01.02.2023

СОКОЛОВА ЗОЯ ПЕТРОВНА (1930 –2020)

14 ноября 2020 г. ушла из жизни Зоя Петровна Соколова, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат премии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, член-корреспондент Российской академии естественных наук, выдающийся историк и этнограф, автор более 350 научных работ по широкому кругу североведческих проблем – работ, написанных по результатам фундаментальных архивных изысканий и многочисленных экспедиций

В 2015 г. на Ученом совете Института этнологии и антропологии РАН, посвященном ее 85-летию, З.П. Соколова сказала, что считает линию своей жизни “прямой, без особых зигзагов и резких поворотов, в целом благополучной и счастливой”. Такие ощущения были связаны с тем, что начиная с 1956 г. она работала в одном институте, в одном секторе (отделе) и занималась своим любимым делом – этнографией народов Сибири, в основном хантов и манси.

Зоя Петровна считала себя счастливой и потому, что жила в горячо любимой Москве, где она родилась 21 декабря 1930 г. Отец – Соколов Петр Сергеевич – работал на заводе инженером. Мать – Ольга Александровна – была домохозяйкой. До 1941 г. семья жила в Калининграде (теперь Королев) Московской обл., но осенью 1941 г. ей пришлось эвакуироваться вместе с заводом в г. Пермь. Зоя Петровна вспоминала, что ее мама очень не хотела уезжать. Но отец, который прошел Первую мировую войну и побывал в плену, сказал: “Я ни за что не останусь!” Родители несколько раз упаковывали и распаковывали вещи, в итоге, “уже хватая что попало, погрузились в эшелон и уехали”.

В Перми (1941–1953 гг.) Зоя окончила школу с серебряной медалью. В старших классах она мечтала стать преподавателем литературы, поскольку очень любила читать. Но судьба распорядилась иначе. Старшая подруга Зои Петровны – Сталина Володина, которая училась на истфаке в Молотовском (Пермском) государственном университете им. А.М. Горького, заинтересовала ее рассказами об археологии и привела в студенческий историко-археологический кружок, организованный известным ученым О.Н. Бадером (в начале Великой Отечественной войны он был выслан из Москвы как этнический немец). Отто Николаевич, с его большим человеческим обаянием и фанатической преданностью науке, оказал огромное влияние на выбор девушкой профессионального пути. Она “забыла про литературу” и поступила на историческое отделение историко-филологического факультета Пермского университета.

С учебой в вузе у Зои Петровны были связаны самые отрадные воспоминания: “Очень дружный коллектив у нас был. Атмосфера дружбы, взаимопонимания, помощи, доброжелательности – она вошла, наверное, со студенческих лет в мою жизнь, и потому, может быть, я стараюсь, чтобы в любом коллективе это сохранялось”2. Начиная со второго курса Зоя получала стипендию имени В.М. Молотова. Она, как было сказано в одной из ее характеристик, “обнаружила большое влечение к научной работе в области археологии и этнографии, приобрела необходимые навыки полевого исследователя-археолога”. Под руководством О.Н. Бадера девушка принимала участие в археологических раскопках памятников эпохи бронзы и железа в Прикамье; в 1952 г. она получила право на ведение самостоятельных археологических разведок, а в 1953 г. – археологических раскопок. К окончанию университета у Зои уже были опубликованы две статьи (совместно с О.Н. Бадером).

Во время учебы в вузе З.П. Соколова принимала активное участие в общественно-политической жизни факультета: “…учась на I курсе работала комсоргом, на II курсе – членом факбюро ВЛКСМ, на III курсе – секретарем факбюро ВЛКСМ, на IV курсе – пропагандистом кружка по истории КПСС и главным редактором радиокомитета университета, на V-м – главным редактором радиокомитета. Тов. Соколова З.П. настойчива, энергична, политически развита”. Такую характеристику дал своей выпускнице Ученый совет университета для поступления в аспирантуру по специальности “археология”.

