Центральный федеральный округ


Материал: дерево
Московская область, Центральный федеральный округ
В XVII веке в окрестностях Троице-Сергиевой Лавры возникли села и деревни, жители которых занялись игрушечным промыслом. Среди них деревня Богородское прославилась деревянными игрушками.
К середине XIX в. деревня Богородское стала центром по изготовлению резных игрушек из дерева.
Игрушку в Богородском резали семьями, навыки передавались из поколения в поколение. Среди десятков семей выделяются творческие династии Зининых, Барашковых, Барденковых, Бобловкиных, Ерошкиных, Прониных, Пучковых, Стуловых, Чушкиных, Шишкиных, Устратовых.
Для промысла характерны два вида изделий: игрушки с движением и игрушки-скульптуры.
Персонажи движущихся игрушек танцуют, играют на музыкальных инструментах, готовят еду, мастерят…
Сейчас игрушку изготавливает ЗАО «Богородская фабрика художественной резьбы по дереву», которая продолжает традиции богородского народного художественного промысла.

Материалы: дерево, металл
г. Тула, Тульская область, Центральный федеральный округ
Гармонь-хромка — это русский двухрядный кнопочный инструмент, который получил своё название из-за добавления хроматических (полутоновых) звуков к диатонической системе, что позволило играть мелодии в разных тональностях. Она стала популярной благодаря своей способности исполнять «любой местный наигрыш» и вытеснила другие типы гармоней, став практически стандартным инструментом в России. Громкое, пронзительное и одновременно задорное звучание «хромки» идеально вписалось в быт русских и смогло подчеркнуть народный колорит. Наигрыши на гармони стали неотъемлемой частью любого русского деревенского празднества. Её звучание помогает хлёстко исполнять частушки и протяжно и лирично сопровождать задушевные песни.

Тверская область, Центральный федеральный округ
В традиционных обществах подковы украшали кованым рисунком, характерным для конкретного мастера, семьи или села.
На выставке представлена подкова для сапог тверских карел. Подкова для обуви служила для защиты подошвы от быстрого износа. Она крепилась к кожаным «колодкам» и представляла собой металлическую скобу, защищающую набитые кусочки кожи от истирания. Устанавливалась в местах, где подошва подвергалась особой нагрузке (прежде всего на пятке). Изготавливали такие подковы сельские кузнецы.

Материалы: холст, кумач, хлопчатобумажные нити
Тверская область, Центральный федеральный округ
Образ водоплавающих и лесных птиц — один из основных сюжетных мотивов в финно-угорской мифологии и декоративно-прикладном искусстве. Птицы, особенно водоплавающие, по представлениям человека традиционной культуры, обладали высоким сакральным статусом, поскольку могли свободно существовать в трёх стихиях: в воздухе, на земле и в воде. Умение летать в мифологическом восприятии наделяло их божественным даром общаться с небесами, быть связующим звеном между богом и человеком. Вышитые изображения украшали повседневный и праздничный костюмы, а также предметы интерьера тверских карел. Птицы присутствовали в композициях с антропоморфными фигурами, дополняли изображения коней и растительный орнамент. Орнитоморфные элементы вышивки могли составлять и самостоятельные узоры в разных композициях: в виде ряда, где птицы ритмично следуют друг за другом, либо повернуты друг к другу и соприкасаются клювами или хвостами. Также на полотенцах часто встречались единичные крупные фигуры птиц. Шитьё выполнялось по холсту или кумачу шёлковыми, шерстяными или металлическими нитями в разных техниках: росписи, набора, тамбура, косой стежки и др.

Самовар жаровой на дровах «Банка». Материалы: медь
г. Тула, Тульская область, Центральный федеральный округ
Самовар занимает значимое место в культуре русского народа, являясь символом гостеприимства и домашнего уюта. Самовар не просто предмет быта, а часть национальной культуры, связанной с традициями чаепития, которые передаются из поколения в поколение. Чай из самовара — неотъемлемая часть праздников, семейных встреч и обыденной жизни. Гостеприимство является важной характеристикой русского народа, и самовар часто используется для угощения гостей, демонстрируя радушие хозяев. Многие семьи бережно хранят старинные самовары, передавая их из поколения в поколение, как ценные семейные реликвии.

