Дальневосточный федеральный округ

Берестяные изделия

Материалы: береста

Хабаровский край и Амурская область, Дальневосточный федеральный округ

Берестяные изделия нанайцев представляют собой уникальную часть материальной культуры коренного населения Дальнего Востока России. Использование бересты — одного из самых доступных и прочных природных материалов региона — позволило создавать функциональные и декоративные предметы: корзины, коробки, шкатулки и другие изделия. Традиционные технологии обработки включают аккуратную резьбу, плетение и узорчатое декорирование, отражающее символику и эстетические предпочтения нанайского народа. Изделия использовались в быту и обрядах, демонстрируя связь с природой и ремесленные традиции. 

Головной убор удэгейцев (богдо и помпо)

Материалы: кожа, мех, ткань

Приморский край, Дальневосточный федеральный округ

Удэгейский зимний мужской головной убор охотника.  Состоит из круглой шапочки (богдо) с кистью из собольего или беличьего хвоста и шлемовидного покрывала (помпо). Помпо делали из белой материи с вышивкой. Такая накидка предохраняет от снега зимой и от комаров летом. Головной убор отражает культуру народа, в частности, традиции, связанные с хозяйственной деятельностью.

Чукотско-эскимосская косторезная скульптура

Материалы: клык моржа/китовая кость, ручная резьба по кости/клыку, традиционные инструменты, гравировка

Чукотский автономный округ, Дальневосточный федеральный округ 

Чукотско-эскимосские косторезные фигурки — это лаконичные, выразительные миниатюры, резьба которых вдохновлена жизнью северных охотников и природой Арктики. Изготовленные вручную из бивня моржа или кости кита, они изображают животных (тюленя, мамонта), мифических существ или сцены из повседневной жизни.

Ӄэпыл
 

Традиционный чукотский мяч. Материалы: выделанная кожа (оленья или тюленья), мох / шерсть / птичий пух (набивка), шерстяные или хлопчатобумажные нити

Чукотский автономный округ, Дальневосточный федеральный округ 

Традиционный чукотский мяч, ӄэпыл, символизирует солнце или другие небесные тела благодаря своей шарообразной форме, напоминающей движение небесных светил.  Ӄэпыл часто украшается солярными символами, отражая древние космологические представления и мифы о сотворении мира. Этот мяч играл важную роль в ритуалах и играх, а сейчас является значимым элементом культурной самобытности народов Чукотки. 

Ульчские наушники
 

Автор: Л.В. Куйсали

Материалы: мех, сукно, вышивка

Хабаровский край, Дальневосточный федеральный округ

Мужчины ульчи носили маленькие охотничьи шапочки порогдо, размером с тюбетейку. Верх шапочки шили обычно из камусов соболя, лисицы, оленя. К нему пришивали орнаментированные полосы ровдуги и выдровую опушку. С такими шапочками они носили отдельно надеваемые наушники дява. Под охотничью шапочку надевали шлем из белой ткани, который защищал шею охотника от холода, снега и ветра. Как и другие элементы традиционной ульчской одежды, головные уборы богато украшались различными узорами, цвета ниток были всегда очень яркие. 

Папаха

Материалы: каракуль

Амурский край, Дальневосточный федеральный округ

Каракулевая папаха — мужской головной убор, распространённый у многих народов. Символ мужества и чести, маркер социального статуса мужчины. В Сибирском казачьем войске папахи служили обязательным предметом обмундирования. Каждый уважающий себя казак имел не меньше трёх папах: повседневная, для торжественных случаев, для свадьбы.

