У нас в гостях будущие журналисты – студенты Московского университета им. А.С. Грибоедова

 

Очередное мероприятие по проекту «Наш дом – Россия» состоялось 7 декабря 2023 года. Это была продолжительная встреча и общение на территории нашего Института (в основном здании, на Ленинском проспекте, 32а, и в корпусе, где размещаются Центр физической антропологии вместе с Лабораторией пластической реконструкции – на ул. Вавилова, 37а) с нашими гостями – студентами факультета журналистики Московского университета им. А.С. Грибоедова, которых сопровождала координатор проектов Союза журналистов Подмосковья Анастасия Евгеньевна Бирюкова. Пригласила гостей в Институт и курировала их на протяжении всего длинного дня работы к.и.н. Елена Анатольевна Сорокина, которая, встретив ребят на входе в здание Президиума РАН, провела их по нескольким этажам, рассказывая об Академии наук и нашем институте: экскурсия с темой «ИЭА РАН – 90 лет» была хорошим вводным словом для дальнейших встреч на территории самого Института.

Первая, традиционная для мероприятий проекта беседа, состоялась у студентов с директором ИЭА РАН – д.и.н., проф. Дмитрием Анатольевичем Функом – в его кабинете, где долго шел разговор на тему «Россия – поликультурная и мультирелигиозная страна»*. Говорили о народах и культурах, религиях, распространенных на огромной территории Российской Федерации, был затронут вопрос о создании «Музея народов России» в Москве – в первую очередь на базе институтских музейных коллекций, которые удалось сохранить до настоящего времени или вернуть. К сожалению, огромная часть уникальных материалов Института в 1990-е годы были розданы в музеи республик СССР, ставших самостоятельными государствами, а также в музеи Москвы и Ленинграда / Санкт-Петербурга, что-то было даже просто уничтожено – списано (как не имеющие ценности материалы); но с некоторыми редчайшими экспонатами, хранящимися у нас, студентам позже удалось познакомиться и даже в прямом смысле подержать уникальные находки в руках. Институт пытается это наследие сохранить. Настойчивые ходатайства дирекции перед различными государственными инстанциями, а также перед Президентом страны В.В. Путиным продолжаются уже несколько лет: Д.А. Функ подчеркнул, что он видит лично для себя решение этой задачи как одной из основных в роли директора ИЭА РАН.

Учитывая высокую подготовку студентов в гуманитарных областях, с ними шел серьезный разговор об общих направлениях работы Института, о специфике изучения этнических особенностей народов, о взаимосвязи этнических процессов и явлений с социально-политическим ландшафтом: соотношение этнического и социального, взаимодействие этнических, этнокультурных и этносоциальных аспектов. Дмитрий Анатольевич подробно остановился на предмете исследований этнологии. И, конечно же, не был забыт ученый, имя которого носит наш Институт – Николай Николаевич Миклухо-Маклай: говорили о его жизни и вкладе в науку.

Ребятам был продемонстрирован сайт ИЭА РАН (https://iea-ras.ru/); они получили соответствующие инструкции для дальнейшей самостоятельной работы с информацией, размещенной на нем, чтобы они могли знакомиться с основными направлениями нашей научной, образовательной, прикладной деятельности (https://iea-ras.ru/?page_id=159). Им были представлены книжные серии, издаваемые ИЭА РАН (https://iea-ras.ru/?page_id=486), рассказано об их основателях и особенностях изданий: в первую очередь серия «Народы и культуры», «Полевые исследования ИЭА РАН», «Этнографическая библиотека», новая серия «Методы антропологии»; а также выходящие на базе Института журналы (https://iea-ras.ru/?cat=21; https://medanthro.ru/); научный архив (https://iearas.ru/?p=1157); показаны визуальные возможности сайта (https://iearas.ru/?cat=23), ТВ-канал и т.д.

И конечно же, не обошлось без рассказов об экспедициях к народам, проживающим на территории Севера и Сибири: Сахалин, Таймыр, Эвенкия, Кузбасс, Алтай и т.д., к близкородственным народам за пределы страны (Казахстан), где вместе со своими студентами и аспирантами работал Дмитрий Анатольевич в разные годы.

