ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
07.06 | Видео заседания семинара городской антропологии ИЭА РАН
06.06 | Заседание Американского семинара МАЭ, ИЭА И СПбИИ РАН 12 июня
04.06 | Вебинар исследовательской группы антропологии инвалидности 6 июня
04.06 | Видео заседания Американского семинара МАЭ, ИЭА И СПбИИ РАН 2 июня
03.06 | Вебинар Центра медицинской антропологии ИЭА РАН 4 июня
01.06 | Проект НИР «Восстановление облика павших воинов» Лаборатории антропологической реконструкции ИЭА РАН
31.05 | Видео заседания Американского семинара МАЭ, ИЭА И СПбИИ РАН 29 мая
31.05 | Юбилей Елены Сергеевны Данилко
30.05 | Онлайн-заседание Семинара городской антропологии ИЭА РАН 30 мая
29.05 | Онлайн-заседание Американского семинара МАЭ, ИЭА и СПбИИ РАН 2 июня
МЫ НА Facebook
СЕРИЯ НАРОДЫ И КУЛЬТУРЫ
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
ФОТОГАЛЕРЕЯ

 Новости

Даты и события
  Полный текст выступления академика В.А. Тишкова на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, 3 июля 2014 г., Москва, Кремль
Четверг, 03 Июль 2014
 Под председательством Владимира Путина в Кремле состоялось заседание Совета при Президенте по межнациональным отношениям. Основная тема заседания – роль культуры и образования в укреплении единства и согласия, гражданском и патриотическом воспитании молодёжи.


Обсуждались, в частности, вопросы государственной молодёжной политики, изучения русского языка и повышения уровня языковой грамотности, а также исторического образования.

Публикуем слова В.В. Путина, выступления В.А. Тишкова и В.Ю. Зорина. Полностью стенограмму заседания можно посмотреть здесь.
Речь В.А. Тишкова опубликована в его собственной редакции.







В.ПУТИН
: Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня в рамках нашего Совета предлагаю поговорить о вопросах культуры, образования и просвещения, о той особой роли, которую они играют в гармонизации межнациональных отношений, в гражданском, патриотическом воспитании молодёжи.

Сейчас в России свыше 30 с половиной миллионов граждан в возрасте от 15 до 29 лет. От них, от их взглядов, мы с вами это прекрасно понимаем, в значительной степени зависит судьба нашей страны, будущее России.

Важно, чтобы молодёжь понимала всю значимость национальной политики, национального и культурного многообразия. В нём, в этом многообразии, безусловно, сила, преимущество нашей страны, которая веками впитывала разные традиции, культуры, разные этносы. За счёт такого взаимообогащения развивалась, укрепляла свою самобытность вся наша огромная держава. А если эта гармония нарушалась, нарушалась и внутренняя прочность самой страны. Тем выше требования к нашей национальной, культурной, образовательной политике. Очевидно, что обладающий знаниями, достаточным кругозором, грамотный человек по сути застрахован от вируса национализма и нетерпимости.

В мире, к сожалению, – собственно говоря, так было практически всегда – идёт жёсткая борьба за умы, за идеологическое и информационное влияние. С целью ослабить те или другие страны, создать для себя более выгодные конкурентные преимущества и в политике, и в экономике искусственно провоцируются конфликты, так или иначе связанные с национальными проблемами. Нам нужна постоянная, системная работа, которая защитила бы страну, нашу молодёжь от этих рисков, служила  укреплению гражданской солидарности и межнационального согласия.

В такую деятельность должны включаться все: государственные, муниципальные структуры, общественные организации и, конечно, семья. Главное, здесь не должно быть места догматизму и казёнщине, иначе эффект может быть прямо противоположным ожидаемому.

В этой связи считаю необходимым дополнительно подумать над повышением качества реализации госпрограммы патриотического воспитания. Речь идёт о её насыщенности действительно интересными, живыми инициативами, понятными современным людям, современной молодёжи прежде всего, о привлечении к тесному партнёрству общественных, студенческих, военно-патриотических, поисковых организаций и так далее.

