21.06.22
Заседание Среднеазиатско-Кавказского семинара
Уважаемые коллеги!
Во вторник, 21 июня 2022 г., в 14:00 состоится заседание Среднеазиатско-Кавказского семинара ИЭА РАН. Доклад «Кибермуджтахиды» для «киберуммы?» представит Эрик Мусаевич Сеитов — стажер-исследователь Центра азиатских и тихоокеанских исследований Института этнологии и антропологии РАН.
Заседание пройдет в смешанном формате: докладчик будет выступать в зале заседаний ИЭА РАН на 18 этаже, подключиться можно и по Zoom.
В настоящее время киберпространство стало неотъемлемой частью повседневности, пронизав все сферы жизни. Подобное можно сказать и в отношении религии, ее институтов, сообществ верующих, в том числе и последователей ислама. С упрощением доступа к интернет-пространству можно констатировать, что мусульманские сообщества превращаются в киберуммы, объединенные, к примеру, вокруг харизматичных лидеров – интернет-проповедников (мусульманских ученых, шиитских марджа, суфийских шейхов и др.). Подобное явление затронуло и российские реалии: ближе к концу 2000-х в интернет-среде стали появляться ресурсы с мусульманской (суннитской) тематикой (как «региональные», выступающие с позиций своих регионов: Северный Кавказ или Поволжье, так и общероссийские или охватывающие постсоветское пространство). Главное, что их объединяло, – активное использование русского языка в качестве основного языка киберислама.
Как ответ на активность суннитских русскоязычных ресурсов в начале 2010-х гг. стали интенсивно развиваться и шиитские (имамитские) интернет-ресурсы. Во главе этого процесса встали «кибермуджтахиды» (люди, получившие образование в религиозных семинариях, обладающие нужными знаниями и правом прояснять и уточнять шариатские законы и религиозные предписания). Их деятельность во многом способствовала как росту знаний у шиитов, так и обращению в шиизм-имамизм людей из различных культурных сред в постсоветский период. Шиизм был во многом обособлен от мусульманского поля в России ввиду немногочисленности его последователей здесь. Основные религиозные центры шиитов-имамитов находятся за пределами РФ (как в иракском Наджафе или иранском Куме), а на территории России шииты представлены главным образом мигрантами (в основном выходцами из Азербайджана).
В докладе будут рассмотрены следующие вопросы:
— история и становление русскоязычного шиитского интернет-пространства как отражение процессов, происходящих в «шиитском мире»;
— роль и статус русскоязычных шиитских «кибермуджтахидов»;
— их влияние на русскоязычные постсоветские шиитские общины.
И главный вопрос: является ли деятельность «кибермуджтахидов» попыткой преодолеть «этнические» и культурные границы, которые разделяют шиитские сообщества на постсоветском пространстве, и создать большую трансграничную шиитскую умму посредством использования русского языка.
Ссылку для подключения к zoom-конференции можно получить, написав на почту social@iea.ras.ru