Вторая часть встречи прошла в Малом зале, где студентам продолжила рассказывать об Институте, антропологической науке и особенностях деятельности этнографов, этнологов, антропологов д.и.н. Валентина Ивановна Харитонова.

Разговор начался с представления одного из патриархов нашей науки – члена-корреспондента РАН, д.и.н., проф. Сергея Александровича Арутюнова – с отсылками к материалам, имеющимся на сайте ИЭА РАН, где сам уникальный исследователь культур различных народов (не только российских) рассказывает об этом. Студентам было показано, как найти материалы – в т.ч. видео-интервью – о нем и других известных ученых на сайте Института (https://iea-ras.ru/).

Этот блок общения с будущими журналистами был задуман в русле их профессии, а в программе в роли лектора значилась д.и.н. Наталия Львовна Жуковская с беседой на тему «Как задать вопрос ученому, чтобы получить интересный ответ?» Поскольку Наталия Львовна не смогла принять участие в работе лично, ее также представили с помощью ОНЛАЙН ТВ https://iearas.ru/ в портретной зарисовке «Заметки о полях. Сергей Арутюнов и Наталия Жуковская».

Далее В.И. Харитонова предложила студентам разговор на тему «”Полевая” работа этнографа / антрополога: подводные камни общения с представителями различных культур, религиозных, профессиональных и иных сообществ», по возможности обращая внимание на сходство и различие работы журналистов и полевой работы этнографов и антропологов. Ребята обнаружили для себя и здесь массу интересного в антропологической науке, а особенно в «полевой», экспедиционной деятельности тех людей, которые занимаются исследованиями очень разнообразных сфер культуры, жизни, быта и даже не совсем реалистических областей проявления человека (речь шла, например, об антропологии сознания, антропологии религии и др.). Ребята с интересом обсудили вопрос о том, как делаются открытия – большие и маленькие, во время полевой работы и в кабинете (последнее – на примере Ю.В. Кнорозова с его знаменитой расшифровкой письменности индейцев майя).

В ходе беседы гости знакомились с книгами, издаваемыми в институте, в т.ч. с серией «Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам», которая их очень заинтересовала. В продолжение данной тематики и для представления особенностей работы в этнографическом/антропологическом поле студенты посмотрели отрывок из фильма с шаманским камланием, который был снят во время одного из Международных интердисциплинарных научно-практических конгрессов по шаманизму во время его выездной части в Хакасии. На этом примере ребята попытались отрабатывать свои журналистские навыки в антропологической сфере.

Вслед за тем студентам была предложена небольшая лекция с многочисленными примерами (видео-, кино- и фотоиллюстрациями) «Антропологическое исследование с помощью видео-, кино-, фотосъемки: как сделать этнографическое видео?», подготовленная антропологом, художником-фотографом Алиной Валерьевной Жердевой. Разговор строился вокруг экспедиций, работавших в Горном Алтае под руководством Д.А. Функа.

Алина Валерьевна говорила со студентами о том, какие могут быть ошибки в работе как антрополога/этнографа, так и журналиста при общении с представителями различных культур, если не знать или не учитывать специфику их жизни, быта, мировоззрения, верований, ритуальной практики, фольклора и мифологии.

С помощью видеороликов она демонстрировала, как именно случаются такие ошибки, и советовала, каким образом их можно исправить, а лучше – избежать. Поскольку в гости к нам пришли именно те студенты, которых интересует антропология и жизнь различных народов, то им это было особенно интересно; будем надеяться, что и полезно для их дальнейшей профессиональной деятельности.

К этому разговору присоединилась небольшая группа молодых ученых – исследователей Севера и Сибири вместе с их научным руководителем проф. Д.А. Функом: Мария Мочалова, Сергей Арцемович, Александр Басов, Святослав Ковальский. Согласно программе, это был этап «пресс-конференция с молодыми учеными ИЭА РАН, имеющими опыт «полевой» работы в экспедициях», еще один эпизод длинного дня знакомства с ИЭА РАН. Студенты-журналисты и наши аспиранты очень быстро нашли общий язык: молодые ученые представились, рассказывая о своем пути в науку и в наш институт, а дальше пошли вопросы разного характера. Общение продолжилось во время чаепития, организованного для гостей в холле 18 этажа – под уже украшенной елкой, рядом с бюстом Н.Н. Миклухо-Маклая. Индивидуальное общение студентов, аспирантов и сотрудников института перемежалось там радостными возгласами: «Я уже хочу в этот институт!», «Да-да-да: буду изучать антропологию!» …

