ПУБЛИКАЦИИ
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
16.06 | Научно-практическая конференция в МДН
14.06 | В Ил Тумэне обсудили реализацию закона об этнологической экспертизе
14.06 | Семинар «Молодежное фольклорное движение (МФД) как опыт обращения к истокам русской культуры»
13.06 | Монография под редакцией В.А. Тишкова и Е. И. Филипповой награждена дипломом
06.06 | Презентация книги Ирины Аржанцевой «Хорезм. История открытий и исследований. Этнографический альбом»
05.06 | Семинар «Молодежное фольклорное движение (МФД) как опыт обращения к истокам русской культуры»
01.06 | Семинар/вебинар исследовательской Группы по изучению проблем инвалидности и людей с ограниченными возможностями
30.05 | Презентация книги Ирины Аржанцевой "Хорезм. История открытий и исследований. Этнографический альбом".
25.05 | XII Конгресс антропологов и этнологов России
24.05 | VII Московский международный фестиваль визуальной антропологии «Камера-посредник»
МЫ НА Facebook
СЕРИЯ НАРОДЫ И КУЛЬТУРЫ
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
ФОТОГАЛЕРЕЯ

 Публикации
  ◊ Начало раздела > Народы и культуры

Молдаване

Молдаване / отв. ред. М.Н. Губогло, В.А. Дергачев ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Институт культурного на­следия АН Молдовы. - М. : Наука, 2010. - 542 с. - (Народы и культуры). - ISBN 978-5-02-037574-1 (в пер.).

 

Серия «НАРОДЫ И КУЛЬТУРЫ»
Основана в 1992 году

Ответственные редакторы серии:
В. А. ТИШКОВ,
С. В. ЧЕШКО

МОСКВА НАУКА 2010

Ответственные редакторы:
М.Н. Губогло, В.А. Дергачев

Издание осуществлено при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) проект №  09-01-16013d
Ответственный секретарь серии "Народы и культуры"
Л.И. МИССОНОВА

Рецензенты: член-корреспондент РАН Ю.В. АРУТЮНЯН,
член-корреспондент Академии наук Молдовы В.И. ЦАРАНОВ,
 доктор исторических наук В.П. СТЕПАНОВ


Молдаване / отв. ред. М.Н. Губогло, В.А. Дергачев ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Институт культурного на­следия АН Молдовы. - М. : Наука, 2010. - 542 с. - (Народы и культуры). -ISBN 978-5-02-037574-1 (в пер.).
Очередной том серии подготовлен в рамках масштабного проекта "Народы и культуры", реа­лизуемого сотрудниками Института этнологии и антропологии РАН совместно с учеными академи­ческих и университетских центров регионов Российской Федерации и стран СНГ. Его выход в свет в год 650-летия образования Молдавского государства имеет большое общественное, культурное и символическое значение, знаменуя давнее сотрудничество народов и ученых Молдовы и Рос­сии. Содержащиеся в книге сведения о среде обитания, этнической и этнополитической истории молдаван, молдавском языке, хозяйственной деятельности и занятиях, соционормативной и про­фессиональной культуре, семье и семейных отношениях, календарных обычаях и обрядах служат весомым вкладом в расширение горизонтов гуманитарного знания. В томе дается панорамно-кон­цептуальная характеристика роли государства и этничности в сохранении и развитии самобытно­сти молдавского народа.
Для этнологов, историков и широкого круга читателей.

