24 октября в ИЭА РАН состоялся очередной семинар/вебинар ЦМА
24 октября (четверг) в ИЭА РАН состоялся очередной семинар/вебинар Центра медицинской антропологии (научный руководитель д.и.н. В.И. Харитонова). У нас в гостях был Владимир Валерианович МАЙКОВ — кандидат философских наук, доцент Московского института психоанализа; Президент Ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии; автор и сорежиссер четырех документальных фильмов; основоположник развития техники холотропного дыхания в России; издатель книг (серия «Трансперсональная психология»), автор многочисленных публикаций, например: Primordial Psychotherapy: Ancient Practices of the Soul Care and Modernity // Integral Transpersonal Journal. 2022. No. 17. P. 97–129; Изначальная психотерапия. Древние практики заботы о душе // Психолог. 2016. №4. С. 19-42; Героизм как психотерапия: терапевтические игры медиапространст массовой культуры // Психология и психотехника. 2016. Т. 92. №5. С. 427– 435; Человек преодолевающий // FutureOK, М.: Издательский дом «FutureOK», 2013. №1. С.16-26; Становление трансперсональной психологии // Психотерапия. 2012. № 8; Вступительная статья к книге А. Минделла «Квантовый ум». М.: 2011; Вступительная статья к книге М. Мерфи «Будущее тела», М.: 2009; Интегральный подход Кена Уилбера // Холизм и Здоровье, №1, М., 2009; Основы трансперсональной психологии. М.: Изд-во Института Трансперсональной психологии, 2000 (в соавторстве с проф. В. Козловым); Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции. Том I. Мировой трансперсональный проект. М.: Изд-во Ярославского Государственного Университета, 2007; и т.д.
Наша встреча была посвящена просмотру одного из фильмов, созданному В.В. Майковым в результате интервьюирования им многочисленных зарубежных исследователей шаманизма – известных психологов, антропологов, философов и т.д., в т.ч. учеников Кастанеды. Автор фильма предварил показ интересной вступительной лекцией, которая фактически была продолжена после завершения демонстрации. Эта сопроводительная лекция и фильм дали возможность слушателям узнать много нового об антропологе, который в России больше известен как писатель-мистик и таинственный маг, создавший (подобно проф. Майклу Харнеру, также участвовавшему в съемках фильма) свою школу шаманских практик. В.В. Майков и коллеги, представленные им в фильме, рассказали о магистерской и докторской (PhD) диссертациях Карлоса Кастанеды, его университетской учебе, полевых выездах и собственно антропологической работе. Естественно речь шла не только о первых о его диссертациях и первых трех-четырех книгах, но и о последующем творчестве, которое оценивается обычно как художественное. В фильме и лекции были прослежены истоки интереса К. Кастанеды к практикам курандеро в связи с увлеченностью Тибетом, древними религиозными мировоззрениями, шаманизмом. Разговор о фильме, непосредственно связанном с феноменом шаманизма, об уникальной личности Карлоса Кастанеды, был ориентирован на тему «Медицинская антропология: шаманизм и практики здоровьесбережения».
Аннотация фильма «Тайна Карлоса Кастанеды»
Карлоса Кастанеду часто называют «крестным отцом» движения за возможности человека. С его именем связано много противоречий, вымыслов и легенд. Я впервые прочел первые четыре книги Кастанеды в 1980 году и на долгие годы стал его поклонником, исследователем его мира, что не удивительно: им восхищались миллионы людей, включая А. Тарковского, Ф. Феллини, А. Ходоровски, Д. Линча, Дж. Лукаса, О. Стоуна, Г.Г. Маркеса, К. Фуэнтоса, Х. Рульфо, Х. Кортассара, Октавио Паса, П.Л. Траверс (автора Мэри Поппинс), Дж. Моррисона (Doors), В. Пелевина. Его книги прямо повлияли на трилогию «Матрица», сагу «Звездные войны» и другие известные культурные проекты.
Кастанеда очаровал умы многих искателей, опубликовав в 70-е годы ХХ в. свои первые книги-исповеди об ученичестве у дона Хуана – индейца племени Яки. После многих лет безуспешных попыток найти реального дона Хуана и кросс-культурного исследования текстов самого Кастанеды появились сомнения в их научной аутентичности. Однако его дар человечеству может намного превышать дары науки.
Любая попытка понять мир Кастанеды сталкивается с неясностью и неопределенностью вокруг его жизни, книг, их источников, а также описанных в книгах реалий и созданных персонажей. Поэтому любое постижение и исследование Кастанеды должно, прежде всего, прояснить ключевые противоречия и ответить на самые важные вопросы:
– Являются его книги описанием реальных событий или выдумкой?
– Существовали ли дон Хуан, его традиция и команда в действительности?
– В чем уникальная особенность этой традиции?
– Каким был Карлос Кастанеда в жизни?
Фильм является своего рода расследованием и поиском ответа на эти вопросы. Он основан на интервью с ближайшими учениками Кастанеды, а также крупнейшими экспертами по современной духовно-ориентированной психологии, которые близко знали Карлоса и порой играли в его жизни судьбоносную роль. Некоторых из них уже нет в живых, другие сейчас в преклонном возрасте, третьи (ближайшие ученики) никогда не говорили о нем столь откровенно и, возможно, уже никогда не скажут.
Поэтому многое в этом фильме уникально и станет известным широкой публике впервые.
Кастанеда старался не оставлять никаких следов, практикуя «стирание личной истории», и даже сейчас нет ни одного его видео, есть только несколько достоверных фотографий. В фильме мы впервые ощущаем реального Карлоса в ярких портретах его близких людей.
Многие читатели считают самого Кастанеду ограниченным, рациональным и в чем-то глупым человеком – как он описывал себя, особенно в первых книгах – тогда как в жизни, как говорят о нем ученики и великие психологи, он был несомненным гением с невероятным даром перевоплощения и пародии, он мог мастерски изобразить любого человека.
В фильме впервые дается объяснение уникальности традиции дона Хуана и причины ее непохожести на все другие коренные латиноамериканские традиции. С несомненностью подтверждается реальность всех описанных в его книгах героев. Проясняется сложный и противоречивый вопрос о реальности всех описанных в его книгах ситуаций и о возможных заимствованиях из передовой мировой философии и этнографии. Даются ключи к пониманию текстов Кастанеды из разных периодов творчества.