Научные исследования в рамках Программы научных исследований государственных академий наук на 2014-2020 годы
100. Комплексное исследование этногенеза, этнокультурного облика народов, современных этнических процессов, историко-культурного взаимодействия в Евразии.
Исследование научных проблем, связанных с этническим и конфессиональным многообразием российского общества. Выявление новых форм и проявлений культуры в условиях трансформирующегося мира и меняющейся жизни в России, их взаимодействия с прежними традициями.
— фундаментальные труды, отражающие результаты изучения истории и культуры народов России (в т.ч. народные знания, традиции, обычаи, ритуалы; народная культура и языки как символическое выражение этнического самосознания; социальная антропология города и села).
— подготовка и издание информационных материалов и рекомендаций для органов государственной власти и управления в сфере этнокультурной политики;
— подготовка аналитических материалов для целей совершенствования законодательства Российской Федерации о культуре, защите культурного наследия;
— создание образовательных программ, научно-популярных книг, радио- и телепроектов по этнокультурной тематике;
— разработка учебных курсов и программ, ориентированных на широкое просвещение населения об этнокультурной и религиозной сложности России; пропаганда терпимого отношения к многокультурности;
— проведение научных конференций, симпозиумов, «летних школ».
Компаративное, сравнительно с Россией, изучение современных тенденций в динамике этнокультурного облика населения в разных частях света под воздействием интеграционных процессов, глобализации и миграции населения.
— создание фундаментальных трудов по культуре, истории и развитию народов и регионов мира;
— проведение научных экспертиз в области культурного международного сотрудничества России и других государств;
— создание образовательных программ, научно-популярных книг, радио- и телепроектов по проблемам развития мирового культурного пространства
— разработка учебных курсов и программ, ориентированных на широкое просвещение населения об этнокультурной и религиозной сложности мира; пропаганда терпимого отношения к многокультурности;
— проведение научных конференций, симпозиумов, «летних школ».
102. Изучение исторических истоков терроризма, мониторинг ксенофобии и экстремизма в российском обществе, антропология экстремальных групп и субкультур, анализ комплекса этнических и религиозных факторов в локальных и глобальных процессах прошлого и современности
Изучение феномена ксенофобии, этнического и религиозного экстремизма; этнических и религиозных аспектов миграции и форм экономической активности населения России; факторов формирования гражданских, этнических и религиозных идентичностей в России и сопредельных государствах. Выявление механизмов предупреждения межэтнических и религиозных конфликтов в России. Разработка экспертных систем этнологической экспертизы.
— разработка программ борьбы с ксенофобией в Российских регионах и по отдельным общественно значимым направлениям;
— разработка современной модели этнологического мониторинга Российской Федерации и ее отдельных регионов;
— разработка стандартов этнологической экспертизы в основных сферах ее применения (оценка проектов промышленного освоения; миграционные проекты и др.);
— разработка государственного стандарта требований к данным по итогам всероссийских переписей населения;
— построение среднесрочных моделей культурных причин миграционного и социально-экономического поведения населения регионов РФ;
— выявление основных факторов, под воздействием которых формируется баланс гражданского и этнорелигиозного сознания.
103. Проблемы теории исторического процесса, обобщение опыта социальных трансформаций и общественный потенциал истории
Углубленное изучение истории, школ и традиций, выдающихся достижений и основных исследовательских проблем этнологии/антропологии. Систематическое применение опыта исследователей-этнологов для широких просветительских задач, в первую очередь, для содействия подготовке новых поколений профессиональных этнологов (социальных/культурных антропологов) в высших учебных заведениях страны.
— подготовка и издание фундаментальных трудов по истории отечественной этнологии и антропологии;
— выпуски книжной серии «Этнографическая библиотека», которая призвана знакомить широкие круги читателей с трудами российских и зарубежных ученых, внесших существенный вклад в развитие этнографической науки;
— разработка учебных курсов и программ, ориентированных на широкое просвещение населения об этнокультурной и религиозной сложности России и пропаганду терпимого отношения к многокультурности;
— разработка новых образовательных программ для всех ступеней образования;
— совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса, создание тематических учебных пособий;
— проведение научных конференций, симпозиумов, «летних школ».
104. Изучение эволюции человека, обществ и цивилизаций, человек в истории и история повседневности, ретроспективный анализ форм и содержания взаимоотношений власти и общества
Исследование закономерностей формирования разнообразия человечества в процессе его эволюции в древности и на современном этапе. Изучение феномена взаимодействия человека и человеческих общностей с природной средой; исторической динамики антропогенных систем жизнеобеспечения.
— создание теоретических разработок по проблемам эволюции человека от древнейших представителей рода Homo до становления современных таксонов;
— выявление векторов макро- и микроэволюционных изменений репродуктивных показателей в современных группах населения на территории РФ;
— создание информационной базы по расо-этногенетическим и дерматоглифическим признакам для анализа различных групп ойкумены;
— разработка интегративно-антропологических подходов в разных системах антропологических признаков;
— компьютерное моделирование человеческого организма и человеческих популяций как целостных систем. Трехмерное моделирование элементов функциональных систем;
— разработка 3D прогностической компьютерной программы восстановления лица по черепу, морфологических структур черепа, скелета, головы и тела человека;
— создание компьютерных модулей для 3D моделирования и идентификации лица на основе черепа;
— создание антропологических каталогов (антропологическая реконструкция);
— анализ комплекса генов-кандидатов агрессии и прогнозирование вероятности агрессивных действий на индивидуальном уровне с учетом социального и культурного контекста в современном мегаполисе, сельской местности (Россия) и в условиях традиционных обществ с разным хозяйственным типом.
— проведение научных конференций, симпозиумов, «летних школ».