По сети "Академкнига"
ISBN 978-5-02-037574-1   
© Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Институт культурного наследия АН Молдовы, 2010
© Российская академия наук и издательство "Наука", серия "Народы и культуры" (разработка, оформление), 1992 (год основания), 2010
© Редакционно-издательское оформление. Издательство "Наука", 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ (В.А. Тишков, СВ. Чешко)         5
ВВЕДЕНИЕ (М.Н Губогло, В.А. Дерганее)         8

Часть I ИСТОРИЯ МОЛДАВАН
Глава 1
ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ МОЛДАВАН        13
Вводные замечания (В. Н. Cmamu)         13
Антропологические данные (Н.А. Дубово)        15
Письменные источники (В.Н. Cmamu)         18
Топонимика (В.Н. Cmamu)        39

Глава 2
ОТ ВОЛОХОВ К МОЛДАВАНАМ        43
Основные концепции происхождения волохов (В.Н. Cmamu)        43
Социальная организация (В.Н. Cmamu)        48
Происхождение этнонима "молдаване" (В.Н. Cmamu)         51
Расселение и численность молдаван до конца XIX в. (Д.И. Хайдарлы)         55
Молдавская государственность (В.Н. Cmamu)        69
Православие в истории Молдавии (В.Н. Cmamu)         79

Глава 3
МОЛДАВСКИЙ ЯЗЫК        84
Происхождение и строение молдавского языка (В.Н. Cmamu)         84
Письменность (В.Н. Cmamu)        92
Языковая жизнь молдаван в постсоветский период (М.Н. Губогло)         95
Глава 4

ДИНАМИКА НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ В XX-XXI ВЕКАХ (И.А. Субботина)        107
Глава 5

ПОСТСОВЕТСКИЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ (П.М. Шорников)        137

Часть II
СИСТЕМА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ
Глава 6
ХОЗЯЙСТВО        177
Среда обитания (Т. С. Константинова)         177
Традиционные занятия ( Н.А. Демченко )        181

Глава 7
ПИЩА И УТВАРЬ (В. Яровая)         246

Глава 8
ПОСЕЛЕНИЯ И ЖИЛИЩЕ (Т. Нестерова)        265

Глава 9
ОДЕЖДА (Я. Калашникова, Е. Постолаки)        302

Часть III
СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ БЫТ МОЛДАВАН
Глава 10
СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МОЛДАВСКОГО ОБЩЕСТВА        315
Эволюция соционормативной культуры (А.П. Боршевский)         315
Динамика отраслевого и социально-профессионального состава (Л.В. Остапенко)         325

Глава 11
ТРАДИЦИОННАЯ ОБРЯДНОСТЬ         356
Календарные обычаи и обряды (В. Чобану-Цуркану)         356
Свадебная обрядность (М. Чокану)        363
Родильная обрядность (В. Чобану-Цуркану)         384
Похоронно-поминальная обрядность (В. Чобану-Цуркану)         389

Часть IV
ТРАДИЦИОННОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
Глава 12
ФОЛЬКЛОР (А.Г. Хропотинский)        396

Глава 13
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ         411
Гончарство (И. Болтину)         411
Художественная обработка камня (И. Балтяну)         414
Плетение из растительного сырья (И. Балтяну)         419
Обработка дерева (В. Чобану)         420
Ткачество и ковроделие (Е.А. Постолаки)         422

Глава 14
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА         442
Архитектура и градостроительство (М.Е. Шлапак)        442
Молдавская литература (А. Хропотинский)         455
Изобразительное искусство (Л. Тома)         460
Театр (Э. Королева)        466
Хореография (Э. Королева, П. Попа)         483
Кино (Я.М Полюхов)         492

БИБЛИОГРАФИЯ        496
АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ         537
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ        538