Но все же этнография представлялась ей более “живой” наукой, и Зоя Петровна по совету О.Н. Бадера решила поступать в московский Институт этнографии. Вернуться в столицу, как она потом вспоминала, было для нее идеей фикс: «Я зачитывалась всеми стихами, всеми произведениями, касающимися Москвы. “Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось”, – это для меня был гимн. Москву я очень любила и люблю, и мне очень хотелось сюда вернуться». Ее родители после эвакуации так и остались в Перми, поскольку в столице квартира не сохранилась, а оставленное имущество было утрачено. Кроме того, отец Зои Петровны – страстный рыбак и охотник – не хотел переезжать, ему нравились эти места, богатые зверем и рыбой. Надо сказать, что любовь к природе передалась и его дочери. Зоя очень любила бывать в лесу. На даче, в рабочем кабинете, дома ее всегда окружало море цветов…

Итак, в 1953 г. Зоя Петровна подала документы и поступила в аспирантуру Института этнографии АН СССР (ныне – Институт этнологии и антропологии РАН, ИЭА РАН). В этом же году в аспирантуру были приняты ставшие впоследствии крупными учеными В.И. Козлов, В.А. Туголуков, В.П. Кобычев и Л.А. Файнберг. У С.П. Толстова (директора института) была идея создать на базе этого аспирантского набора сектор истории первобытного общества. Но в дальнейшем в силу ряда причин молодые исследователи распределились по другим подразделениям института. З.П. Соколова, В.А. Туголуков и В.В. Нарышкин стали одними из первых сотрудников нового сектора по изучению социалистического строительства у малых народностей Крайнего Севера. В середине 1950-х годов этому региону в нашей стране уделялось очень много внимания, в том числе по линии СОПСа4. Постепенно в состав подразделения вливались новые сотрудники, пришли И.С. Гурвич, А.В. Смоляк, В.И. Васильев, Ю.Б. Симченко, Т.А. Лукьянченко, М.Я. Жорницкая и др.5 Поскольку не все молодые исследователи имели этнографическую подготовку, Б.О. Долгих, который в 1956–1965 гг. возглавлял сектор, ввел обязательное обсуждение результатов полевых исследований и готовящихся к печати публикаций, им было инициировано немало коллективных сборников. Позже З.П. Соколова вспоминала: «Вот эта подготовка, особенно на фоне очень сильного институтского коллектива, когда работали такие “зубры” этнографии, как С.П. Толстов, C.А. Токарев, Г.Ф. Дебец, Н.Н. Чебоксаров, В.К. Соколова и др., была очень основательной. В институте была очень доброжелательная обстановка, и к любому человеку можно было подойти посоветоваться».

Самой Зое Петровне, к началу аспирантуры уже твердо определившейся, что объектом ее исследования будет жилище, старшие коллеги посоветовали обратиться в Институт археологии к известному угроведу В.Н. Чернецову, который успешно сочетал в своей работе знания и методики ряда смежных дисциплин: этнографии, археологии, лингвистики и фольклористики. С ним Зоя Петровна быстро нашла общий язык. Уже при первой встрече ученый покорил ее своей простотой, уважительностью в обращении, а также огромной эрудицией, осведомленностью в области самых разных наук, литературы и искусства. Так определилась ее научная судьба. Зоя Петровна начала заниматься этнографией хантов и манси, а археологические знания ей очень пригодились в этногенетических исследованиях, которые превалировали в тот период в институте. Позже она скажет: “Я испытала огромное влияние личности и идей Валерия Николаевича. Фактически всю свою жизнь я развивала его идеи”. Под руководством В.Н. Чернецова З.П. Соколова написала и защитила в 1958 г. кандидатскую диссертацию “Обско-угорское жилище и его история”. Этой темой Зоя Петровна занималась на протяжении многих лет и после своей защиты, она опубликовала десятки статей, а логическим завершением продолжительной работы стала ее книга “Жилище народов Сибири” (1998) – своеобразная энциклопедия традиционных жилищ сибирских народов.

Интерес к социальному “наполнению” жилищ народов Сибири вывел Зою Петровну на другие ключевые для ее научной деятельности темы: социальную организацию и этническую историю обских угров. В 1983 г. вышла монография З.П. Соколовой “Социальная организация хантов и манси в XVIII–XIX вв. Проблемы фратрии и рода”, а в 1984 г. она защитила докторскую диссертацию на тему “Проблемы социальной и этнической истории хантов и манси в XVIII–XIX вв.”. При исследовании этих проблем впервые в угроведении ею были привлечены в качестве источника обширные архивные, в том числе антропонимические, материалы из церковных метрических книг фонда Тобольской духовной консистории (проанализировано свыше 20 тыс. браков обских угров XVIII – начала XIX в.). Эти же материалы послужили отправной точкой для исследования эндогамных ареалов и формирования на их основе различных этнографических и территориальных групп обских угров (книга “Эндогамный ареал и этническая группа”, 19906). Все эти работы, ставшие к настоящему времени классическими, получили широкий отклик специалистов и вызвали оживленную дискуссию в научной среде.
Специализируясь в основном в области обско-угорской этнографии, З.П. Соколова вышла за рамки этого направления и опубликовала ряд исследований, в которых освещены вопросы сибирской этнографии в целом (демография, типология жилища, адаптивные свойства культуры народов Севера, культ медведя и медвежий праздник), отдельные аспекты религиоведения (ранние формы религии народов Севера, почитание животных и зоолатрия, происхождение культа предков) и мн. др.; в многочисленных статьях З.П. Соколовой отражены самые разные темы. Что касается научных монографий, то публиковать их в советский период было не так просто. По словам Зои Петровны, “тогда были очень строгие издательские лимиты; на сектор в год давали одну книгу по плану, и, как правило, это была у нас какая-нибудь коллективная монография”.

