21.05.2024

XXIV Школа медицинской антропологии и биоэтики

29 марта и 1 апреля на базе ИЭА РАН работала очередная – XXIV Школа медицинской антропологии и биоэтики (с международным составом преподавателей и слушателей); она, как и многие предыдущие, была ориентирована на студентов Московского государственного медицинского стоматологического университета (МГМСУ) им. А.И. Евдокимова, который теперь называется ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России.

Программа мероприятия

Школы МАиБ проводятся Центром медицинской антропологии (ЦМА) и российской Ассоциацией медицинских антропологов (АМА), как правило, весной и осенью; время определяется по согласованию расписаний основных занятий в университете. Участвуют в этом виде дополнительного обучения студенты со специальностью «лечебное дело» или «стоматология»; ранее мы много общались в аналогичном варианте с будущими медицинскими психологами и социальными работниками из того же университета. В этот раз Школа была организована для «лечебников» – будущих врачей разных профилей (студентов 6 курса) и довольно многочисленных примкнувших к ним заинтересованных в дополнительном образовании нашего профиля русскоязычных слушателей из разных регионов России и постсоветского пространства; на лекции проф. Джоши (Индия), которая прозвучала на английском языке с переводом на русский, были подключены также многочисленные слушатели университета Майсура и других учебных заведений Индии.

Цель таких Школ, в процессе обучения в которых бывают задействованы преподаватели из различных научных учреждений и вузов России (большинство из них – члены российской Ассоциацией медицинских антропологов) и зарубежных стран – познакомить будущих врачей с основами медицинской антропологии, напомнить им об изучавшейся ими ранее биоэтике (читается в российских медицинских вузах на начальных этапах обучения), а также расширить их представления о гуманитарной стороне медицинских профессий. К сожалению, современная образовательная подготовка студентов в медицинских университетах организована так, что гуманитарные дисциплины там минимизированы, а это делает образование будущих врачей довольно узко прикладным.

В задачи Школы МАиБ входит также знакомство студентов-медиков с научной деятельностью ИЭА РАН и составом самого учреждения науки; при этом к лекционной деятельности привлекаются ученые Института из различных отделов, а на вступительном занятии В.И. Харитонова и Ю.Р. Булдакова рассказывают и об Институте, и о традиции проводить Школы, а также многочисленные научные мероприятия и научно-практические семинары на базе ИЭА РАН.

Обычно для каждой конкретной Школы формируется свой преподавательский коллектив – в зависимости от специальности студентов. В данном случае в работе с будущими «лечебниками» в первую очередь обсуждались вопросы внедрения в систему здравоохранения медицинской антропологии. Студентам читались короткие ознакомительные лекции (с учетом формата онлайн), с помощью которых лекторы объясняли, кто такие медицинские антропологи и каково их место в системах здравоохранения в разных странах мира, каким может быть правильное использование таких профессионалов в России: «Кто такие медицинские антропологи и почему им нет места в российском здравоохранении?» (д.и.н. В.И. Харитонова); об истоках и специфике самой науки «медицинская антропология» и прикладной практике: «Что такое “медицинская антропология”?» (д. филос.н. Д.В. Михель).

Важнейший блок знаний предлагался в лекциях об особенностях коммуникации между врачом и пациентом: «Почему из медицинской науки исчез пациент и как медицинская антропология может помочь его найти?» (к.филос.н. А.П. Патракова); о проблемах информированного согласия, которые считаются сложнейшими в медицинской практике рассказывала преподаватель и руководитель Республиканского центра биоэтики из Минска (Беларусь): «Врач vs пациент: проблема информированного согласия» (к.филос.н. В.Н. Сокольчик); о работе с пациентами в современной ситуации высокой тревожности с будущими врачами говорила этнолого и психолог/психотерапевт, работающая в ЦМА ИЭА РАН: «Коммуникация и повышение комплаенса пациента в контексте высокой социальной тревожности» (к.и.н. Е.В. Миськова).

Школа традиционно знакомит будущих врачей с теми профессиями / специальностями, которые им могут пригодиться в их практике; и тут речь идет не только о медицинских антропологах, но и о достаточно активно работающих в том числе в здравоохранении медиаторах, о которых, как правило, студенты впервые слышат на наших занятиях: «Конфликты в медицинских учреждениях и способы их разрешения» (В.П. Графский).

Одним из традиционных блоков занятий для наших школ давно уже стали лекции о неконвенциональной медицине и ее особенностях. Общие сведения по теме с акцентом на российской практике и выходом на специфику организации здравоохранения в Китае, Индии, Вьетнаме даются в теме «Неконвенциональная медицина в РФ и южно-азиатских странах» (д.и.н. В.И. Харитонова).

После этого студентам была предложена большая лекция проф. Джоши («Indian Systems of Medicines») «Конвенциональные медицинские системы в Индии» (Университет Майсура, Индия), которая читалась на английском языке с переводом на русский врачом Дарьей Шмаковой и с комментариями медицинского антрополога, работающего в настоящее время в Майсуре, Галины Копелиович. Чтобы прослушать эту лекцию, к школе присоединились довольно многочисленные студенты и специалисты в сфере ТМС из Индии.

Очень жаль, что не был организован заранее перевод следующего российского преподавателя на английский язык, поскольку далее была прочитана лекция на тему: «Возможности применения методов Аюрведы в практике современного врача» (к.м.н. Л.И. Монасыпова), что, конечно же, было бы чрезвычайно интересно нашим индийским коллегам: в лекции речь шла преимущественно о российских реалиях.

Китайская медицина в этот раз освещалась только российскими специалистами – профессором В.Н. Потаповым, специализирующимся в сфере интеграции медицинских систем и практик, была прочитана лекция «Традиционная китайская медицина (ТКМ) в программах оздоровления и ревитализации» (д.м.н. В.Н Потапов). Известным специалистом в области фитотерапии, являющейся советником Центра по развитию и применению ТКМ, а также президентом Ассоциации врачей традиционной китайской медицины, студентам была предложена тема «Фитотерапия традиционной китайской медицины» (к.фарм.н. Л.А. Павлова). Обе лекции вызвали большой интерес, как и важнейшая для будущих врачей тема «Фитотерапия и травничество в практике современного врача», рассмотренная известнейшим врачом-практиком, а также преподавателем фитотерапии к.м.н. Е.В. Корсун.

XXIV Школу медицинской антропологии и биоэтики – что уже стало многолетней традицией – подготовили и провели г.н.с. ИЭА РАН д.и.н. В.И. Харитонова (президент АМА) и доцент МГМСУ к.м.н. Ю.Р. Булдакова (член Совета АМА).

В.И. Харитонова