Уральский федеральный округ

Кисы

Кисы, пимы — традиционная обувь оленеводов Западной Сибири. Материалы: оленья шкура, нити шёлковые (покупные)

Тюменская область, Уральский федеральный округ

Традиционная зимняя обувь коренных народов Западной Сибири (ненцы, ханты, манси), сшитая из камусов — шкур с голени оленя. Ворс у такой шкуры достаточно жесткий и не впитывает влагу. Подошва — из щеток (часть шкуры между копыт оленя с жестким волосом, к которому не прилипает снег). Кисы могут украшаться меховой мозаикой, орнаментальными полосками с чередованием темных и светлых полос. Часто для конструктивных швов применяется разноцветное сукно. Верх мужских кисов привязывается к кольцам на поясе меховых штанов с помощью специальных ремешков. Они также подвязываются под коленом ремешком или шнурком, сплетенным из цветных ниток. Внешне женская обувь отличается от мужской меньшей высотой и наличием украшений. В настоящее время такой вид обуви отражает культуру и традиции народов Севера, в частности, через использование специфических материалов и украшений.

Женская сумка

Женская сумка для хранения предметов рукоделия у народов Западной Сибири: ненцев, хантов, манси. Материал: олений мех, кожа, сукно

Ханты-Мансийский АО, Уральский федеральный округ

Изготовление женских сумок — особый вид прикладного творчества коренных народов Западной Сибири. У ненцев и северных групп обских угров (ханты и манси) бытовали сумочки тутчан.  В них хранились принадлежности для рукоделия: кусочки меха, полоски цветного сукна, орнаментальные заготовки, сухожильные нитки и другие мелочи. Верхняя часть такой сумки делалась из ровдуги и стягивалась кожаным ремешком, нижняя — более жесткая по конструкции, выполнялась обычно из шкурки, снятой с головы оленя. Сумки богато украшались в технике мозаики из светлого и темного меха. Дополнительным украшением могла быть бахрома из ровдуги, к которой прикрепляли пуговицы, монеты, другие металлические предметы. Сбоку, вверху, пришивался суконный или меховой игольник. Тутчан играл важную роль в традиционном свадебном обряде. В настоящее время такие сумки продолжают использоваться в быту ненецких и обско-угорских оленеводов.

Санквылтап

Санквылтап (манс.), нарс-юх (хантыйск) — традиционный музыкальный инструмент обских угров (хантов и манси). Материал: дерево, медь

Ханты-Мансийский АО, Уральский федеральный округ

Санквылтап (нарс-юх по-хантыйски) представляет собой традиционный щипковый музыкальный инструмент обских угров, аналогичный цитре. Подобные инструменты встречаются в культуре многих других народов Евразии, что говорит о тесных взаимосвязях с ними предков современных хантов и манси. Основной корпус инструмента выдалбливали из цельного комля (осина, кедр, ель), придавая ему форму рыбы или лодки. Дека изготовлялась из цельной дощечки аналогичного материала. Струны изготовляли из сухожилий оленя. В настоящее время струны этого музыкального инструмента могут быть и медными. Игра на санквылтапе была неотъемлемой частью обрядов и ритуалов Медвежьего праздника, что говорит о сакральных функциях инструмента в традиционной культуре обских угров. Сейчас исполнение музыкальных композиций на санквылтапе (нарс-юхе) могут являться частью репертуара народных мансийских или хантыйских ансамблей. 

Сурэкэ

Сурэкэ

Сурэкэ — традиционный головной убор замужних женщин в традиционной культуре нагайбаков. Материалы: атлас, парча, золотое плетение 

Челябинская область, Уральский федеральный округ

Сурэкэ в традиционной культуре нагайбаков представляет собой головной убор замужней женщины. Появление этого головного убора у предков нагайбаков, «служилых новокрещён» и «старокрещёных татар», специалисты связывают с принятием ими православия в XVI–XVII вв. Соответственно, происхождение этого головного убора связывают с русской сорокой, традиционным головным убором замужних женщин, характерным для центральных областей европейской России. Аналогичный головной убор встречается и у некоторых других народов Урало-Поволжья, исповедующих православие: кряшен, мордвы, отдельных групп марийцев.  

