24.04.2024

Научные исследования в рамках Программы научных исследований государственных академий наук на 2014-2020 годы

100. Комплексное исследование этногенеза, этнокультурного облика народов, современных этнических процессов, историко-культурного взаимодействия в Евразии.

Исследование научных проблем, связанных с этническим и конфессиональным многообразием российского общества. Выявление новых форм и проявлений культуры в условиях трансформирующегося мира и меняющейся жизни в России, их взаимодействия с прежними традициями.

– фундаментальные труды, отражающие результаты изучения истории и культуры народов России (в т.ч. народные знания, традиции, обычаи, ритуалы; народная культура и языки как символическое выражение этнического самосознания; социальная антропология города и села).
– подготовка и издание информационных материалов и рекомендаций для органов государственной власти и управления в сфере этнокультурной политики;
– подготовка аналитических материалов для целей совершенствования законодательства Российской Федерации о культуре, защите культурного наследия;
– создание образовательных программ, научно-популярных книг, радио- и телепроектов по этнокультурной тематике;
– разработка учебных курсов и программ, ориентированных на широкое просвещение населения об этнокультурной и религиозной сложности России; пропаганда терпимого отношения к многокультурности;
– проведение научных конференций, симпозиумов, «летних школ».

Компаративное, сравнительно с Россией, изучение современных тенденций в динамике этнокультурного облика населения в разных частях света под воздействием интеграционных процессов, глобализации и миграции населения.

– создание фундаментальных трудов по культуре, истории и развитию народов и регионов мира;
– проведение научных экспертиз в области культурного международного сотрудничества России и других государств;
– создание образовательных программ, научно-популярных книг, радио- и телепроектов по проблемам развития мирового культурного пространства
– разработка учебных курсов и программ, ориентированных на широкое просвещение населения об этнокультурной и религиозной сложности мира; пропаганда терпимого отношения к многокультурности;
– проведение научных конференций, симпозиумов, «летних школ».

102. Изучение исторических истоков терроризма, мониторинг ксенофобии и экстремизма в российском обществе, антропология экстремальных групп и субкультур, анализ комплекса этнических и религиозных факторов в локальных и глобальных процессах прошлого и современности

Изучение феномена ксенофобии, этнического и религиозного экстремизма; этнических и религиозных аспектов миграции и форм экономической активности населения России; факторов формирования гражданских, этнических и религиозных идентичностей в России и сопредельных государствах. Выявление механизмов предупреждения межэтнических и религиозных конфликтов в России. Разработка экспертных систем этнологической экспертизы.

– разработка программ борьбы с ксенофобией в Российских регионах и по отдельным общественно значимым направлениям;
– разработка современной модели этнологического мониторинга Российской Федерации и ее отдельных регионов;
– разработка стандартов этнологической экспертизы в основных сферах ее применения (оценка проектов промышленного освоения; миграционные проекты и др.);
– разработка государственного стандарта требований к данным по итогам всероссийских переписей населения;
– построение среднесрочных моделей культурных причин миграционного и социально-экономического поведения населения регионов РФ;
– выявление основных факторов, под воздействием которых формируется баланс гражданского и этнорелигиозного сознания.

103. Проблемы теории исторического процесса, обобщение опыта социальных трансформаций и общественный потенциал истории

Углубленное изучение истории, школ и традиций, выдающихся достижений и основных исследовательских проблем этнологии/антропологии. Систематическое применение опыта исследователей-этнологов для широких просветительских задач, в первую очередь, для содействия подготовке новых поколений профессиональных этнологов (социальных/культурных антропологов) в высших учебных заведениях страны.

– подготовка и издание фундаментальных трудов по истории отечественной этнологии и антропологии;
– выпуски книжной серии «Этнографическая библиотека», которая призвана знакомить широкие круги читателей с трудами российских и зарубежных ученых, внесших существенный вклад в развитие этнографической науки;
– разработка учебных курсов и программ, ориентированных на широкое просвещение населения об этнокультурной и религиозной сложности России и пропаганду терпимого отношения к многокультурности;
– разработка новых образовательных программ для всех ступеней образования;
– совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса, создание тематических учебных пособий;
– проведение научных конференций, симпозиумов, «летних школ».

104. Изучение эволюции человека, обществ и цивилизаций, человек в истории и история повседневности, ретроспективный анализ форм и содержания взаимоотношений власти и общества

Исследование закономерностей формирования разнообразия человечества в процессе его эволюции в древности и на современном этапе. Изучение феномена взаимодействия человека и человеческих общностей с природной средой; исторической динамики антропогенных систем жизнеобеспечения.

– создание теоретических разработок по проблемам эволюции человека от древнейших представителей рода Homo до становления современных таксонов;
– выявление векторов макро- и микроэволюционных изменений репродуктивных показателей в современных группах населения на территории РФ;
– создание информационной базы по расо-этногенетическим и дерматоглифическим признакам для анализа различных групп ойкумены;
– разработка интегративно-антропологических подходов в разных системах антропологических признаков;
– компьютерное моделирование человеческого организма и человеческих популяций как целостных систем. Трехмерное моделирование элементов функциональных систем;
– разработка 3D прогностической компьютерной программы восстановления лица по черепу, морфологических структур черепа, скелета, головы и тела человека;
– создание компьютерных модулей для 3D моделирования и идентификации лица на основе черепа;
– создание антропологических каталогов (антропологическая реконструкция);
– анализ комплекса генов-кандидатов агрессии и прогнозирование вероятности агрессивных действий на индивидуальном уровне с учетом социального и культурного контекста в современном мегаполисе, сельской местности (Россия) и в условиях традиционных обществ с разным хозяйственным типом.
– проведение научных конференций, симпозиумов, «летних школ».