Мужской головной убор касимовских татар. Материалы: сукно, хлопчатобумажные нити, хлопчатобумажная ткань (для подкладки)
г. Касимов, Рязанская область, Центральный федеральный округ
Тюбетейка — традиционный головной убор тюркских народов. Тюбетейки изготавливали из бархата, шёлка, сатина, ситца, парчи и сукна, а также из более простых материалов, таких как хлопок или фетр. Для мужских тюбетеек чаще использовали тёмные однотонные ткани, такие как чёрный бархат или сатин, а женские тюбетейки были более яркими и изготавливались из дорогих тканей, таких как шёлк, бархат и парча. Бархат для мужских и для женских тюбетеек часто расшивался золотой или серебряной канителью, а также бисером и жемчугом. Шёлк, применявшийся для изготовления женских тюбетеек, часто украшался бисером, стеклярусом и металлическими накладками. Парча применялась для самых дорогих и нарядных тюбетеек, особенно в XVIII–XIX вв. Более простые ткани: ситец, хлопок, фетр — использовались для повседневных тюбетеек или в качестве основы.

Мордовская обрядовая свеча штатол в ковше-братине. Материалы: дерево, воск
Московская область и Рязанская область, Центральный федеральный округ
Штатол — ритуальная свеча из воска, часто на деревянном подсвечнике, используемая в традиционных мордовских (эрзянских) обрядах. Эти свечи, называемые также «свечами предков», играют важную роль в молениях и ритуалах, символизируя связь с божествами и предками. Штатол изготавливается из воска и устанавливается на специальный украшенный деревянный сосуд.
Материал: фарфор
Московская область, Центральный федеральный округ
Гжельский регион стал керамическим благодаря большим залежам всевозможных глин.
М. В. Ломоносов писал: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… которой нигде не видал я белизною превосходнее». Первый русский фарфор Д. И. Виноградов сделал в Санкт-Петербурге именно из гжельских глин.
Гончарное дело стало основным занятием гжельцев уже в XVIII в.: изготавливали кирпичи, изразцы, посуду и детские игрушки, снабжая всем этим Москву.
В середине XVIII века к Гжели пришла слава как к месту, где производится майолика с многоцветной росписью по белому фону. В росписи использовали пять цветов: жёлтый, зелёный, синий, белый и лилово-коричневый.
В 1810 г. в Гжели появился первый фарфоровый завод. Наивысший расцвет производства фарфора в Гжели — 40-е годы XIX в. Крупные заводы были у Храпуновых, Сафронова, Бармина, Козлова, Дунашовых и, конечно, у Кузнецовых.
В середине XIX в. производства стали приходить в упадок. Основная причина — почти полная вырубка лесов — основного топлива для обжига.
После Революции 1917 г. предприятия переключились на производство технического фарфора для электротехнической отрасли. А искусство гжельского промысла фактически было предано забвению.
Возрождение художественной гжели началось в 1940-1950х годах и связано с именами искусствоведа Салтыкова и московской художницы Бессарабовой.
Сейчас в Гжели работают несколько крупных предприятий (самое большое из которых АО «Гжельский фарфоровый завод») и несколько десятков частных мастеров.
Материал: металл
Московская область, Центральный федеральный округ
Жостовский букет — один из самых ярких символов современного народного искусства. Каждое изделие уникально, расписано вручную и демонстрирует индивидуальный стиль автора. Произведения, созданные жостовскими мастерами еще в первой половине XIX века, хранятся в Эрмитаже, Русском музее, Государственной Третьяковской галерее и других фондах, а также в многочисленных частных коллекциях по всему миру.
В 2025 г. жостовскому промыслу исполнилось 200 лет. В 1825 г. братья Вишняковы основали свои мастерские. В 1839 г. на Петербургской выставке мануфактурных изделий впервые упоминаются расписные металлические подносы Вишняковых.
В 1922–1928 гг. создаются трудовые артели, которые позже объединяются в артель «Металлоподнос» в Жостово. В 1960 г. артель «Металлоподнос» преобразовывается в Жостовскую фабрику декоративной росписи.
В 1993 г. издан Указ Президента РФ о включении Жостовской фабрики в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.
Жостовская фабрика активно работает над популяризацией и развитием промысла, принимая участие в отраслевых и тематических выставках; реализует успешные совместные проекты с известными дизайнерами.