Калфак

Калфак

«Калфак» (тат.) — традиционный девичий головной убор. Материалы: бархат, золотая или серебряная нить, бисер, жемчуг 

Челябинская область, Уральский федеральный округ

Калфак — в традиционной культуре татар Урала, Поволжья и Западной Сибири представляет собой девичий головной убор. Являлся в прошлом неотъемлемой частью гардероба молодой незамужней женщины. Калфак имеет широкие аналогии в костюме других тюркских и, отчасти, финно-угорских народов Евразии. Подобный девичий головной убор характерен для традиционной культуры ногайцев, западных башкир, кряшен, а также южных удмуртов. Шился вручную из покупных дорогих тканей (бархат) и украшался золотой или серебряной вышивкой, а также бисером, жемчугом по лицевой стороне. Если в более ранее время калфаки шились объемными и довольно увесистыми, то к началу XX в. в быт городского татарского населения входят калфаки скорее миниатюрных размеров, закреплявшиеся к волосам с помощью булавки. 

Башкирский нагрудник

Башкирский нагрудник

Нагрудник (башк. «селтэр», «яга») — традиционное женское украшения башкир Южного Урала и Зауралья. Материалы: льняная ткань, коралловые бусы, бисер, серебряные царские и советские монеты 

Курганская область, Уральский федеральный округ

Нагрудник («селтэр», «яга») в традиционной башкирской культуре являлся неотъемлемой частью праздничного костюма замужней женщины. По форме и декору нагрудника можно было легко узнать к какому башкирскому племени или же территориальной группе принадлежит женщина. Считалось, что красные коралловые бусы и раковины-каури, украшавшие нагрудник, служили своего рода оберегом для женщины и приносили удачу. Подобные башкирскому женские нагрудники широко представлены в культуре народов, населяющих Урало-Поволжье: татар, марийцев, чувашей, удмуртов. Башкирские нагрудники на их фоне отличаются обилием красных бус и кораллов, бисерного плетения. В настоящее время такого рода нагрудники изготовляются для костюмов, использующихся ансамблями народной самодеятельности, артистами театральной и эстрадной сцены. 

Резьба по камню

Резьба по камню

«Хозяин» — скульптурная мозаика из поделочных камней. Материалы: малахит, латунь

Уральский федеральный округ

Ювелирные изделия из самоцветов являются неотъемлемой частью культурного наследия Уральского региона, богатого производственными традициями, достигавших уровня высокого мастерства, что выражалось в произведениях прикладного искусства. Произведения уральских мастеров-ювелиров отличались мировым уровнем художественного и технического исполнения. Созданные ими предметы интерьера, повседневного быта, декоративные украшения, становились настоящими шедеврами прикладного искусства. Они высоко ценились не только на территории России, но и в странах зарубежной Европы. 

Украшение из бисера

Украшение из бисера 

Мевлсак и турлопс (хант.), пальсак или магыллопс, турлопс (манс.) — традиционные бисерные украшения хантов и манси. Материалы: бисер, шелковая нить, леска 

Ханты-Мансийский АО, Уральский федеральный округ

Наиболее распространёнными являются два типа женских нагрудников: мевлсак и турлопс (хант.), пальсак или магыллопс, турлопс (манс.). Первый тип традиционных украшений — две ажурные полосы из бисера, спускавшиеся на грудь и скреплённые на шее сухожильными или крапивными нитями. К концам полос крепились короткие низки бисера, либо небольшие круглые штампованные подвески, кольца, бусы, бубенчики. Спереди полосы соединялись узкой перемычкой из бисера. Традиционные украшения второго типа — бисерная сетка полукруглой формы. Всё это могло прикрепляться к ажурной сетке с нанизанным бисером, которая подвязывалась на шею. Использовались орнаментальные мотивы в виде стилизованных птиц, оленьих рогов. Подобные украшения имеют широкую аналогию с традиционными украшениями других народов России. 

Курай

Курай

Курай — башкирский духовой музыкальный инструмент, имеющий вид продольной флейты. Материалы: дерево

 Уральский федеральный округ

Курай традиционно изготавливается из прямого и высушенного стебля реброплодника уральского. В инструменте пять отверстий, четыре из которых находятся на лицевой стороне, одно — на тыльной.  Исполнителей музыкального фольклора на этом инструменте называют кураистами. Первые этнографические описания курая представлены в описаниях участников Академических экспедиций XVIII в. П.С. Палласа, И.И. Лепехина, И.И. Георги. Курай упоминается в фольклоре тюркских народов Поволжья, например, в башкирском эпосе «Акбузат».