ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
20.11 | Семинар / вебинар исследовательской Группы по изучению проблем инвалидности и людей с ограниченными возможностями
17.10 | Семинар/вебинар по медицинской антропологии (науч. рук. д.и.н. В.И. Харитонова)
17.10 | Отчет о заседании Ученого совета ИЭА РАН 15 октября
16.10 | Отчет о заседании Американского семинара МАЭ и ИЭА РАН
15.10 | Новинки библиотеки
14.10 | Заседание Ученого совета ИЭА РАН 15 октября
14.10 | Конференция молодых ученых "Актуальные вопросы этнологии и антропологии" в ИЭА РАН
12.10 | Подписание соглашения между ИЭА РАН и Министерством культуры Туркменистана
10.10 | XII международная конференция РАИЖИ «Женщины и мужчины в  миграционных процессах прошлого и настоящего»
10.10 | Круглый стол в Музее Востока
МЫ НА Facebook
СЕРИЯ НАРОДЫ И КУЛЬТУРЫ
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
ФОТОГАЛЕРЕЯ

 Новости

Жизнь института
  Отчет о Северном семинаре 17 сентября
Воскресенье, 22 Сентябрь 2019
   
17 сентября на Северном семинаре ИЭА РАН состоялось выступление к.и.н.  М.Г. Кучинского «Тягло и ясак: русские и ордынские фискальные традиции XVI–XVII вв. в антропологической перспективе».


Многие  черты социальной структуры народов России, исследованные во второй пол. XIX – нач. XX вв., интерпретировались этнографами  как «традиционные», восходящие к древности. Это связано с принятием концепции общественного прогресса в качестве теоретической  основы исторических исследований.  В мировой антропологии сегодня стала обычной критика концепций, предполагающих универсальные социальные структуры, исторически существовавшие у всех групп человечества.  В  основе современных подходов  первичным является рассмотрение оригинальных исторических процессов, оказывающих влияние на социальные структуры. В докладе рассмотрена фискальная политика как фактор, повлиявший на социальные трансформации. Две основные фискальные системы, действовавшие в России XVI–XVII в. – тягло и ясак.

Тягло (соха, сошное письмо) – общее название для фискальной системы Руси. Она включала множество разных видов налогообложений, действовавших в разное время в разных регионах (соха, обжа, выть, четверть, луковая дань и т.д.), но к XVII в. фактически превратившихся в разновидности одного принципа налогообложения. Предметом обложения были сельскохозяйственные и природные ресурсы, находившиеся в пользовании. Основным налогоплательщиком был коллектив, который распределял налог между своими членами. Введение крепостного права и закрепление людей на месте проживания, запрет на оборот природными ресурсами между крестьянами, коллективная ответственность за комплекс угодий повлияли на формирование системы коллективного владения угодьями и осуществление регулярных переделов этих угодий между семьями. Таким образом сложились черты социальной структуры, описывающейся в литературе как «община».

Ясак являлся основным налогом подданных монгольских и татарских государств. Он собирался со взрослых мужчин, ответственным плательщиков был коллектив. В государствах степных кочевников линидж был основным инструментом сбор налогов, мобилизации вооруженных сил и государственного управления и сбора налогов. Русская администрация, с присоединением территорий татарских ханств, переняла налог «ясак». В Поволжье постепенно ясак превратился в разновидность тягла, а в Сибири он стал основным предметом взаимоотношений между русской администрацией и аборигенами. Русская администрация не поддерживала предыдущую систему управления, основанную на использовании линиджа. При  этом государство сохраняло статус и привилегии татарских мурз, но нивелировало иерархию у обских угров. Действия русской администрации в сочетании с коллективной ответственностью явились постоянным  внешним фактором, стимулировавшим мобилизацию аборигенных групп. Коллективная ответственность за выплаты  предполагала большее взаимодействие людей, чем уже известная им военная мобилизация. Само понятие «род» использовалось русской администрацией по отношению к группе плательщиков без конкретизации значения этого понятия. Уже этнографы XIX в. отмечали, что наблюдаемые ими «роды» у народов Сибири являются результатом социального конструирования царской администрации.

Подушная подать, введенная в 1722 г., явилась первым базовым универсальным налогом для всех разновидностей податного населения и создавшим условия для гомогенизации населения путем влияния на социальную структуру разных его групп.

Доклад позволил увидеть возможность: 1) представить социальную историю вне схем прогресса; 2) рассмотреть фискальную политику как инструмент социальной трансформации.   



 Автор:
 Прочитали: 49 раз
Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное


Читайте также:
  • Семинар/вебинар по медицинской антропологии (науч. рук. д.и.н. В.И. Харитонова)
  • Отчет о заседании Ученого совета ИЭА РАН 15 октября
  • Отчет о заседании Американского семинара МАЭ и ИЭА РАН
  • Новинки библиотеки
  • Заседание Ученого совета ИЭА РАН 15 октября

    Вернуться назад
  • ПОИСК
    ИНДЕКС ЦИТИРОВАНИЯ



    Число публикаций на elibrary.ru 11013
    Число публикаций в РИНЦ 9926
    Число публикаций, входящих в ядро РИНЦ 2410
    Число цитирований публикаций на elibrary.ru 104392
    Число цитирований публикаций в РИНЦ 88462
    Число цитирований из публикаций, входящих в ядро РИНЦ 9930
    Индекс Хирша по всем публикациям на elibrary.ru 124
    Индекс Хирша по публикациям в РИНЦ 116
    Индекс Хирша по ядру РИНЦ 19
    q-индекс 209
    i-индекс 18
    Число авторов 413
    Число авторов, зарегистрированных в Science Index 173
    Показатели цитируемости работ сотрудников

    КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
    «« Октябрь 2019 »»
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     1 2 3 4 5 6
    7 8 9 10 11 12 13
    14 15 16 17 18 19 20
    21 22 23 24 25 26 27
    28 29 30 31
    17.10.2019
    КНИЖНАЯ ПОЛКА
    КТО НА САЙТЕ
    Посетителей на сайте:
    Анонимов: 194
    Пользователей: 0
    © ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН 2013—2014