27.09.22
Семинар по антропологии искусства
Во вторник, 27 сентября, в 12:00 состоится очередной семинар по антропологии искусства. Мероприятие пройдёт в формате zoom-конференции.
Семинар проводится Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН совместно с факультетом искусств МГУ им. М.В. Ломоносова и Московской художественно-промышленной академией им. С.Г. Строганова.
Тема семинара: «Исторические традиции и источники нового искусства и дизайна Тюмени»
С докладом выступит кандидат искусствоведения, профессор по кафедре средового дизайна, преподаватель Уральского государственного архитектурно-художественного университета, академик и член президиума Национальной академии дизайна, заслуженный деятель искусств России Геннадий Васильевич Вершинин.
Аннотация к семинару:
«Тюменская школа искусств и дизайна, которую ещё называют школой «нового искусства и дизайна», создавалась с 1974 г. долго и осторожно. Помимо универсалистских языков функционализма, модерна и других явлений, важным стал дух и суть старой русской культуры, её сущностных элементов, о которых в своё время говорил В.М. Василенко вслед за Б.А. Рыбаковым.
Теория дизайна методом пробы формировалась в России в 1950-х – 1970-х годах. Но стройный вид приобрела в 1979 г., после предпринятого Королевским колледжем искусств исследования культур. После публикации профессором Брюсом Арчером доклада «Третья культура», после аналитических работ В.Ф. Сидоренко можно говорить о появлении теоретической матрицы. Б. Арчер определил дизайн как «совокупный опыт материальной культуры и совокупный массив знаний, навыков и ценностей, воплощенный в искусстве планирования, изобретения, формообразования и исполнения», а также как третью культуру наряду с гуманитарной культурой и наукой.
В.Ф. Сидоренко на основе доклада Арчера выстроил внятную, пригодную для дискуссии и применения концепцию трёх культур, описывающую их предмет, методы, ценности.
Когда появился живой интерес к дизайну, оказалось, что тюменские дизайнерские работы «художественны» среди работ, опиравшихся на жёсткую функциональность и утилитаризм, либо среди решений, не регламентирующихся никакими правилами профессиональной культуры.
Как отмечали критики, для «нового» искусства и «нового дизайна» генетическими приметами становились свобода ориентации во времени, когда любая историческая эпоха одинаково интересна и любые приёмы поэтики могут использоваться по принципу соответствия».
Приглашаем к творческому обсуждению!
Руководители семинара:
Людмила Ивановна Миссонова (ИЭА РАН), Владимир Борисович Кошаев (МГУ)
Ссылку для подключения к zoom-конференции можно получить, написав на почту social@iea.ras.ru.