Конечно, многое зависит от конкретных людей, которые занимаются этой работой. Кроме того, нам нужно чётко сформулировать приоритеты государственной молодёжной политики. Они должны быть направлены на формирование всестороннего развития личности, гармоничной личности, на воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к своей большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом с тобой.

Министерство образования сейчас занимается разработкой приоритетов молодёжной политики. Прошу коллег ускорить эту работу, а также обратить особое внимание на профилактику экстремистских проявлений среди учащихся образовательных учреждений.

Серьёзным подспорьем здесь призвана стать единая система мониторинга межнациональных отношений и предупреждения возможных конфликтов на этнической почве. Запустить её Правительство должно до конца текущего года.

Система охватит все регионы страны, а созданный в её рамках федеральный центр мониторинга будет координировать аналитическую, профилактическую деятельность заинтересованных органов власти, научных организаций и экспертного сообщества, станет генератором рекомендаций и предложений в этой сфере.

Мы уже неоднократно говорили и о незаменимой роли в воспитании молодёжи литературы, истории, русского языка, языков других народов России. Во многом благодаря инициативе нашего Совета началась разработка единого культурно-исторического стандарта преподавания.

Государство за последние годы многое сделало для того, чтобы повысить статус учителя, обеспечить ему достойные условия работы. И мы рассчитываем, что всё это, прежде всего, скажется на повышении качества обучения и воспитания в школе, преподавания базовых гуманитарных предметов, которые формируют личность человека.

Проблем здесь, конечно, ещё очень много. Так, результаты ЕГЭ по русскому языку в текущем году показали далеко не радужную картину. Сейчас не буду останавливаться на этом подробно. Всё это вместе повод ещё раз вернуться к программам преподавания русского языка, требованиям к качеству работы преподавателей.

Рассчитываю, что весомое содействие решению вопросов совершенствования госполитики в области развития, защиты и поддержки русской словесности окажет недавно созданный Совет по русскому языку. И конечно, уже в школе необходимо давать молодёжи больше знаний об исторических, культурных, природных богатствах России. Это, пожалуй, главный путь воспитания любви к Родине, стремления быть ей полезным.

Здесь, естественно, нужны современные методики, способные заинтересовать ребят. И свою роль в этом может сыграть в том числе Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Лихачёва. На заседании Совета глав правительств СНГ в Минске 30 мая ему присвоен статус базовой организации стран Содружества в сфере сохранения всемирного наследия. И его ресурс должен быть использован не только для сбережения и продвижения культурного, исторического потенциала русского мира, народов России, но и для патриотического становления молодёжи, её духовно-нравственного воспитания.

И ещё одно предложение. Считаю целесообразным наметить в рамках деятельности нашего Совета дополнительное направление – информационное обеспечение реализации государственной национальной политики России. Важно чётко разъяснять суть наших шагов в этой сфере, взаимодействовать со средствами массовой информации, институтами гражданского общества.

Добавлю, что сегодня всё чаще говорят о проходящем в некоторых странах мира процессе разрушения так называемых традиционных духовных и нравственных ценностей. Мы видим, как в некоторых  странах возрождаются и набирают политический вес неонацистские организации, к сожалению, а этническая и религиозная нетерпимость, призывы к насилию становятся лозунгом для сил, стремящихся к власти. В этой связи считаю своевременной инициативу по созданию правовых основ противодействия возрождению нацистской идеологии и героизации нацистских преступников.

Убеждён, что ключевую роль в решении всех задач, о которых я только что сказал, могут сыграть прочные традиции отечественного просвещения, как я уже говорил в самом начале, наша культура, наша великая история.






В.ТИШКОВ: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Совета!

Несколько соображений по теме нашего сегодняшнего заседания и по тому, что уже было сказано сегодня председателем Совета.

