ЦЕНТР ВИЗУАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ
Сотрудники центра:
ЦЕНТР ВИЗУАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ
◉ | Данилко Елена Сергеевна | – | главный научный сотрудник (д.и.н.) |
◉ | Лейбов Михаил Борисович | – | старший научный сотрудник (к.физ.-мат.н., совместитель) |
◉ | Вахрушев Алексей Юрьевич | – | научный сотрудник |
◉ | Хохлов Никита Викторович | – | научный сотрудник |
◉ | Оганезов Александр Эдуардович | – | младший научный сотрудник |
О центре
Центр был создан на базе архива полевых аудио- и визуальных материалов, накопленных сотрудниками института в течение более 70-и лет. В сентябре 1946 г. в Хорезмской археолого-этнографической экспедиции Института этнографии АН СССР для определения местонахождения древних оросительных сооружений и средневековых торговых путей была впервые применена аэрофоторазведка с использованием кино- и фотосъемок. К началу 1970-х при Институте уже существовала постоянно действующая кинолаборатория. С 1972 по 1989 годы в ней работал и многие годы заведовал ею выпускник исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Васильевич Оськин. Судя по нескольким сохранившимся отчетам кинолаборатории, половину года Оськин проводил в поле с камерой и фотоаппаратом, вторую же половину занимался проявкой, монтажом, описанием огромного объема отснятого материала. Помимо Хорезмской экспедиции съемки велись в разных регионах страны и за рубежом. Часть материалов вошла в авторские этнографические фильмы. Например, Владимиром Николаевичем Басиловым были смонтированы фильмы «Фунафути» и «Праздник в Лесгоре». Особо следует отметить проект по изучению хореографического искусства народов Севера, в рамках которого совместно с Марией Иосифовной Жорницкой было подготовлено несколько фильмов о танцах эскимосов, чукчей, эвенков. 5 сентября 1989 г. было принято решение о создании научно-производственной межсекционной группы по аудиовизуальной этнографии. Ее возглавил д.и.н. Юрий Борисович Симченко, активно использовавший съемку в полевых исследованиях по шаманизму у нганасан. С 2007 г. группа получила статус центра аудиовизуальной антропологии.
В настоящее время небольшой коллектив Центра в составе г.н.с. Е.С. Данилко, с.н.с. М.Б. Лейбова, н.с. А.Ю. Вахрушева и Н.В. Хохлова, ст.-иссл. А.Э. Оганезова является ведущей экспертной группой по визуальной антропологии в России. Его основная деятельность ведется по нескольким направлениям, включающим, как научно-исследовательскую работу и теоретико-методологическое осмысление исследовательского потенциала, истории, специфических подходов визуальной антропологии, так и научно-прикладную и организационную составляющие.
Визуальная антропология, как синкретическое научное направление на стыке социальной антропологии и экранного искусства (документальное кино), обладает высоким исследовательским потенциалом. Использование новейших информационных технологий (видеосъемка, электронный монтаж, архивация данных) позволяет исследователям получить для научного анализа максимально полную информацию о культурном наследии различных этнических и социальных групп. Одновременно визуальная антропология, превратившись в процессе своего развития из способа точной фиксации реальности в способ межкультурной коммуникации, обладает еще и потенциалом гуманитарным и образовательным, позволяя донести до общества достижения антропологической науки. Сотрудники Центра являются авторами монографий и статей, ответственными редакторами сборников научных статей, специальных выпусков в рецензируемых журналах, посвященных визуальной антропологии.
География кино- и аудиоматериалов архива ИЭА РАН охватывает пространство от Чукотского полуострова до Самарканда, от Ганга до Таймыра, от Индонезии до Кубы. Из-за несовершенства технологий все фильмы и незавершенные кинопроекты на 16-и и 35-и миллиметровой кинопленке, аудиозаписи эпосов и песенного искусства народов долгие годы были неизвестны и недоступны не только широкой аудитории, но и узким специалистам: этнографам, этнологам, фольклористам. Хотя потребность в них существовала всегда. Мало того, неблагоприятные условия хранения материалов могли привести к их исчезновению. Поэтому, начиная с 2001 г., важной задачей центра стало восстановление и перевод архивных кино- и аудиоматериалов на цифровые носители. При тесном сотрудничестве с Всероссийским государственным архивом кино и фото документов (РГАКФД, г. Красногорск) материалы архива были классифицированы, аннотированы и переведены на современные носители. За годы работ было оцифровано около 47,5 часов киноматериалов архива. Это — законченные фильмы, произведенные на базе и при участии института в 1946–1991гг. (Россия, Куба, Индонезия, Эфиопия и пр.). Все они кратко аннотированы, переданы на ответственное хранение ВГАКФД и доступны для изучения и использования в образовательных, просветительских целях.
Учитывая объем работы, архивирование и цифровизация этнографических источников продолжается и в настоящее время. Она ведется сотрудниками центра Н.В. Хохловым и М.Б. Лейбовым и направлена на создание более совершенных систем хранения и архивирования богатейших этнографических коллекций ИЭА РАН, создание общедоступных комплексных источников и внедрение их в широкий научный оборот (онлайн-ресурсы, электронные каталоги). Интерактивный архив фото, видео и аудиозаписей постоянно пополняется. По запросу информации о той или иной экспедиции посетитель получает доступ к кино-, аудио-, фото-, рисункам, полевым дневникам, экспедиционным отчетам и современным материалам в контексте запрашиваемой темы. Созданы и работают you tube канал центра визуальной антропологии, сайт фотоколлекций photo.iea.ras.ru ИЭА РАН, материалы которых активно используются исследователями всей страны.