Предисловие

Коллективный труд "Молдаване" - первая в постсоветский период по­пытка полного этнологического описания молдаван как этнической общности, история которой длится не менее тысячелетия. Книга под­готовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках серии "Народы и культуры". Проект осуществляетcя Институ­том этнологии и антропологии РАН совместно с учеными из академических и университетских центров Российской Федерации и стран бывшего СССР.
Этнокультурное поле Республики Молдова с его современными социаль­ными, демографическими, языковыми и психологическими процессами на протяжении второй половины XX в. находилось в поле зрения отечественной этнографической науки. В Советской Молдавии, в частности, были опробо­ваны первые процедуры и методики этносоциологических исследований и опубликована монография "Опыт этносоциологического исследования обра­за жизни", что дает основание считать Республику Молдова местом зарож­дения междисциплинарного научного направления - этносоциологии (Опыт этносоциологического исследования, 1980).
Авторский коллектив данного издания видел свою задачу в выявлении и наиболее полном освещении самобытности молдавского народа, особен­ностей его многовековой этнической истории, устойчивости и одновремен­но подвижности элементов, формирующих его этнокультурную специфику. Вместе с тем, в книге акцентировано внимание на своеобразие среды обита­ния, истории и культуры молдаван, обусловленное тем, что молдавская общ­ность исторически формировалась и развивалась на стыке славянского и ро­манского миров. Еще одно своеобразие тома "Молдаване" заключается в том, что в нем, с одной стороны, соблюдается сходный сценарий и логика распо­ложения основных разделов и глав в соответствии с ранее изданными книга­ми серии "Народы и культуры" по другим народам (русским, украинцам, бе­лорусам, бурятам, татарам и др.), а с другой - включены специальные тексты о развитии и современном состоянии художественной культуры - архитек­туры, литературы, театра, живописи, хореографии. Это обусловлено стрем­лением авторов подчеркнуть самобытность молдавской профессиональной культуры.
В томе отразилось стремление авторов показать становление и разви­тие молдавского народа как самостоятельной этнической общности, хотя и имеющей общие с румынами восточнороманские корни. Авторы не скрыва­ют своего отрицательного отношения к тезису о том, что молдаване в дей­ствительности - это румыны. Эта идея давно вынашивалась идеологами "румынизма", имела она распространение и в советской Молдавии. Однако широкую популярность эта идея приобрела накануне и после распада СССР.

Прорумынские настроения части молдаван нельзя объяснить лишь воздей­ствием внешней пропаганды. На наш взгляд, "румынизм" в Молдавии об­условлен стремлением носителей этой идеи обеспечить для страны интег­рацию в европейское сообщество, в том числе за счет дистанцирования от исторического наследия, связанного с Россией, вкусить блага европейской цивилизации.
В тексте книги читатель найдет данные, которые свидетельствуют то об угасании, то об усилении идеала "румынизма". Этому тоже есть свое объяс­нение. Молдавия, как и Россия, озабочена поисками "национальной идеи" и достойного места среди других стран мира. После обретения Молдавией не­зависимости, сопровождавшейся кровопролитной войной с Приднестровьем, обнаружилось, что Молдавия не на много "дальше" от Европы, чем Румы­ния, и что Европа отнюдь не расположена помогать Молдавии в решении ее экономических проблем. Наплыв в Россию "гастарбайтеров" из Молдавии -яркое проявление ориентации трудовых мигрантов на Россию и роли россий­ского рынка в обеспечении экономики страны.
Вопроса о том, кто такие молдаване - самостоятельная этническая общ­ность или часть румынского народа - с точки зрения академической этноло­гии не существует. Наука не раздает никаких этнических статусов; она исхо­дит из объективных реалий и фиксирует их. Известно множество примеров, когда именно государственность формирует нацию, ее культуру и самосо­знание людей. Немало примеров, когда несколько наций обладают одним и тем же языком. Немцы и австрийцы, англичане, американцы, австралийцы, новозеландцы - характерные тому примеры. Следует заметить, что государ­ственность молдаван возникла раньше государственности румын. Поэтому фигура старшего брата со стороны румын в отношении молдаван выглядит неубедительно. И, наконец, в представленном читателю томе убедительно показано, что молдавская культура, по сравнению с румынской, подвержена солидному славянскому влиянию, чем и объясняется своеобразие молдавской культуры.
Надо отдать должное редакторам тома - профессорам М.Н. Губогло и В.А. Дергачеву, сумевшим за сравнительно короткий срок объединить автор­ский коллектив из ученых Республики Молдова и России, которые имеют не всегда совпадающие взгляды на те или иные аспекты истории и культуры молдавского народа, но в итоге представили читателю подлинно научное сочинение.
При подготовке тома оправдала себя практика организации серии симпо­зиумов, проведенных Институтом этнологии и антропологии РАН совмест­но с Институтом культурного наследия Академии наук Молдовы. Положи­тельную роль сыграла и серия изданных материалов "Курсом развивающейся Молдовы" в девяти томах.
Немалую роль в мобилизации авторского коллектива, в подготовке тек­стов сыграла Е.Н. Квилинкова, благодаря усилиям которой удалось собрать столь объемную рукопись и при участии сотрудников Центра междисципли­нарных исследований ИЭА РАН Е.А. Юриной и Л.И. Миссоновой подгото­вить том к сдаче в издательство.
На этапе редактирования текстов большую редакционную работу про­вели сотрудники Центра по изучению межэтнических отношений ИЭА РАН Г.А. Комарова, Л.В. Остапенко, И.А. Субботина. Нельзя не выразить большую благодарность авторам (Э. Королевой, Л. Тома, М. Шлапак, Н. Демчен­ко, И. Балтяну, В. Чобану, Т. Нестеровой, В. Яровой, Е. Постолаки, Н. Калаш­никовой), взявшим на себя нелегкий труд по предоставлению богатейшей коллекции иллюстративного материала, дополняющего оригинальные тексты наглядными и выразительными фотографиями. Около 200 снимков в элек­тронной версии были представлены из фондов и коллекций Молдавского го­сударственного музея этнографии и естественной истории его директором М.В. Урсу. Большую работу по выверке библиографии проделала сотрудница республиканской библиотеки Молдовы М.М. Поштаринку.

