28.03.2024

20.10.22
Заседание Среднеазиатско-Кавказского семинара

 
Уважаемые коллеги! В четверг, 20 октября 2022 г., в 15:00 в смешанном формате (в зале заседаний ИЭА РАН на 18 этаже и в Zoom) состоится заседание Среднеазиатско-Кавказского семинара ИЭА РАН.

Доклад «Письменные амулеты как домашние святые в сельской Армении» представит Наталья Владиславовна Крюкова, младший научный сотрудник отдела Кавказа ИЭА РАН.

Аннотация

В ряде областей сельской Армении повседневная религиозная жизнь протекает не в церквях, а в сурбах – молельнях, часовенках и домашних святилищах. Сурб – в переводе с армянского «святой» — это комплексное понятие, которым верующие обозначают и святого, и пространство его почитания. Сурбами могут быть действующие или разрушенные церковные и монастырские постройки, книги, хачкары, родники, деревья, камни. Сурб – не ассоциированный с христианским святым предмет, несущий на себе печать его святости и божественной благодати, как принято в традиционном христианском культе святых, а сам святой. Обустройство сурбов и паломничество к почитаемым локальным святыням – наиболее распространенные формы духовной жизни сельских жителей. Наличие в семье реликвии – повод для создания домашнего святилища и поклонения тан-сурбу – святому дома. Святым дома может быть любая материальная форма, почитаемая сельчанами как сакральная. Очень часто в качестве тан-сурбов выступают первопечатные или рукописные книги. В отдельный класс можно выделить рукописные амулеты или так называемые «магические сборники». Рукописные амулеты, hmayil – украшенные изображениями многометровые свитки, предназначенные для личного пользования и содержащие молитвы, выдержки из Евангелий и житий библейских святых, а также заговоры, магические формулы для защиты от дурного глаза и злых духов. Амулеты в форме кодексов axtarq являются продолжением древней астрологической и магической традиции, связанной с греко-римским наследием в армянской культуре. Практика заказывать и использовать письменные амулеты возникла, вероятно, в период раннего Средневековья, а особенно популярной стала в XV – XVIII вв. До наших дней дошло значительное число письменных амулетов. Они продолжают храниться в частных домах и выступают в качестве почитаемых семейных тан-сурбов.

Чтобы получить ссылку для подключения к zoom-конференции, обращайтесь, пожалуйста, к С.А. Орешину oreshin12345@yandex.ru

Руководители Среднеазиатско-Кавказского семинара:
к.и.н., с.н.с. группы Средней Азии ЦАТИ ИЭА РАН Ольга Ильинична Брусина
к.и.н., с.н.с. отдела Кавказа ИЭА РАН Любовь Тимофеевна Соловьева
Секретарь:
к.и.н., н.с. отдела Кавказа ИЭА РАН Сергей Александрович Орешин
Oreshin12345@yandex.ru