Кроме того, визуальные источники легли в основу семи монографий под общей рубрикой «Этнографический альбом», изданных за период с 2013 по 2023 год. Это альбомы, подготовленные сотрудниками Института и посвященные традиционной культуре русских в средней полосе Европейской части страны, Памирским экспедициям графа А.А. Бобринского, истории исследований Хорезмской экспедиции, авторским собраниям З.З. Виноградова и Д.Н. Анучина. Руководителем и ответственным редактором всех этих проектов является М.Б. Лейбов.
Другим важнейшим направлением деятельности сотрудников центра является видео и фотосъемка современных этнокультурных сообществ. Режиссером А.Ю. Вахрушевым в течение пяти лет при поддержке Русского географического общества, Министерства культуры РФ, Правительства Чукотского автономного округа, множества государственных, общественных и коммерческих организаций реализовывался проект по созданию 85-ти минутного документально-анимационного фильма «Книга Моря» о традиционной культуре морских охотников Берингова пролива, береговых чукчей и эскимосов юпик (2018г.). На основе материалов проекта на нескольких площадках была организована одноименная выставка, издан билингва-альбом «Книга Моря: миф, земля и люди». Анимадок «Книга Моря» стал участником и лауреатом десятков международных кинофестивалей. В России были осуществлены кино-выставочные туры для показа фильма жителям восточной и западной Чукотки, проведен федеральный прокат картины на большом экране.
Начат и будет продолжаться в ближайшие годы другой крупномасштабный кинопроект А.Ю. Вахрушева – производство художественного фильма «Нуналихтак – хозяин земли». Действие фильма происходят в эскимосском поселении на северо-востоке Чукотки в начале XVII века. Для съемок реконструируются традиционные костюмы эскимосов юпик, а также средства передвижения, охотничье снаряжение, утварь, музыкальные инструменты, то есть весь предметный мир эскимосов юпик и береговых чукчей. В ходе реализации проекта будут также составлены словари и методические пособия эскимосского и чукотского языков. Помимо собственно фильма его результатом станет создание историко-культурного парка и музея под открытым небом, при этом в процесс его подготовки и дальнейшего функционирования непосредственно вовлечены представители коренных народов, различные местные предприятия, мастерские, образовательные учреждения.
Важное место в работе центра занимает организация и проведение научных мероприятий (семинаров, конференций, международных кинофестивалей, летних школ) с целью презентации научных результатов Института, обсуждения и выработки методологических подходов визуальной антропологии, донесения их до научного сообщества. Самым масштабным и регулярно организуемым мероприятием центра (совместно с МГУ имени М.В. Ломоносова) является Московский международный фестиваль визуальной антропологии «Камера-посредник». Программным директором фестиваля является Е.С. Данилко. Он нацелен на создание дискуссионной площадки, объединяющей международное научное сообщество вокруг проблем визуальной антропологии, а также знакомство широкого зрителя с многообразием культур народов мира, установление экранного диалога между ними и зрителями. За время проведения фестивалей (с 2002 г.) в его программе приняли участие известные антропологи практических из всех стран мира. Дискуссионная повестка определяется современным исследовательским контекстом и включает целый спектр тем, таких как проблемы этнической идентичности, памяти и забвения, сохранения историко-культурного наследия, современные миграционные процессы, антропология труда, программы поддержки индигенных сообществ и др. Рассматриваются общетеоретические и методологические проблемы визуальной антропологии: камера как инструмент антрополога, преимущества и проблемы визуально-антропологических методов, расслоение антропологического текста, мультимодальность антропологии, соотношение визуального и аудиального и др. Фестиваль активно поддерживают целый ряд организаций, включая Фонд имени Миклухо-Маклая, Институт Сервантеса, Институт Франции, Японский центр, посольства Эстонии и др., он широко освещается в различных СМИ.
В настоящее время в фондах фестиваля отложилось несколько тысяч антропологических фильмов из разных стран мира. Начата работа по созданию специального видеофонда Московского международного фестиваля визуальной антропологии «Камера-посредник», который организовывается ИА РАН совместно с МГУ имени М.В. Ломоносова с 2002 г. (Е.С. Данилко, Н.В. Хохлов). На данном этапе первично обработаны (описаны в соответствии с параметрами каталога) и подготовлены к оцифровке более 300 этнографических фильмов из разных стран мира (161 видеокассета в формате VHS), отложившихся в фондах фестиваля.
Отличительной особенностью центра является его тесное сотрудничество со всеми структурными подразделениями ИЭА РАН, что выражается в участии в полевых исследованиях, в цифровой обработке и архивировании собранных аудио, фото, видео материалов, помощи в прикладных работах (построение фотомоделей для пластических реконструкций, фотосканирование археологических раскопов и др.), создании и поддержании онлайн платформ (сайты Института, отдельных подразделений и журналов).