Особую благодарность редакторы серии выражают рецензентам член-корреспонденту РАН Ю.В. Арутюняну, доктору исторических наук В.П. Сте­панову, член-корреспонденту АНМ В.И. Царанову.
В.А. Тишков, С.В. Чешко

Введение

В исторической драме постсоветского времени особого внимания за­служивают Республика Молдова и молдаване, этнополитическая и культурная жизнь которых ознаменована на рубеже тысячелетий как выдающимися достижениями общеевропейского уровня, так и нерешенными проблемами государственно-правового статуса и оптимизации соционорма-тивной культуры, как регулятора "порядка жизни", как основы воспроизвод­ства этничности молдаван.
После непродолжительного перерыва в начале 1990-х годов, когда мол­давские и российские ученые оказались в шоке от развала Советского Союза, вновь возобновился встречный интерес к продуктивному сотрудничеству. Ка­тализирующую роль при этом сыграли несколько факторов: во-первых, ини­циатива директора ИЭА РАН В.А. Тишкова по созданию в рамках серии "На­роды и культуры" тома "Молдаване" и, во-вторых, инициатива Российского гуманитарного научного фонда по объявлению международного российско-молдавского конкурса на проведение совместных российско-молдавских ис­следований в области гуманитарных знаний. При этом изначальный импульс был придан научно-практической конференцией, подготовленной Институ­том этнологии и антропологии РАН и проведенной совместно с Департамен­том национальных отношений и функционирования языков Республики Мол­дова по плану российско-американско-молдавского проекта "Национальные процессы, языковые отношения и идентичность" в 1998 г. в г. Кишиневе. По ее итогам был издан сборник материалов (Этническая мобилизация, 1999).
Вопреки неустойчивой политической и социально-экономической ситуа­ции постсоветского периода, этнологи и этносоциологи России и Республи­ки Молдова взяли, по сути, в свои руки практику наведения мостов меж­ду двумя странами, добрые отношения между которыми имеют длительную историю.
Проект "Молдаване" представляет собой первую в постсоветский пери­од попытку полного этнологического описания молдаван - самого восточ­ного из всех романских народов Европейского континента. Многовековое межкультурное взаимодействие молдаван с русскими, как представителями славянского мира, и с гагаузами, как самым западным народом тюркского мира, в постсоветский период подверглось испытанию на прочность, пре­терпев серьезные изменения после выхода Молдовы из состава Советского Союза.