Во-первых, хочу сказать, что воссоединение Крыма с Россией высветило довольно давний вопрос о реабилитации ранее депортированных народов. И мне представляется, что трагические страницы отечественного прошлого не должны тоже исчезать из наших учебников по истории, ибо история учит не только своими победами, но и драмами, которые не следует повторять будущим поколениям.

И патриотизм питается не только достижениями нации, но и чувством общей судьбы и общей ответственности за всё то, что было в истории страны, что происходит в её настоящем и будущем. Историю, конечно, примирить невозможно, но можно признать понесённые коллективные травмы частью нашего населения, отдельными группами. Это, кстати, могут быть не только депортации, но даже иногда довольно отдалённые события, как, например, война на Кавказе, которая закончилась 150 лет тому назад.

К сожалению, сегодня молодёжь часто становится заложником намеренной обработки по части создания образа врага и несчастливой судьбы того или иного народа или региона. И, как показывает опыт Украины, для этого достаточно одного поколения, чтобы воспитать молодёжь в заданном духе.

Я вчера вернулся с Северного Кавказа, где доля молодёжной когорты выше, чем в остальной России, где есть огромный интерес к прошлому разных народов, а также к Кавказу. Но там также есть и проблемы более объективных, не разжигающие рознь и антироссийскость трактовок прошлого, – в противовес заполонившей книжный рынок низкопробной и устаревшей литературе.

Нам не нужно бояться своей истории, что-то скрывать, приукрашивать. Историческая правда – это важнейший воспитательный аргумент. Я бы предложил по этому вопросу дополнить принятую концепцию школьной истории возможностью изучать более подробно историю края, в котором проживает молодой российский гражданин. И здесь Отделение историко-филологических наук РАН, согласно новому закону об академии, может оказывать научно-методическое содействие в создании таких пособий.

Второе – о национальной российской идентичности. Дебаты об этом были сложными, но сейчас мы вышли на ясные формулы обеспечения единства и многообразия российской нации и государства. Здесь наш Совет сделал достаточно много. Надо сказать, что и работа в профильных министерствах в этом отношении: и Минрегиона, и Минобранауки, и Минкультуры, – конечно, заслуживает всяческой поддержки, она гораздо была более активной в последние годы. И конечно, наша Стратегия государственной национальной политики, которую нужно пропагандировать и отстаивать.

Сейчас главное – чем конкретно наполнить это понятие идентичности и как противодействовать внутренним скептикам и внешним противникам в существовании такой давней и мощной реальности, как российский народ. Наша повседневная жизнь: от брачного поведения в выборе партнёров и родственного круга до норм социального поведения и культурного багажа –  показывает преобладание среди россиян общего над различиями. Подтверждает это и исследование, в том числе российского студенчества, которое выполнено в федеральных округах с многонациональным составом населения Распределённым научным центром, который по Вашему поручению создан. Сводный доклад мы представим сегодня в Администрацию [Президента].

Должен сказать, что 66 процентов опрошенных студентов при определении своей идентичности на первое место (здесь можно было давать несколько ответов) ставят такие понятия, как «моя Родина – Россия», «мы – граждане России». И наш вывод таков, что консолидируют современную молодёжь далеко не только партикулярные этнические традиции и нормы жизни, а прежде всего ценности: интересные и приносящие благополучие профессии, тяга к знаниям и, что очень важно, к участию в больших и важных делах. Вот этот фактор нужно учесть, когда мы планируем в молодёжной политике какие-то вещи, чтобы были так называемые крупные, большие проекты.

Российское самосознание современной молодёжи формируют не только учебники истории, хотя сам я представляю исторический цех и участвовал в разработке концепции, но должен сказать, что российская идентичность, то есть чувство сопричастности со своей страной, формируется через принятие современной жизни, того единственного времени, в котором мы живём. И в России, к сожалению, в целом доминирует отрицание периода новейшей истории страны, хотя мало кто может сказать, а когда же было лучше в прошлой эпохе? Но для молодёжи последние 20 лет – это вся их жизнь, и они должны быть уверены, что живут в лучшие, а не в худшие времена.