Костромская губерния, XIX век
Материалы: браное ткачество льняными и хлопчатобумажными нитями, кумач, кружево, вязаное хлопчатобумажными нитями крючком
Костромская область, Центральный федеральный округ
Русское браное ткачество — старинная ручная техника создания узорчатых тканей. Браное ткачество выполняется на ручном ткацком станке. Орнамент формируется при помощи специальной дощечки-бральницы с заострённым концом. Мастерица «выбирает» нити основы, поднимая или опуская их, и проводит узорную уточную нить от кромки до кромки.
Техника переплетения утка (поперечных нитей) и основы диктовала геометрический характер тканых орнаментов. Большинство из них построены на вариациях ромба и его производных. Но благодаря различной технике ткачества, фактуре нитей, масштабам узоров и композиций, цветовому решению каждого рисунка орнаменты приобретали неповторимый художественный облик. Торжественностью и строгим сочетанием красного с белым отличаются многие ткани Архангельской, Олонецкой, Вологодской и Костромской губерний.
Сложные браные геометрические узоры исторически использовались для украшения полотенец, скатертей, одежды и других предметов быта. Полотенца, выполненные в этой технике, обладают уникальной плотностью по основе. На браной ткани узор обычно зеркально отражается на оборотной стороне, там, где нить утка прошла под нитью основы.
Создание тканей в технике браного ткачества не выходило на уровень промысла, ткали для себя. Ткачество, как и вышивание, традиционно рассматривалось как дело богоугодное, которому следует посвящать досуг.
Материал: шерсть
Московская область, Центральный федеральный округ
Среди известных всему миру уникальных изделий, составляющих гордость и славу России, особое место занимают платки и шали из старинного города Павловский Посад.
Знаменитый павловопосадский платок — популярный аксессуар, украшающий женщин всего мира более 200 лет. Это отличное исконно русское дополнение к любым нарядам — как в народном стиле, так и ультрамодном.
Платки появились в гардеробе модниц в XVII в. и стали излюбленным украшением одежды состоятельных купчих.
Знаменитые орнаменты возникли из повседневного крестьянского быта: здесь и цветы, и резные узоры наличников и прялок, и домотканая вышивка, и элементы иконописи.
Массовое производство набивных и узорных платков началось в XVIII–XIX веках. Основу будущего промышленного производства заложили крестьянские хозяйства. В них располагались ручные ткацкие станки, использовались красильни. На замену ручному производству пришли паровые двигатели и ситценабивные машины. Ручное золотое шитье стали воспроизводить на жаккардовом станке для узорного ткачества, а затем стали окрашивать ткани. Вскоре русские платки и шали попали на международные выставки, где завоевали славу и популярность.
С 1795 г. и по сей день один из самых знаменитых русских аксессуаров создается на Павловопосадской платочной мануфактуре в Московской обл. Создание каждого нового платка занимает около трёх месяцев.
Признанием высокой художественной и культурной ценности изделий является тот факт, что предприятию «Павловопосадская платочная мануфактура» придан статус народного художественного промысла России.
Материал: папье-маше
Ивановская область, Центральный федеральный округ
Палехская миниатюра известна на весь мир и существует почти сто лет.
Но на самом деле этой художественной традиции несколько веков. Палех стал центром иконописного промысла еще в XVII в. Палешане занимались не только иконописью, но и монументальной живописью: принимали участие в росписи Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.
После революции художники Палеха не имели возможности продолжать иконописный промысел. Они объединились в Палехскую художественную декоративную артель, главным направлением деятельности которой стала роспись по дереву, а также папье-маше. Мастера расписывали ларцы, шкатулки, чайницы, табакерки и пудреницы.
Стиль палехской живописи имеет ряд особенностей, а именно: плавность, тонкость рисунка, черный или темный фон, большое количество штриховки, выполненной золотым цветом, четкость, вычерченность силуэта упрощенных фигур. Типичные сюжеты позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Декоративные пейзаж и архитектура, изящность вытянутых пропорций фигур, динамичное сочетание красного, жёлтого и зелёного цветов, — все в изделиях с палехской миниатюрой восходит к древнерусским традициям, а потому так близко и дорого русскому сердцу.
Материал: глина
Тульская область, Центральный федеральный округ
Гончарным делом в деревне Филимоново Тульской обл. занимались с XVI в. Мужчины создавали глиняную посуду, кирпичи, печные трубы.
Игрушки традиционно лепили только женщины. Их изготавливали из остатков материала, которые не годились для крупных изделий.
Все филимоновские игрушки были свистульками. Чаще всего мастера изображали людей и животных, иногда лепили композиции из нескольких фигур.
Для росписи филимоновских игрушек использовали всего три цвета — жёлтый, красно-малиновый и зелёный.
К середине XIX в. филимоновские игрушки стали популярны не только в Тульской губ., но и в других регионах. Однако после революции промысел стал угасать: в деревне осталось всего несколько женщин, которые продолжали им заниматься. В 1960-х годах эти мастерицы научили своему ремеслу нескольких искусствоведов и коллекционеров. Затем народным техникам обучили молодых художников, и к 1980-м годам искусство филимоновской игрушки окончательно возродилось.
В 2009 г. недалеко от деревни Филимоново, в городе Одоеве, открылся единственный в России Музей филимоновской игрушки.
С 2013 г. в Одоеве проводится фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки «Сказки деда Филимона». Мастера из разных концов страны привозят традиционные игрушки своих регионов и авторскую керамику. Кроме глиняных изделий на выставках и ярмарках гости фестиваля могут увидеть и купить кружева, национальные костюмы, сладости по старинным рецептам.






