ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
27.11 | Видео семинара «Истории на стенах: граффити майя классического периода внутри запечатанных зданий» 27 ноября
26.11 | Д.А. Функ вошел в состав научного совета проекта «Central Asia - Autochthonous Cultures and Languages»
26.11 | I Форум Российско-Американского научного центра
25.11 | Семинар «Истории на стенах: граффити майя классического периода внутри запечатанных зданий» 27 ноября
24.11 | Семинар «Антропология добычи» 2 декабря
23.11 | Семинар «Антропология искусства» 24 ноября
23.11 | Ушла из жизни Наталия Архиповна Красновская
23.11 | Комментарий м.н.с. ИЭА РАН Алевтины Бородулиной для The Village
22.11 | Семинар «Ритуальные сети и соперничающие нарративы паломничества (зийара) в Дагестане XXI в.: по итогам экспедиции лета-осени 2020 г.» 26 ноября
22.11 | Видео семинара «O. Андрей Кашеваров (1863–1940) как этнолог | Fr. Andrew Kashevaroff (1863–1940) as Ethnologist» 21 ноября
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
ФОТОГАЛЕРЕЯ

 НОВОСТИ

Интервью  

Шаманская болезнь всея Руси
Среда, 11 Июль 2018  
  Заведующая Центром медицинской антропологии ИЭА РАН,
 д.и.н. В. И. Харитонова
рассказала в интервью для «Независимой газеты»
о том, каким предстает перед исследователями
современный российский шаманизм.



В ряде российских республик – Тыве, Якутии и Бурятии – шаманизм признан одной из традиционных религий. Тем не менее широкой публике о нем известно мало.

– Валентина Ивановна, что, на ваш взгляд, представляет собой российский шаманизм сегодня?

– Это довольно многоплановое явление. Мы часто говорим о «возрождении», но имело ли место именно возрождение традиционного шаманизма – большой вопрос. Пожалуй, гораздо больше возникло каких-то новых явлений на его основе. Традиционный, классический шаманизм – это явление ушедшей эпохи. Тогда шаман был в первую очередь лидером общины, обязанным выполнять определенные функции. Шаман был человеком, который посредством «общения с духами» мог обеспечивать конкретным людям и роду в целом нормальное существование, в том числе здоровье.

Наши первые «новые шаманы» в 1990-е годы были связаны с целительскими организациями в Москве и Петербурге. Можно сказать, что модель «шаманской организации» появилась в столице, и этой моделью была целительская клиника. В республиках они через какое-то время превратились в местные религиозные организации шаманов (МРОШ). Клиника – это коммерческая организация, она платит большие налоги. Религиозным же сообществам предоставлялись помещения, они ничего не платили со своих сборов. Реально же до начала 2000-х годов они работали именно как клиники: там даже были расписаны расценки на услуги. Но МРОШ по закону не имели права получать прибыль, они должны были работать как религиозные организации. Они отчасти пришли к этому, хотя шаман может спокойно сказать на вопрос о религиозной принадлежности: «А у нас все шаманы православные» – или подтвердить, что ходили и будут ходить в буддистские дацаны: «Это же наша общая религия».

Некоторые шаманские организации с самого начала деятельности активно восстанавливали традиционные праздники: писали сценарии, организовывали само действо – в Хакасии, например. МРОШ занялись возрождением традиционных религиозных обрядов. Шаманы из Улан-Удэ проводят, и не только на своей территории, тайлганы – обряды поминовения и жертвоприношения духам предков – для бурят это еще незабытая форма ритуалов, которую они достаточно легко возродили.

Кстати, когда шаманы регистрировали свои организации, им предлагали типовые образцы документов, которые во многих случаях они просто переписали – на тот момент важно было формально зарегистрироваться. Доходило до курьезов: в деятельность будущих организаций записывали порой то, что к ним не могло иметь отношения, например, чтение лекций.

Читать продолжение в источнике





 Автор:
 Прочитали: 271 раз

Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное


Читайте также:
  • Комментарий м.н.с. ИЭА РАН Алевтины Бородулиной для The Village
  • Статья В. А. Тишкова на сайте РГО
  • Почему криминальная идеология привлекательна для подростков?
  • Интервью Е.Э. Носенко-Штейна для программы "Знак равенства"
  • Д.Д. Тумаркин. Чем я занимался бы в науке, будь мне 25

    Вернуться назад
  • ИНДЕКС ЦИТИРОВАНИЯ



    Общее число публикаций организации в РИНЦ 13115
    Число цитирований публикаций организации в РИНЦ 131160
    Число авторов 473
    Число авторов, зарегистрированных в Science Index 202
    h-индекс (индекс Хирша) 128
    q-индекс 233
    i-индекс 19
    КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
    «« Ноябрь 2020 »»
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30
    28.11.2020
    © ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН 2013—2020