Так сложилось, что первые опубликованные З.П. Соколовой книги были научно-популярными: после юбилея Октябрьской революции (1967) появился социальный запрос на издания о народах, населяющих Советский Союз. В 1972 г. в издательстве “Наука” увидела свет работа Зои Петровны “Культ животных в религиях”. Две книги – “Страна Югория” (1976) и “Путешествие в Югру” (1982) – вышли в издательстве “Мысль”, обе они были переведены (одна на немецкий, другая на датский языки). В серии этнографических книг о СССР для иностранцев в издательстве “Русский язык” в 1981 г. вышла книга “На просторах Сибири”, которую перевели на японский язык.

Поскольку тиражи научно-популярных изданий, в отличие от академических, были большими (от 20 тыс. до 70 тыс. экземпляров) и реализовывались по всей стране, книги Зои Петровны дошли до Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов и стали достоянием сибирских народов. Она с удовольствием вспоминала о подаренной ей фотографии, на которой был запечатлен хант в чуме, читающий “Путешествие в Югру”. Предметом гордости Зои Петровны был и тот факт, что термины “Югра” и “Югория”, которые встречались в основном в письменной исторической литературе, благодаря ее научно-популярным книгам широко вошли в жизнь и что современное название “Ханты-Мансийский автономный округ – Югра” появилось не без ее участия. Кроме того, научно-популярные книги Зои Петровны пробудили у многих представителей хантов и манси интерес к изучению своей культуры.

Популяризацией этнографической науки З.П. Соколова занималась и в дальнейшем. Так, в 1993 г. в Сургуте вышла ее книга “Легенды Вут-Ими. Путешествие по Оби и ее притокам к хантам и манси”. Зое Петровне принадлежат также многочиcленные статьи и тематические циклы статей в различных энциклопедиях (Большая советская энциклопедия, Народы России, Религии народов современной России, Северная энциклопедия, Мифология манси, Югра, Biosfera, Encyclopedia of Vernacular Architecture of the World и др.). В течение многих лет она читала лекции по линии общества “Знание” в Москве и других городах страны.

Безусловно, особое место в деятельности З.П. Соколовой принадлежит полевым исследованиям. “Моя позиция такова, что без полевых исследований не может быть этнографа”, – говорила она. На счету самой Зои Петровны 13 этнографических экспедиций к хантам, манси, селькупам, эвенкам, лесным ненцам. В 1960-е годы к этим поездкам она приобщила и своего мужа. Юрий Сергеевич Лаптев, сотрудник географического факультета МГУ, брал в летние месяцы отпуск и, будучи мастером на все руки, “работал” у супруги мотористом: вел лодку, смолил и шпаклевал ее, чинил мотор. Позже в этих экспедициях участвовал и их сын Сергей, ставший впоследствии географом. В поле Зоя Петровна, по ее собственному выражению, была “всеядна” – фиксировала все, относящееся к этнической культуре изучаемых народов. Она собрала уникальные материалы по всем сферам жизнедеятельности обских угров: хозяйству, поселениям и постройкам, средствам транспорта, одежде, пище, семейной обрядности, календарям, религиозным верованиям и обрядам, медвежьему культу и празднику, декоративно-прикладному искусству, музыкальным инструментам и проч. После каждой экспедиции у Зои Петровны выходили одна-две статьи.