Господствующие среди взрослого населения образы старого доброго времени и некоего нынешнего безвременья для молодёжи означают отрицание их жизни в стране, России, и могут поощрять настроение апатии типа «пора валить». Однако наши данные показывают, что российская молодёжь весьма удовлетворена общественно-политической ситуацией в России. Отвечая на вопрос о том, какой период в истории России в наибольшей степени соответствует вашим представлениям о том, какой должна быть Россия, больше всего опрошенных в качестве «золотого века» российской истории указали современный период жизни, «путинскую эпоху», а не другие периоды.

Четвёртое. Самое важное в утверждении российского самосознания – это воспитание ответственного гражданина, здесь я полностью согласен с Вами, Владимир Владимирович. Но готовность взять на себя ответственность не должна сопровождаться разрушением прошлых авторитетов и подходами с чистого листа. Недавняя история с реформированием РАН выявила довольно тревожный симптом быстрого распространения среди поколений молодых журналистов и политиков негативизма по отношению к тем, кто служил Родине всю свою жизнь, составил её гордость и обеспечил её силу. Беспокоит быстрая метаморфоза настроений молодёжи по части утраты уважения к старшим и вместе с этим утраты чувства преемственности. Мы не должны забывать драму хунвэйбинства, которую пережил 40 лет тому назад Китай. А появление жадных до расправ над несогласными или просто над «бывшими» среди молодых активистов России уже наблюдается.

Мне представляется, что в учебник по обществознанию нужно включить раздел об уважении старших, о ценности жизненного опыта, о преемственности поколений, нам нужны передачи-разговоры со старшими для молодых, беседы и диалоги разных поколений, о традициях почитания старших в культуре разных народов. А то есть передача, уже 10 лет идёт, о том, «как строить отношения», там одна ругань молодых людей, которые, по-моему, нигде не работают и ничем не занимаются.

Общество, в котором старшие утрачивают контроль над  и уважение среди молодой части населения, обязательно оказывается в состоянии риска. Это знает мировая наука, все последние исследования показывают. Поэтому федеральная целевая программа «Молодёжь России» на 2015–2020 годы должна быть действительно полнокровной. Есть предложение записать поддержку этой программы, её составление и запуск в ближайшее время.

Пятое. Большинство опрошенных нами студентов не демонстрируют стремление к самоорганизации сугубо на этнической и конфессиональной основе. Больше всего они вовлечены в студенческие общественные организации и движения, спортивные сообщества, интернет-сообщества по интересам, в творческие объединения. Вопросом о молодёжных субкультурах, хотя и занимаемся им, но далеко не знаем всех закономерностей их появлений, как складывается их программатика и символика. Нужно отнестись к этому явлению прежде всего с позитивным настроем как к одному из явлений мировой культуры. Нам нужна коррекционная работа с субкультурой спортивных болельщиков, особенно в преддверии следующего чемпионата мира по футболу. Нам нужна сейчас государственная поддержка структур студенческого самоуправления по формированию гражданского самосознания и культуры межнационального общения.

Вот такая порой жёсткая ориентация молодых людей на собственные традиции и традиционные ценности и так далее может, мне кажется, иногда ограничивать их стремление открывать новые миры, осваивать новые языки и культуры, быть современной, инновационной личностью. Всё-таки подлинная свобода личности обретается без обязательной привязки к какой-то одной культурной норме, тем более к традиции или к группе. Нам сегодня нужнее ожидать от молодых инноваций, часть которых обязательно завтра станет традицией, так же как и нынешние традиции не имеют вечных корней и когда-то были инновациями.

