мероприятия в месяц мухаррам, которые наблюдали в магалах О.И. Брусина и Э.М. Сеитов, посвящены мученической гибели внука пророка Мухаммеда имама Хусейна в 680 г. Кульминацией мероприятий является десятый день - Ашура. Траурные мероприятия включают в себя большое количество различных ритуальных практик, которые призваны наглядно продемонстрировать трагические события гибели имама Хусейна и его 72 соратников.



Члены экспедиции были свидетелями и приняли участие в различных мероприятиях “общешиитского” характера: распевание траурных мерсия и роузе (религиозные песнопения, посмертные элегии); женские и мужские мэжлисы (собрания); траурное шествие в день Ашура. Также коллеги наблюдали ритуалы, распространенные в Дербенте и сохранившиеся здесь на протяжении длительного времени: “алам апаран” (вынос, отнесение знамени-алама с навершием в форме раскрытой ладони); обетное мероприятие по случаю исполнения задуманного, включающее в себя  раздачу эхсана (жертвенной, ритуальной пищи); вынос знамени с завязанными на него платками (нязир) группой участников (дасте) во главе со “знаменосцем” и марсийахоном, распевающим траурные песнопения (марсийа); “баш-чапан” (резанье, рубка головы) или именуемое иногда “шахсей-Васей” (татбир) - одна из форм “раскаяния” или “искупление вины” верующих шиитов, а также символического “лишения головы” и смерти. Последний ритуал является особенно символическим - отсылкой к трагической гибели имама Хусейна в битве при Кербеле 10 мухаррама 61 г. хижры (10 октября 680 г.) через отсечение головы. Ритуал происходит в форме нанесения участником “баш чапан” ударов кинжалом по своей голове с выкрикиваниями о готовности отдать свою голову и жизнь взамен отрубленной головы имама Хусейна.



Члены экспедиции выражают большую признательность в деле организации экспедиции директору ИЭА РАН, профессору, доктору исторических наук Д.А.Функу, а также авторам  фильма «Ашура в Дербенте» (2012) и коллегам-этнографам из Санкт-Петербурга М.В.Солоненко и Е.Л.Капустиной за идею экспедиции.



| 09.09.2020 23:44