Богатейшим опытом полевых исследований, обработки и публикации полевых материалов она поделилась в изданной ИЭА РАН к 60-летию Северной экспедиции книге “Поле как жизнь” (2017): “Собранные мной материалы содержатся в полевых дневниках (свыше 20), тетрадях, научных отчетах, представленных в Комиссию полевых исследований института, докладных записках (экспертизах), которые все сотрудники нашего сектора писали по заданию отдела экономического и социального развития территорий проживания малых народностей Севера и Арктики при Совете министров РСФСР. Все записи документированы (место, время записи, имя информатора). Дневники велись по дням недели (текущая работа, опрос, наблюдения). Дополнительно сведения заносились в тетради и блокноты с указанием даты и места записи, имени информатора (в последние годы моих полевых исследований я заносила сведения на отдельные страницы по темам – так было удобнее сортировать материалы по темам для написания отчетов и статей)”. Такое отношение к полевой работе не могло не дать плодотворных результатов, о чем свидетельствует богатейшее творческое наследие З.П. Соколовой.

Стоит подчеркнуть, что Зоя Петровна – одна из немногих, а может быть, и единственная из этнографов-североведов, которая все свои полевые материалы расшифровала, перевела в компьютерный вариант и опубликовала, сделав эти уникальные источники доступными для других исследователей. Во время экспедиций 1956–1989 гг. она много фотографировала (ею собрано свыше 6 тыс. черно-белых фотографий и слайдов). В начале ХХI в. на средства инициированных и выигранных Зоей Петровной грантов все фотоматериалы и больше 200 рисунков были переведены в цифровой формат и переданы в фотоархив ИЭА РАН. В 2007 г. на основе этих материалов был опубликован этнографический альбом “Народы Западной Сибири”, куда вошло свыше 900 оригинальных снимков и рисунков.

C 2001 по 2016 г. З.П. Соколова регулярно издавала свои дневниковые записи, сделанные в “поле” (всего вышло более десяти отдельных очерков). В 2011 г. часть ее полевых дневников была опубликована ИЭА РАН в виде отдельной книги под названием “Северные ханты”. В 2015 г. в Институте этнологии и антропологии вышла другая, более полная ее книга “Народы Западной Сибири в 1950–1980-х годах. Полевые материалы, докладные записки и отчеты”. А в 2016 г. при поддержке РГНФ была издана фундаментальная монография “Этнограф в поле” (944 с.), где помещены все полевые ежедневные записи исследовательницы, ее полевые отчеты, а также докладные записки-экспертизы, представленные в свое время в СМ РСФСР.

З.П. Соколова работала не только в области традиционной (исторической) этнографии. Много внимания она уделяла современным, имевшим прикладной характер проблемам коренных малочисленных народов: преобразованию хозяйства и культуры, демографической ситуации, межэтническим связям, перспективам социально-экономического и культурного развития и проч. Зоя Петровна вспоминала: “Положение народов Севера было тяжелым, и большая часть наших материалов (негативных) уходила в архив, публиковать их было тогда невозможно по цензурным соображениям. Но мы писали докладные записки – такие отчеты-экспертизы, в которых излагали проблемы по народам Севера. В них освещались сложные вопросы социально-экономического положения народов Севера и давались конкретные рекомендации для решения существующих проблем”. Несмотря на нерегулярность и закрытый характер этих документов, они способствовали принятию некоторых мер по улучшению жизни северян. При научно-организационном участии З.П. Соколовой значительная часть “докладных записок” в начале 2000-х годов была опубликована в пяти сборниках под общим названием “Этнологическая экспертиза”.

В 1988 г. под руководством Зои Петровны была подготовлена концепция “Этнокультурное развитие народностей Севера в условиях научно-технического прогресса на перспективу до 2005 г.”, которая во многих аспектах не потеряла свою актуальность и по сей день. Самое активное участие З.П. Соколова принимала в разработке законопроектов, касающихся коренных малочисленных народов Севера, в частности ФЗ “О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации” (принят в 1999 г.). Коренные народы не были для нее лишь объектом научного интереса. “Я глубоко уверена, что этнограф обязан брать на себя функцию правозащитника изучаемого народа. Иначе просто нет оправдания нашим исследованиям и грош им цена. Только проникаясь жизнью и проблемами народа, мы можем его понять”. Это профессиональное кредо, озвученное в одном из интервью, Зоя Петровна неизменно воплощала в жизнь.

