Краткий пересказ статьи распространила пресс-служба географического факультета МГУ, поскольку сотрудники этого факультета принимали активное участие в работе экспедиции на Пор-Бажыне в 2007-2008 гг. Наш институт явился практически инициатором этой экспедиции по следам экспедиции Севьяна Вайнштейна, сотрудника Института Этнографии АН СССР (как тогда именовался ИЭА РАН), который провёл первые раскопки на Пор-Бажыне.
Пор-Бажын в 2006 г., до раскопок 2007–2008 гг. Фото: МЧС.
Глинобитная крепость Пор-Бажын находится в одном из самых труднодоступных районов Республики Тыва – на острове на озере Тере-Холь. Её впервые обследовал географ и этнограф Дмитрий Клеменц в 1891 году. В 1950-60-х гг. в Пор-Бажыне прошли первые раскопки. Их проводил С.И. Вайнштейн, который по косвенным данным предположил, что Пор-Бажын построили около 750 года в период третьего Уйгурского каганата.
Пор-Бажын. Раскопки 2007 года. Вид с вертолёта. Фото МЧС.
В 2007–2008 годах в крепости прошли новые раскопки. Сотрудники ИЭА РАН руководили раскопками крепости и естественнонаучными работами на ней (И.А. Аржанцева). Оказалось, что культурный слой памятника очень бедный: судя по всему, комплекс почти не использовали. Немногочисленные находки (серебряная мужская серьга, несколько керамических сосудов) дали возможность датировать памятник в пределах VIII в. н.э., что было явно недостаточно для точной интерпретации этого памятника, поскольку события в этот период развивались стремительно, а правители менялись очень часто.
Пор-Бажын. Серебряная мужская серьга VIII века. Фото И.А. Аржанцевой
Самым ценным открытием на этом памятнике явились практически полностью раскопанный архитектурный комплекс и фортификационные сооружения. Выяснилось, что в основании фортификационных сооружений – прежде всего стен – укладывались стволы лиственницы. Они были замурованы в основания глинобитных стен и хорошо сохранились в условиях вечной мерзлоты. Исследователи сделали спилы и продатировали их радиоуглеродным методом. «Точность единичных дат обычно 50-100 лет, что для средневековой археологии слишком грубо.
Пор-Бажын 2008. Стволы лиственниц в основании стен памятника. Фото Г. Херке
Но если продатировать последовательные группы древесных колец, то путем статистической обработки можно получить время гибели дерева с точностью до десятилетия», – поясняет Андрей Панин, профессор географического факультета МГУ, заместитель директора Института географии РАН.
Спил одного из стволов. Микрофотография. Фото: P. Doeve.
«Радиоуглерод» «дал» дату, на 20–30 лет превышавшую предполагаемую – он показал, что деревья спилили в 770-х годах, а это уже совсем другой исторический контекст. В то время правил каган Идигянь, сделавший официальной религией манихейство – религиозное учение, основанное на христианстве, но впитавшее в себя элементы зороастризма и буддизма. Но уже в 779 году случился антиманихейский переворот, и каган был убит.
Новый контекст позволил объяснить, почему укрепление не использовали: это мог быть не оборонительный пункт, а манихейский монастырь. «Если монастырь был построен накануне переворота, то прежние правители им просто не успели воспользоваться, а новым он был уже не нужен – так объясняется главная загадка Пор-Бажына», – считает Андрей Панин.
Однако доказать гипотезу долго не удавалось: для этого нужно было установить время строительства с точностью до года. Но в 2012 году японские исследователи опубликовали статью в Nature, в которой привели датировки единичных годичных колец 1800-летнего кедра. Они, в частности, обнаружили всплеск содержания радиоуглерода в атмосфере в 775 году, который был связан с аномальной вспышкой на Солнце в тот год. Явление стали называть «событием Мияке» (по имени первого автора статьи). У исследователей Пор-Бажына сразу возникла идея использовать это событие для датировки крепости, но из-за организационных и финансовых сложностей сделать это удалось только в 2018 году.
Спилы лиственницы из стен Пор-Бажына отправили в лабораторию Гронингенского университета, и в одном из них, в третьем кольце от коры, нашли «то самое событие Мияке». Вдобавок дендрохронологи из Гронингена изучили самое молодое кольцо на клеточном уровне и определили, что дерево срубили летом. Так установили не только год, но и сезон, когда началось строительство – лето 777-го. Данное исследование – наверное, первый в мире пример использования радиоуглеродной диагностики астрофизических событий средневековья для точного датирования археологических памятников.
|