31.03.23
Северный семинар ИЭА РАН. Тема: «Обрядовая культура как способ позиционирования этнической идентичности»: к 90-летию Т.П. Федянович
Уважаемые коллеги! Приглашаем на очередное заседание Северного семинара ИЭА РАН, который состоится в online-формате 31 марта в 14:00.
Тема семинара: «Обрядовая культура как способ позиционирования этнической идентичности»: к 90-летию Т.П. Федянович
В программе заседания: О Тамаре Павловне Федянович (Р.А. Григорьева)
Доклады:
Г.А. Корнишина, д.и.н., профессор кафедры истории России Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва
В настоящее время отмечается так называемый кризис идентичности, т.е. ее размывание на различных уровнях. В связи с этим в отдельных сообществах, в том числе этнических, идет поиск направлений укрепления идентичности, усвоения людьми эталонов и этнических стереотипов поведения, норм и ценностей, посредством которых может осуществляться становление этнически обусловленного мировосприятия. Большая социальная значимость в сближении людей одной национальности, их консолидации принадлежит в современном мире обрядовой сфере культуры.
В современных условиях именно обрядовая сфера культуры стала одним из источников важнейших этнических символов. Эти обстоятельства имеют особую актуальность для мордвы, в среде которой в условиях дисперсного расселения, активных урабанизационных и миграционных процессов происходит девальвация этнического своеобразия и, в конечном счете, идентичности. Признание обрядовой культуры важнейшим фактором консолидации и самоидентификации народа свойственно в настоящее время как для рядовых представителей мордвы, так и для ее элиты. Это связано с тем, что у многих из них трансмиссия знаний об истории и культуре народа, передача исторического опыта часто происходят именно во время обрядов и праздников.
Г.Ю. Устьянцев, к.и.н., ассистент кафедры этнологии исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
В докладе будет рассмотрена проблема взаимосвязи этнической идентичности и ритуальной культуры современного марийского населения нескольких регионов их компактного проживания (Республика Марий Эл, Республика Башкортостан, Кировская область). На основе полевых материалов автор исследует взаимосвязь этничности с конфессиональной принадлежностью в контексте ритуальной культуры условно некрещеных марийцев.
В последние десятилетия отмечается тенденция к ревитализации марийской традиционной религии (МТР, чимарий вера), что находит выражение в регулярных религиозных обрядах: проведении коллективных молений (марий кумалтыш), конструировании и воссоздании сакрального ландшафта. Современные обряды, репрезентируемые как “традиционные” или “языческие” выражают не только конфессиональное самосознание современного марийского населения, но и являются маркером его национальной, этнической идентичности (В.А. Шнирельман, Р.В. Шиженский, M. Strmiska), а священные локусы (рощи, камни, горы) выступают в качестве мест исторической и культурной памяти (Н.М. Теребихин, Е.А.Окладникова, K. Knott).
В связи с обозначенной тенденцией интересно проследить, как носителями традиции осознаются явления религиозного синкретизма в ритуалах (M. York), то есть влияние на обрядность МТР мировых религий, а также восприятие “аутентичности” национальной марийской религии. В фокусе внимания – отношение носителей традиции к возможности совмещения различных религиозных культур в культовых практиках (двоеверие, марла вера – Н.С. Попов, Т. Алыбина), а также к концепту “языческого ритуала” как одной из основ этнического самосознания.
Для получения ссылки на подключение можно обращаться к Святославу Ковальскому: sokovalsky@iea.ras.ru