Нельзя не отметить и большую научно-организаторскую работу З.П. Соколовой. В 1970–1975 гг. она создала и возглавила Полевую комиссию Института этнографии. Тогда же ею была основана серия сборников “Полевые исследования Института этнографии”, которую она возобновила в 2000 г. уже на новом издательском уровне. С 1987 по 1995 г. Зоя Петровна возглавляла отдел этнографии народов Крайнего Севера и Сибири (ныне – отдел Севера и Сибири ИЭА РАН). В начале 1990-х годов на базе отдела под ее руководством был реализован проект РФФИ “Народы Севера и Сибири в условиях экономических реформ и демократических преобразований”. По результатам были опубликованы два сборника, в которых зафиксирован первый этап постсоветских трансформаций в изучаемых в рамках проекта регионах РФ. З.П. Соколовой была проведена огромная работа по подготовке и изданию фундаментального тома “Народы Западной Сибири” в серии “Народы и культуры” (2005), ставшего настольной книгой этнографов, археологов, историков и краеведов. И это далеко не весь перечень ее плодотворных организаторских усилий. Активно участвуя в жизни научного сообщества, она приобрела заслуженную репутацию неравнодушного и бескомпромиссного человека, всегда отстаивающего собственную точку зрения по любым научным и социально-политическим вопросам.

Личность и творчество З.П. Соколовой в той или иной степени отразились на научной деятельности многих и многих ныне широко известных специалистов-этнографов. Так, Н.А. Томилову, ведущему специалисту по этнологии тюркских народов Сибири, в начале карьеры Зоя Петровна помогла в выборе направлений исследования. В сборнике “Этнокультурное наследие народов Севера России” (2010), посвященном 80-летию З.П. Соколовой, он характеризует ее как человека “с неизменным комсомольским задором, направляющим свои научные поиски в неизученные или слабоизученные сферы этнографии, археологии и истории, имеющим твердые научные убеждения, умеющим отстаивать свои научные и общественные позиции, а также позиции своих научных единомышленников”. Под ее руководством защищено более 10 кандидатских диссертаций (Н.В. Лукина, Д.А. Несанелис, А.А. Сирина, А.М. Иванов, А. Ёсида, Е.А. Пивнева, Кан дэ Квон, Н.А. Месшыб, Н.В. Плужников, Ю.Н. Квашнин, В.И. Сподина, М.А. Зенько, Л.М. Кадырова), она была научным консультантом при подготовке докторских диссертаций Е.Т. Пушкаревой, А.А. Сириной, В.И. Сподиной.

Научная и организационная деятельность З.П. Соколовой отмечена многими поощрениями и наградами. В 1997 г. она была избрана членом-корреспондентом Российской академии естественных наук, в 1998 г. ей было присвоено звание профессора, в 1999 г. присуждена премия им. Н.Н. Миклухо-Маклая, а в 2000 г. присвоено почетное звание “Заслуженный деятель науки Российской Федерации”. З.П. Соколова входила в состав Комиссии ИЭА РАН по подготовке к проведению Всероссийской переписи населения 2002 г. и награждена медалью “За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения”. За подготовку школьной энциклопедии “Арктика – мой дом” (2000) она получила в 2003 г. благодарность Министерства образования Российской Федерации. За многолетний добросовестный труд, значительный вклад в исследование обско-угорской этнографии в 2010 г. Зоя Петровна награждена Почетной грамотой Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в 2021 г. – Золотой медалью им. С.П. Толстова (посмертно).

На протяжении своего долгого и плодотворного творческого пути З.П. Соколова обращалась к самым разным жанрам научной прозы: ее замыслы были воплощены в этнографических фотоальбомах, полевых дневниках, обобщающих монографиях, научно-популярных текстах – и это еще одна черта, характеризующая уникальность личности исследовательницы. Своеобразным личным итогом ее более чем 50-летней работы по изучению обских угров, а также напутствием будущим исследователям стала монография “Ханты и манси. Взгляд из ХХI века” (2009), которую З.П. Соколова посвятила памяти своего учителя В.Н. Чернецова. В этом фундаментальном труде Зоя Петровна обобщила и переосмыслила многие сюжеты угорской этнографии с позиций актуальной современности, сосредоточив внимание на сложных и дискуссионных проблемах.

Зоя Петровна – яркий представитель плеяды советских этнографов-североведов второй половины XX в. Как и ее великие учителя О.Ю. Бадер и В.Н. Чернецов, она была фанатично предана науке и оставила в ней глубочайший след. Можно с уверенностью утверждать, что ее многочисленные и разноплановые труды уже давно стали ценным достоянием научной общественности, на них выросло не одно поколение отечественных и зарубежных исследователей. В наших сердцах Зоя Петровна Соколова навсегда останется образцом огромной энергии, честного и плодотворного отношения к своей профессии, человеческой мудрости и принципиальности.

Е.А. Пивнева