Попив чая с вкусными блинчиками, будущие журналисты, почти готовые переквалифицироваться в этнографов и антропологов, отправились изучать несколько иную антропологию в зал институтского музея на 19 этаж (Кабинетмузей этноархеологии им. С.П. Толстова), в котором так хочется потрогать собственными руками древности, пролежавшие в земле тысячелетия.

Встретившая студентов Анна Игоревна Дауманн – одна из хозяек этого уникального кабинета, сотрудница Музейно-выставочного отдела, вместе с зав. отделом Анастасией Юрьевной Юдиной в рамках беседы на тему «”Говорящие памятники” музеев: что нужно для того, чтобы “заговорил” музейный экспонат?» познакомили ребят с интересными коллекциями музейного фонда ИЭА РАН, в т.ч. с некоторыми уникальными предметами «Хорезмской археолого-этнографической экспедиции АН СССР» (одна из самых выдающихся и продолжительных археологических экспедиций в СССР по изучению наследия Хорезмского государства; проходила в 1937–1991 гг. на территории Туркменской ССР, Казахской ССР и Узбекской ССР).

Учитывая особенности будущей профессии наших гостей, Анна Игоревна рассказала им об одном из сотрудников, работавших в ХАЭЭ – Валентине Дмитриевиче Берестове, который на протяжении нескольких лет каждый сезон был на раскопках в песках Средней Азии. Он участвовал в раскопках могильника Тагискен, материалы которого хранятся в Институте. Валентин Дмитриевич был не только ученым, но поэтом и писателем, а потому результатом его трудов стал еще и прекрасный сборник рассказов «Государыня Пустыня», который может служить молодым журналистам примером создания научно-популярных текстов в археологии.

В.Д. Берестов известен в области авторской песни, столь популярной в то время (подробнее о В.Д. Берестове): «Еще в студенческие годы он отправлялся в археологические экспедиции, где сочинял стихи о быте археологов, которые потом ложились на известные мотивы конца 40-х – начала 50-х годов. Его коллеги по научной работе Рюрик Садоков и Юрий Рапопорт вместе с ним сочиняли и придумывали мотивы для песен, которые потом стали фольклором Хорезмской экспедиции» (подробнее о Хорезмской экспедиции).

Возможно, кому-то из родителей наших гостей этот человек знаком по сборнику «Песни Хорезмской экспедиции, 1947-1955 годы» (Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Рапопорт Юрий Александрович, Издательство: Москва: Изд-во Института этнологии и антропологии (ИЭА) РАН 2001). Кстати, дневник В.Д. Берестова времен Хорезмской экспедиции хранится в архиве. Возможно, кому-то из студентов это станет интересным и он(а) захотят познакомиться с уникальной рукописью, а потом подготовить ее к изданию?

Писал В.Д. Берестов и стихи, в т.ч. для детей, но иногда настолько глубоко философские, что их очень хочется прочитать сейчас даже взрослым (https://www.culture.ru/literature/poems/author-valentin-berestov):

Валентин Берестов

Мир

Нет, слово «мир» останется едва ли,
Когда войны не будут люди знать.
Ведь то, что раньше миром называли,
Все станут просто жизнью называть.
И только дети, знатоки былого,
Играющие весело в войну,
Набегавшись, припомнят это слово,
С которым умирали в старину.

* * * * *

Вторая часть мероприятия – знакомство с экспозицией Лаборатории антропологической реконструкции Центра физической антропологии ИЭА РАН – прошла на ул. Вавилова, в ЦФА, где гостей принимала д.и.н. руководитель Лаборатории антропологической реконструкции д.и.н. Елизавета Валентиновна Веселовская вместе со своими сотрудниками Рассказовой Анной Владимировной, к.и.н. Просиковой Екатериной Андреевной, Рашковской Юлией Вадимовной.