В фундаментальном издании "Народы Европейской части СССР" (Т. II), вышедшем более 40 лет тому назад, в 1964 г., очерк "Молдаване" не превы­шал 60 страниц. С тех пор в Советском Союзе и в нынешней России не было предпринято ни одного сколько-нибудь полного этнографического описания молдаван. Изданная в 1977 г. в г. Кишиневе относительно малочисленным тиражом монография "Молдаване", сегодня является малодоступной для рос­сийского читателя и малоинтересной вследствие ее крайней идеологизиро-ванности. В ней отсутствуют разделы, посвященные тем или иным сторонам жизни молдаван, например, этническому самосознанию и гражданской иден­тичности.
В постсоветский период значительный интерес к языку, истории и идентичности молдаван проявили американские ученые. "За последние 12 лет, - отмечал известный молдавский ученый В.Н. Стати, - в США вышло в свет статей, сборников, монографий о молдаванах больше, чем в других странах мира вместе взятых". "Среди советологов-молдавоведов, - как от­мечал В.Н. Стати, - были и особенно крикливые. Однако производимый ими шум был обратно пропорционален компетентности. Один из ярких их представителей - Михель Брухис, бывший начальник Ленинского райпи-щеторга в Кишиневе, ставший впоследствии крупным "спецом" в молдав­ском языкознании. Нередко в эту тональность и политическую заданность попадали и респектабельные с виду авторы, вроде Д. Делетанта. Наибо­лее интересными и полезными для нас являются исследования таких молдавоведов, как С. Фишер-Галац, К. Хайтманн, И. Ливезяну, X. Хаарман, а из молодой плеяды ученых - У. Кроутер, С. Кауфман, В. Мандане, У. Кинг (В. Стати, 2003).
В нынешней российской историографии нет специальных исследований, посвященных состоянию народной и профессиональной, материальной и ду­ховной культуры молдаван, их речевому и этнокультурному поведению, де­мографическому, этнополитическому и этносоциальному развитию. Труды известных московских ученых молдавского происхождения В.Я. Гросула и В.М. Гацака, художественные произведения выдающегося молдавского пи­сателя и драматурга Иона Друцэ, также проживающего в Москве, насыщены обширным историческим и этнографическим материалом. Первые рассказы писателя, опубликованные в начале 1950-х годов, были посвящены сельской тематике послевоенных лет, народным традициям молдаван и их ментали­тету. Они отличались высокой поэтичностью. Ион Друцэ исследовал соци­альные явления большого значения, используя при этом различные художе­ственные приемы, выкристаллизованные в народных сказаниях, а так же в произведениях великих молдавских деятелей - выходцев из народа. Твор­чество Иона Друцэ зиждется на трех основных составляющих: очищающие христианские идеалы, культурное и историческое достояние молдавского на­рода, современное цивилизованное мышление и мироощущение. "Все это в целом, - как говорится в Постановлении правительства РМ "Об объявлении 2008 года годом Иона Друцэ", - подпитывает и вдохновляет его творчество высшими человеческими ценностями, такими как солидарность между людьми и народами, любовь к близкому и терпимость ко всем остальным, истина, достоинство, честь и т.д.".
Заметное оживление общественной мысли в деле осмысления этнической истории, этнокультурных, этнополитических и правовых аспектов социаль­ного и повседневного бытия молдаван вызвали опубликованные в послед­ние годы труды молдавских ученых и общественных деятелей. Этнографи­ческая характеристика молдаван дана в них не с точки зрения политики и идеологии тех империй, в состав которых входили молдаване, а с позиций существования молдаван как самостоятельной, самобытной этнической общности.
