Традиция таких школ зародилась в 10-е годы по инициативе Ассоциации медицинских антропологов и Центра медицинской антропологии ИЭА РАН. Для этой работы объединились Институт и два медицинских университета (Первый МГМУ им. И.М. Сеченова и МГМСУ им. А.И. Евдокимова). Основная идея таких школ – гуманитаризация медицинского образования – была простимулирована тем, что гуманитарные предметы в медицинских университетах год от года сокращались в почасовом выражении, от чего страдала образовательная подготовка студентов. Школы организовывались как краткосрочные мероприятия весной и осенью. Их работой традиционно руководит, возглавляющая и их подготовку (председатель оргкомитета), президент Ассоциации медицинских антропологов, зав. Центром медицинской антропологии ИЭА РАН д.и.н. В.И. Харитонова.
На занятия обычно приглашаются не только студенты медицинских университетов, но и аспиранты гуманитарных институтов РАН. Каждая школа профилируется в зависимости от того, для какого факультета она проводится. Прошедшая была организована для студентов 5 курса стоматологического факультета МГМСУ им. А.И. Евдокимова, что определило приглашение преподавателей и тематику занятий (куратор школы МАиБ от МГМСУ им. А.И. Евдокимова - к.м.н., доц. Ю.Р. Булдакова). Школа работала исключительно в режиме онлайн в связи с ухудшением положения с распространением инфекции COVID-19 в Московском регионе. Это предопределило и особенности лекционных занятий, сокращенных до 30 минут.
В первый день, 16 ноября, студентам был предложен блок ознакомительных лекций, нацеленных на формирование представлений об антропологической науке и ее направлениях, естественно, с акцентом на специфику медицинской антропологии и специалистов, которые могут работать в этой области.
· Функ Д.А. (д.и.н., проф.; директор ИЭА РАН) Антропология (антропологии) как междисциплинарная область современной науки · Михель Д.В. (д.филос.н., проф. каф. философии философско-социологического ф-та Института общественных наук: РАНХиГС; вице-президент Ассоциации медицинских антропологов) Что такое «медицинская антропология»? · Харитонова В.И. (д.и.н., (к.ф.н., доц.), г.н.с., зав. Центром медицинской антропологии ИЭА РАН) Медицинский антрополог – антрополог и/или медик (медицинский работник)?
Дальнейшая работа предполагала, с одной стороны, знакомство слушателей школы с исследованиями сотрудников ИЭА РАН в близкой им области: · Лейбова Н.А. (к.и.н., с.н.с. Центра физической антропологии ИЭА РАН) Одонтология: научная дисциплина и ее практические выходы
С другой – расширение круга их знаний в область традиционной медицины: · Монасыпова Л.И. (к.м.н., психиатр, аюрведический психотерапевт, рук. медицинского направления АРИА («Психиатрия», «Неврология», «Педиатрия», «Терапия») Возможности применения методов Аюрведы в практике современного врача-стоматолога
Финалом занятий в первый день стал интерактивный семинар, познакомивший студентов с возможностями музейной работы с использованием сведений о стоматологии для пропаганды профилактических мер и знакомства с особенностями стоматологического лечения. · Туторская М.С. (с.н.с. Национального НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко) История медицины и стоматологии в музейных коллекциях
Во второй учебный день студенты продолжили знакомиться со спецификой лечения и профилактики болезней полости рта в рамках еще одной широко известной традиционной медицины – китайской (ТКМ). Информативную и интересную лекцию на эту тему прочитал им специалист из Чанчуньского университета традиционной медицины проф. Ма Чань-Чунь (переводила Алена Гкслякова): · Ма Чань Чунь – доктор наук; проф. Китайского Чанчуньского университета традиционной китайской медицины (КНР); врач-консультант ООО «Центра по развитию и применению традиционной китайской медицины» Применение принципов ТКМ в лечении заболеваний полости рта
Другую лекцию из сферы ТКМ предложила российская специалист в области фитотерапии: · Павлова Л.А. – к.фарм.н., доц.; советник Центра по развитию и применению традиционной китайской медицины: Китайский Чан-чуньский университет традиционной китайской медицины Лекарственные средства традиционной китайской медицины в стоматологии
Тему фитотерапии продолжила специалист из Болгарии (София): · Янева-Балабанская И. Д. (D, PhD; к.фарм.н., доц.; Национальный центр общественного здоровья и анализа) Ее лекция «Фитотерапия в стоматологии» была сконцентрирована на славянских (в первую очередь болгарских и русских) материалах.
Далее студенты снова были погружены в неизвестные им практики – они познакомились с тем, что такое медиация в нашей стране: · Графский В.П. (преподаватель МГППУ; медиатор ЦПСиД «Красносельский»; рук. окружной службы медиации ЦАО г. Москвы) Применение медиации в сфере медицинских услуг
Разговор на следующей лекции шел о проблемах российского здравоохранения и профессии врача: · Рагозин А.В. (к.м.н.; в.н.с. Высшей школы организации и управления здравоохранением) Политэкономия здравоохранения: почему врачи в развитых странах - верхний средний класс, а в России - низкооплачиваемые бюджетники?
Последнее занятие стало для будущих стоматологов увлекательным путешествием-знакомством не только с уникальной Лабораторией пластической реконструкции ИЭА РАН и ее коллекцией, с Центром физической антропологии, но с тем человеком, имя которого носит ИЭА – с Н.Н. Миклухо-Маклаем, о котором они услышали неизвестные им доселе факты, связанные, в том числе, с их будущей профессией. · Васильев С.В. (д.и.н., к.б.н.; г.н.с., зав. Центром физической антропологии ИЭА РАН) · Веселовская Е.В. (д.и.н. (к.б.н., доц); г.н.с., зав. Лабораторией пластической реконструкции ИЭА РАН) Восстановление зубочелюстного аппарата при реконструкции лица по черепу (по методу М.М. Герасимова)
Помимо собственно занятий, предложенных студентам в виде обязательных, в рамках школы были проведены два научных семинара ЦМА, которые слушатели школы имели возможность посетить: - «Хосписное движение в XX-XXI веках: уход за умирающими как идеология» доклад представил к.с.н., н.с. ЦМА ИЭА РАН Мохов Сергей Викторович - «Символические и психосоциальные аспекты взаимодействия ‘врач – пациент’ в фармакологическом лечении (психоаналитическая перспектива)» доклад представил психолог, сотрудник ЦМА ИЭА РАН Мартынов Иннокентий Алексеевич.
|