Разговор на тему «Как можно представить лицо человека, жившего сотни лет назад?» начала Е.В. Веселовская, рассказав ребятам об уникальной коллекции скульптурных реконструкций, выполненных по черепам исторических деятелей прошлого, представителей археологических культур, подчеркнув ведущую роль Российской школы антропологической реконструкции в разработке и совершенствовании метода восстановления внешности по черепу.

Студенты и школьники, волонтеры, которые участвуют во многих проектах ЦФА, (их наши гости обнаружили за работой) беседовали с ребятами о том, как они попали в Лабораторию антропологической реконструкции М.М. Герасимова, чем они интересуются и занимаются здесь. Андрей Зарубин, всерьез увлеченный медициной ученик 8 класса, показал свой опыт по восстановлению облика по заданию Следственного комитета РФ: ему довелось поработать с материалами по резонансному уголовному делу, связанному с убийством семьи в Ленинградской области. Он познакомил ребят с ролью метода восстановления лица по черепу в криминалистике.

Виолетта Свисткова, бакалавр третьего курса Учебно-научного центра Социальной антропологии Российского государственного гуманитарного университета, которая пишет курсовую работу по эволюции человека под руководством Е.В. Веселовской, (являющейся по совместительству профессором УНЦСА РГГУ), провела экскурсию по экспонатам, иллюстрирующим процесс становления рода Хомо и вида Хомо сапиенс. Андрей и Виолетта – завсегдатаи Лаборатории и ЦФА, они всегда приходят на помощь в трудных обстоятельствах (например, недавний ремонт). Оба активно посещают Школу молодого антрополога, организуемую с.н.с. ЦФА Галиной Андреевной Аксяновой; они также приняли участие в недавней Конференции молодых ученых ИЭА РАН.

Анна Владимировна Рассказова показала ребятам, как собирают черепа из отдельных фрагментов, которые склеивают в анатомическом порядке специальной мастикой.

Вслед за ней Екатерина Андреевна Просикова провела экскурсию по экспозиции Лаборатории в зале «Исторические лица». Здесь выставлены портретыреконструкции исторических личностей, выполненных М.М. Герасимовым (Ярослав Мудрый, Андрей Боголюбский, Иван Грозный, Тамерлан Федор Ушаков), и современные работы учеников и последователей М.М. Герасимова: им показали реконструкцию облика Н.Н. Миклухо-Маклая, а из исторических личностей – князя Олега Рязанского (ОНЛАЙН ТВ «Страницы истории. К 115-летию со дня рождения Михаила Герасимова» https://iearas.ru/).

Последняя часть общения этого сложного в жизни будущих журналистов дня – разговор на тему о том, «Как установить по останкам личность воина, погибшего во время ВОВ?» (проект «Восстановление облика павших воинов ВОВ») взяла на себя Юлия Вадимовна Рашковская. Она представила ребятам результаты работы над важнейшим для нашего времени проектом, которым несколько лет уже занимается ЦФА.

Ребята задавали много вопросов, общаясь с молодежью нашего Центра физической антропологии и волонтерами.

Мы очень надеемся на творческий отклик будущих журналистов – хотелось бы узнать от них самих, что именно им особенно понравилось в нашем Институте; кто из ученых и чем их заинтересовал; как теперь они видят антропологию, этнологию, этнографию – не хотят ли переквалифицироваться или прийти в Институт в аспирантуру, чтобы получить еще и антропологическое образование?..

Ждем. И напоминаем, что им было предложено (согласно программе):

«Примечание: на основе пресс-конференции с учеными ИЭА РАН, лекционных и выставочных материалов, вызвавших интерес, студентам и школьникам предлагается подготовить текст в наиболее удобном для них жанре (интервью, портрет ученого, зарисовка-очерк о выставке и судьбе музейных фондов и т.д.) для последующей публикации на сайте ИЭА РАН и участия в конкурсе на лучшие работы; победители будут премированы книгами и альбомами.»

В.И. Харитонова, Е.В. Веселовская


*К сожалению, Сергей Алексеевич Мельников, который должен был участвовать в этом разговоре как религиовед, не смог встретиться с нашими гостями, поскольку сам в это время был приглашен на встречу с Патриархом.