Принципиально значение труда "Молдаване" состоит в соотнесении прежнего и современного историко-культурного облика народа в свете мол­давской, российской и зарубежной историографии. Актуальность подобного подхода и обновленная характеристика молдаван вытекают из дискурса двух господствующих сегодня идеологий - молдовенизма, утверждающего само­бытность и самостоятельность молдавского народа, и румынизма, адепты ко­торого отказывают молдаванам в праве считаться самостоятельным народом и считают их частью "единой румынской нации", а Республику Молдова вме­сте с непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой - неотъемле­мой частью Румынии.
Российская историография постсоветского периода представлена лишь несколькими очерками и едва ли не единственным сборником статей, издан­ным Институтом стратегических исследований и посвященным анализу в основном политического, экономического и социального развития Молдовы после обретения ею независимости, а также проблемам становления государ­ственности и приднестровского урегулирования. В одной из ее центральных глав, подготовленной Л.В. Остапенко и И.А. Субботиной, характеризуются социально-демографические процессы и новая этносоциальная политика в Республике Молдова (Остапенко, Субботина, 2004).
Эти исследователи изучали социально-экономические и демографиче­ские процессы, происходящие в Молдове сравнительно давно. Еще в середи­не 1980-х годов они в составе группы ученых, руководимых Ю.В. Арутюня-ном, участвовали в масштабном этносоциологическом исследовании в этой республике, по результатам которого была выпущена коллективная моногра­фия с их участием (Опыт этносоциологического..., 1980). Их перу принад­лежит ряд статей, глав в коллективных трудах и три индивидуальных моно­графии, в которых анализируются этнодемографические и этносоциальные аспекты жизни населения Молдовы (Субботина, Остапенко, 1998; Субботи­на, 2007).
Серьезный вклад в реализацию проекта "Молдаване" внесли первые пять российско-молдавских симпозиумов, проведенных Институтом этнологии и антропологии РАН и Институтом культурного наследия АН Молдовы при активном участии и поддержке Комратского государственного университе­та. По итогам этих симпозиумов, как уже отмечалось, были подготовлены и опубликованы девять томов материалов (Курсом развивающейся Молдовы, 2007; 2008, 2009, 2010). Значение этих симпозиумов состояло в том, что они были ответами на назревшую потребность возобновления международного научного сотрудничества в области гуманитарного знания. Благодаря им, был сформирован авторский коллектив из числа российских и молдавских спе­циалистов, взявшихся за совместную подготовку и реализацию труда "Мол­даване", были обсуждены и состыкованы основные разделы этой коллектив­ной монографии, написаны и обсуждены некоторые разделы и главы.
Новизна представленных в данной книге текстов и интерпретаций со­стоит в том, что этнологическое и этносоциологическое описание молдаван сопровождается материалами, полученными в ходе реализации нескольких проектов, посвященных трансформационным процессам 80-х и 90-х годов прошлого века и начала нынешнего столетия.
Основные концепции происхождения и этнической истории молдаван и молдавского языка, включая историю этнонима (молдовень) и глоттонима (лимба молдовеняска), богатейшее устное народное поэтическое творчество продолжают оставаться дискуссионными. Публикуемый труд дает наиболее взвешенные и научно обоснованные ответы на эти вопросы.
Согласно данным переписи населения 2004 г., численность молдаван в Республике Молдова, без восточных районов (Левобережье) и муниципия Бендер, составляла 2 564 849 человек. За пределами своей страны молдаване проживают в ряде стран мира, в том числе на Украине, в России, Казахста­не, Белоруссии, Киргизии, Таджикистане. Молдавский язык относится к вос­точной подгруппе романской группы индоевропейской семьи языков. Кроме того, 475 126 (18,5%) молдаван по их признанию обычно разговаривают на румынском, 128 373 (5,0%) - на русском и еще 12 033 (0,5%) - на других язы­ках. Верующие молдаване - православные.