И последнее. Поддерживаю предложение по части лучшего знания молодёжью собственной страны, её населения, в том числе и в форме бюджетных экскурсий для всех российских старшеклассников. Это может быть одна экскурсия: Байкал, Кижи или Волга – в зависимости, где живут учащиеся, и одна экскурсия, связанная с государственной символикой, это может быть Москва (обязательно Красная площадь, Кремль) или Санкт-Петербург. И в этом отношении тоже поддерживаю проведение Росмолодежью различных общественных конкурсов, проектов патриотической направленности, в том числе по линии молодёжного туризма.

Спасибо за внимание.

В.ПУТИН:
Спасибо большое, Валерий Александрович.

В.ЗОРИН: Спасибо, Владимир Владимирович.

Действительно, очень интересная дискуссия, и очень важные вопросы поднимаются. Но я хотел бы затронуть несколько практических тем нашей деятельности, что тоже важно. Хотел бы прежде всего отметить, что члены нашего Совета считают своей важнейшей задачей организацию практической помощи регионам со стороны органов местного самоуправления в реализации целей и задач стратегии нацполитики. Можно сказать, что этот концептуальный документ стал практическим руководством к действию для руководителей регионов. Они рассматривают сегодня межнациональные отношения как одно из основных направлений внутренней политики. Важную роль в этом переломе настроений, я считаю, сыграли и Ваши указы, и наши решения.

И в то же время я хотел бы отметить серию семинаров-совещаний с должностными лицами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за сферу межнациональных отношений. А почему отмечаю? К этим совещаниям руководство Администрации [Президента] привлекала и членов Совета, членов президиума Совета, которые активно работали, бывали на местах, рассказывали о деятельности Совета, об имеющемся позитивном опыте и проблемах.

На этих совещаниях в качестве одного из основных механизмов реализации стратегии наряду с целевой программой рассматривался и мониторинг межнациональных отношений, Вы сказали об этом в своём вступительном слове. Хотелось бы подчеркнуть, что в ряде мест уже этот институт или этот орган действует: это Воронежская, Саратовская, Оренбургская области, Республика Татарстан, в ряде других субъектов и федеральных округах центры мониторинга уже действуют. Активно работает в этом направлении Министерство регионального развития.

Вы подчеркнули, что эффективность системы мониторинга во многом зависит от координации всех сил органов, которые занимаются этой проблемой. Ваше предложение о том, чтобы узловым в этом процессе был Федеральный центр анализа и мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений, я хотел бы, если можно, поддержать. Наверное, этот центр всё-таки должен работать в тесном сотрудничестве с нашим Советом и Вашей Администрацией.

Уже звучала тема Крыма и Севастополя, воссоединение их с Россией – поистине масштабное событие. О таких фактах пишут не только в учебниках отечественной, но и мировой истории. Но и, самое главное, предстоит большая работа по реализации тех документов, которые были приняты, Вашего Указа. Прежде всего хотел бы подчеркнуть решение о трёх государственных языках. Эти акты – прекрасная база для модели межнациональных отношений, которая бы учитывала наш опыт культурной политики, особенно за постсоветский период.

Но надо понимать, что Крым и Севастополь долго были в составе Украины, а там другие ценности, была другая национальная политика. И такие формы, которые у нас (например, национально-культурные автономии, общественные объединения, о которых говорили уже здесь коллеги), ещё предстоит создавать. И хотелось бы сказать, что члены Совета готовы принять в этой работе самое активное участие.

Ещё одна тема, которую я хотел бы обозначить. В будущем 2015 году состоится социально-демографическое обследование Росстата, оно называется «Микроперепись населения страны», проводится в ряде регионов. Было бы целесообразно, на наш взгляд, в Крыму и Севастополе провести полноценную перепись населения по программе 2010 года. Это поможет более точно учитывать социально-экономические, этнокультурные интересы населения новых субъектов Российской Федерации, особенно при разработке федеральных целевых программ, о которых сегодня уже говорили.

