ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
19.07 | Новинки библиотеки
16.07 | День этнографа 2018
11.07 | Шаманская болезнь всея Руси
05.07 | I Международный нахский научный конгресс «Этногенез и этническая история народов Кавказа»
03.07 |  Этнос и среда обитания. Вып. 6: Этноэкологическое образование
30.06 | Интервью Е.Э. Носенко-Штейна для программы "Знак равенства"
28.06 | Заседание Диссертационного совета ИЭА РАН
26.06 | Отчёт о заседании Учёного совета 26 июня
26.06 | Семианр "Этнокультурная идентичность молодежи в условиях столичного мегаполиса" в МДН
26.06 | Новинки библиотеки
МЫ НА Facebook
СЕРИЯ НАРОДЫ И КУЛЬТУРЫ
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
ФОТОГАЛЕРЕЯ

 Новости

Интервью
Шаманская болезнь всея Руси
Среда, 11 Июль 2018

  Заведующая Центром медицинской антропологии ИЭА РАН,
 д.и.н. В. И. Харитонова
рассказала в интервью для «Независимой газеты»
о том, каким предстает перед исследователями
современный российский шаманизм.



В ряде российских республик – Тыве, Якутии и Бурятии – шаманизм признан одной из традиционных религий. Тем не менее широкой публике о нем известно мало.

– Валентина Ивановна, что, на ваш взгляд, представляет собой российский шаманизм сегодня?

– Это довольно многоплановое явление. Мы часто говорим о «возрождении», но имело ли место именно возрождение традиционного шаманизма – большой вопрос. Пожалуй, гораздо больше возникло каких-то новых явлений на его основе. Традиционный, классический шаманизм – это явление ушедшей эпохи. Тогда шаман был в первую очередь лидером общины, обязанным выполнять определенные функции. Шаман был человеком, который посредством «общения с духами» мог обеспечивать конкретным людям и роду в целом нормальное существование, в том числе здоровье.

Наши первые «новые шаманы» в 1990-е годы были связаны с целительскими организациями в Москве и Петербурге. Можно сказать, что модель «шаманской организации» появилась в столице, и этой моделью была целительская клиника. В республиках они через какое-то время превратились в местные религиозные организации шаманов (МРОШ). Клиника – это коммерческая организация, она платит большие налоги. Религиозным же сообществам предоставлялись помещения, они ничего не платили со своих сборов. Реально же до начала 2000-х годов они работали именно как клиники: там даже были расписаны расценки на услуги. Но МРОШ по закону не имели права получать прибыль, они должны были работать как религиозные организации. Они отчасти пришли к этому, хотя шаман может спокойно сказать на вопрос о религиозной принадлежности: «А у нас все шаманы православные» – или подтвердить, что ходили и будут ходить в буддистские дацаны: «Это же наша общая религия».

Некоторые шаманские организации с самого начала деятельности активно восстанавливали традиционные праздники: писали сценарии, организовывали само действо – в Хакасии, например. МРОШ занялись возрождением традиционных религиозных обрядов. Шаманы из Улан-Удэ проводят, и не только на своей территории, тайлганы – обряды поминовения и жертвоприношения духам предков – для бурят это еще незабытая форма ритуалов, которую они достаточно легко возродили.

Кстати, когда шаманы регистрировали свои организации, им предлагали типовые образцы документов, которые во многих случаях они просто переписали – на тот момент важно было формально зарегистрироваться. Доходило до курьезов: в деятельность будущих организаций записывали порой то, что к ним не могло иметь отношения, например, чтение лекций.

Читать продолжение в источнике





Автор:
Прочитали: 56 раз

Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное


Читайте также:
  • Интервью Е.Э. Носенко-Штейна для программы "Знак равенства"
  • Д.Д. Тумаркин. Чем я занимался бы в науке, будь мне 25
  • Заседание Комиссии по зачислению
  • А.В. Головнёв. Чем я занимался бы в науке, будь мне 25
  • Д.А. Функ. Чем я занимался бы в науке, будь мне 25

    Вернуться назад
  • ПОИСК
    ИНДЕКС ЦИТИРОВАНИЯ




    Число публикаций на elibrary.ru 10336
    Число публикаций в РИНЦ 9279
    Число публикаций, входящих в ядро РИНЦ 2263
    Число цитирований публикаций на elibrary.ru 88465
    Число цитирований публикаций в РИНЦ 74969
    Число цитирований из публикаций, входящих в ядро РИНЦ 7801
    Индекс Хирша по всем публикациям на elibrary.ru 113
    Индекс Хирша по публикациям в РИНЦ 105
    Индекс Хирша по ядру РИНЦ 17
    q-индекс 189
    i-индекс 17
    Число авторов 394
    Число авторов, зарегистрированных в Science Index 189
    Показатели цитируемости работ сотрудников

    КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
    «« Июль 2018 »»
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31
    22.07.2018
    КНИЖНАЯ ПОЛКА
    КТО НА САЙТЕ
    Посетителей на сайте:
    Анонимов: 198
    Пользователей: 0
    © ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН 2013—2014