Динамика численности молдаван в историческом плане исследована и представлена двумя разделами: по XVIII-XIX вв. - Д.И. Хайдарлы и XX в. -И.А. Субботиной. Развитие социально-профессиональной структуры, в том числе в связи с динамикой образовательного уровня и тенденциями форми­рования занятости населения, дано в очерке Л.В. Остапенко.
В книге особое место занимает обширный раздел, написанный Н.Д. Дем­ченко и посвященный важным отраслям хозяйственной деятельности молда­ван - земледелию, животноводству, виноградарству и садоводству, мукомоль­ному промыслу, пчеловодству и рыболовству, а также охотничьему промыслу. Значительный интерес представляют статьи И. Балтяну, посвященные гон­чарству, художественной обработке камня, плетению из растительного сырья, статья о художественной обработке дерева (В. Чобану). Элементы и предметы народной материальной культуры молдаван детально представлены в главах об архитектуре и жилище (М.Е. Шлапак, Т. Нестерова), одежде (Е.А. Посто-лаки, Н.М. Калашникова), домашней посуде и утвари (В. Яровая), гостиной "casa mare", ткачестве (Е.А. Постолаки).
Важное место в системе соционормативной культуры молдаван занимают повседневные общественные и семейные отношения. Им посвящены очер­ки о нормах обычного права (А. Боршевский), о календарных обычаях, poдильных и похоронных обрядах (В. Чобану-Цуркану), молдавской свадьбе (М. Чобану), народном устнопоэтическом творчестве (А. Хропотинский), хо­реографии (Э. Королева, П. Попа).
Опорой этнической идентичности служат не только элементы соционор-мативной культуры и комплекса народной культуры, но и достижения совре­менной профессиональной культуры молдавского народа. Этническое само­сознание не только подпитывает, но и само подпитывается произведениями профессиональной художественной культуры. Эта двуединая связь показа­на в главах, посвященных архитектуре и градостроительству (М.Е. Шлапак), молдавской художественной литературе (А. Хропотинский), театру (Э. Коро­лева), живописи (Л. Тома), кино (В.В. Типа, Н.М. Полюхов).
Важное значение имеет анализ современной этнополитической ситуации, в рамках которой формируются элементы и институты гражданского обще­ства, утверждаются принципы демократии, защиты прав и свобод человека, реализуется курс внешней и внутренней политики Республики Молдова на европейскую интеграцию и одновременно на сохранение страны в составе СНГ. Отдельные аспекты современной этнополитической истории молдаван исследованы в главе, написанной П.М. Шорниковым.
М.Н. Губогло, В.А. Дергачев




Дата:
Прочитана: 2322 раза

Распечатать Распечатать Переслать Переслать В избранное В избранное

Другие публикации
  • О серии "Народы и культуры"
  • Абхазы
  • Армяне
  • Башкиры
  • Белорусы
  • Буряты
  • Гагаузы
  • Грузины
  • Ингуши
  • Калмыки


  • Комментарии (0)



    ПОИСК
    ИНДЕКС ЦИТИРОВАНИЯ




    Общее число публикаций организации в РИНЦ9426
    Суммарное число цитирований публикаций организации76657
    Число авторов389
    h-индекс (индекс Хирша)103
    g-индекс184
    i-индекс18
    Позиция в рейтинге российских научно-исследовательских организаций по индексу Хирша
    39
    Показатели цитируемости работ сотрудников

    КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
    «« Июнь 2017 »»
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
       1 2 3 4
    5 6 7 8 9 10 11
    12 13 14 15 16 17 18
    19 20 21 22 23 24 25
    26 27 28 29 30
    23.06.2017
    КНИЖНАЯ ПОЛКА
    КТО НА САЙТЕ
    Посетителей на сайте:
    Анонимов: 146
    Пользователей: 0
    © ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН 2013—2014