Владимир Владимирович, на нашем заседании и в докладах, и в справочных материалах говорится о большой роли в национальных культурных центрах воспитания молодёжи. Действительно, такие учреждения, как Московский, Санкт-Петербургский дома национальностей, Казанский, Омский, Ижевский дома дружбы народов (Вы там бывали, я знаю, тоже видели), Дом народов Севера в Якутске и так далее являются площадками межкультурного диалога, научно-методическими центрами, школой дружбы народов. Обидно, что такого учреждения нет на федеральном уровне.

В своё время на ВДНХ был Дом народов России – кстати, недалеко от фонтана «Дружба народов», которому скоро исполняется 60 лет. В таком современном федеральном доме, национально-культурном центре могли бы быть представительства национальных и культурных автономий и иных общефедеральных национальных общественных организаций. Могли бы там организовать свою деятельность рабочие группы комиссий и комитеты нашего Совета по межнациональным отношениям, здесь все руководители этих групп, они очень активно работают, проводят свои заседания, на постоянной основе работает президиум Совета, который осуществляет свою повседневную деятельность очень активно. И Дом народов России мог бы стать опорной площадкой для Совета и местом, где можно было бы организовывать эту работу.

Уважаемый Владимир Владимирович! Принятая при Вашей поддержке федеральная целевая программа укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов России (напомню, что в Саранске Вы давали это поручение и поддержали эту идею) стала важным инструментом реализации стратегии госнацполитики. Активнее используется система федеральных и региональных грантов. Мы понимаем, что лишних денег в государстве не бывает, что это решение принято в условиях непростой финансовой ситуации, тем не менее государство нашло средства. Спасибо большое за это.

И в заключение ещё одна, может быть, просьба или пожелание. На прошлых заседаниях Совета поднимался вопрос о создании некоммерческого фонда поддержки мероприятий и общественных проектов, направленных на укрепление гражданского единства, гармонизацию межнациональных отношений, содействие продвижению положительного опыта в этой сфере, в том числе на региональном уровне. Этот фонд даже получил такое народное название в кругах, кто этим интересуется, – «Российская нация». У нас есть опыт создания общественных государственных фондов, которые доказали свою эффективность. Может быть, стоило бы вернуться к рассмотрению данного вопроса и всё-таки учредить такой фонд.

Спасибо.

В.ПУТИН: Спасибо за Ваши предложения.

Источник: http://news.kremlin.ru/news/46144
Ссылка на видео заседания: http://news.kremlin.ru/video/2655

 Автор:
 Прочитали: 353 раза
Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное


Читайте также:
  • Юбилей Елены Сергеевны Данилко
  • Конференция молодых ученых «Актуальные вопросы этнологии и антропологии» в ИЭА РАН
  • Ураза-байрам 2020
  • Юбилей Мариям Мустафаевны Керимовой
  • День Победы 2020

    Вернуться назад

  • Комментарии (0)



    ПОИСК
    ИНДЕКС ЦИТИРОВАНИЯ



    Число публикаций на elibrary.ru 12344
    Число публикаций в РИНЦ 11150
    Число публикаций, входящих в ядро РИНЦ 2808
    Число цитирований публикаций на elibrary.ru 120448
    Число цитирований публикаций в РИНЦ 101327
    Число цитирований из публикаций, входящих в ядро РИНЦ 12915
    Индекс Хирша по всем публикациям на elibrary.ru 124
    Индекс Хирша по публикациям в РИНЦ 116
    Индекс Хирша по ядру РИНЦ 19
    q-индекс 209
    i-индекс 18
    Число авторов 413
    Число авторов, зарегистрированных в Science Index 173
    Показатели цитируемости работ сотрудников

    КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
    «« Июнь 2020 »»
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30
    07.06.2020
    КНИЖНАЯ ПОЛКА
    © ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН 2013—2020