Jōдопу
 

Ритуальный музыкальный инструмент («погремушка»). Материалы: рыбья кожа, дерево, высушенные рыбьи позвонки (или бобы/горошины)

Сахалинская область, Дальневосточный федеральный округ

Jōдопу — уильтинский шаманский «музыкальный» инструмент из рыбьей кожи, натянутой на каркас. Внутрь инструмента помещали бобы/горошины или позвонки рыбы, которые при встряхивании издавали звук. Музыкальная культура уильта — тунгусо-маньчжурского малочисленного народа о. Сахалин объединяет вокальные и инструментальные жанры. Обрядовые вокальные жанры включают в себя, в частности, пение шаманов, которое сопровождалось игрой на музыкальных инструментах (бубне, погремушках), танцами с активными движениями тела, кружениями. В конце XX – начале XXI в. jōдопу широко используется этническими музыкально-танцевальными коллективами в качестве женского музыкального инструмента при проведении праздничных традиционных народных обрядов (например, кормления духа моря для проведения успешной сезонной рыбалки), а также в сценических постановках на фольклорные и современные гражданские патриотические сюжеты.

Рукавицы (нанайцы, нивхи, удэгейцы)

Материалы: замша, шерсть, мех, цветные нитки

Дальневосточный федеральный округ 

Рукавицы — необходимый элемент зимнего костюма народов Дальнего Востока. Их шили из ткани на вате, из ровдуги, из меха, из рыбьей кожи (последние носили чаще как чехол, защищавший от изнашивания). Женские рукавицы обычно отличались от мужских размерами и формой обшлага: у мужчин они имели раструб (расширение) и были длинными, у женщин обшлага были короче и имели прямую форму. 

Промысловые мужские рукавицы (удэгейцы) содержали широкий разрез у большого пальца, в который свободно проходила рука и можно было сделать выстрел, не снимая рукавиц. Тканевые и ровдужные рукавицы орнаментировали вышивкой или аппликацией на тыльной стороне и на большом пальце, а обшлага либо орнаментировали отдельно, либо украшали только разноцветными полосками тканей. Меховые рукавицы украшали меховой мозаикой (особенно нивхи). Уникальную традицию работы с рыбьей кожей и мехом демонстрируют представленные в экспозиции нанайские рукавицы (автор: В.В. Бельды).

Рушник

Материалы: лён/хлопок, нитки хлопчатобумажные или шерстяные для вышивки

Амурская область, Дальневосточный федеральный округ

Рушник — традиционное полотенце, широко использовавшееся в культуре славянского населения Сибири и Дальнего Востока. Особенностью сибирских рушников является использование насыщенных красных и тёмных тонов в вышивке, а также включение в орнаменты стилизованных растительных и геометрических мотивов, характерных для местных культур (например, мотивы хвойных деревьев, цветов и символов солнца). Использовались свадебных обрядах, праздниках, а также как предметы повседневного быта и украшения интерьера. Изготовление рушников было не только ремеслом, но и важным элементом передачи культурных традиций из поколения в поколение. 

Изделия из рыбьей кожи

Материалы: рыбья кожа, натуральные нити и краски

Хабаровский край и Амурская область, Дальневосточный федеральный округ

Изделия из рыбьей кожи занимают важное место в традиционной культуре коренных народов Дальнего Востока России. Рыбья кожа отличается прочностью и гибкостью, что делало её идеальным материалом для изготовления одежды, обуви, сумок и других предметов. Традиционные методы выделки и обработки включают тщательную очистку, смягчение и сшивание кожи, а также украшение декоративными узорами. Такие изделия использовались в быту и ритуалах, отражая связь этих народов с природой и их мастерство работы с природными материалами. 

Снеговые очки

Материалы: дерево, кость, рог

Арктические регионы России 

Снеговые очки — традиционное средство защиты глаз коренных народов Арктики, включая эскимосов (инуитов). Изготовленные из дерева, кости или рога, они защищают глаза от яркого солнечного света, отражённого от снега и льда, предотвращая снежную слепоту. Прорези в очках имеют узкую форму, позволяющую ограничить количество света, при этом сохраняя обзор. Такие очки изготавливались вручную, с использованием природных материалов и техник, передававшихся из поколения в поколение. 

Статуэтка кутх

Традиционная корякская статуэтка Кутх. Материалы: дерево, натуральные краски

Камчатский край, Дальневосточный федеральный округ 

Статуэтка отражает духовные представления корякского народа, символизируя связь человека с природой и духами предков. Кутх — воплощение духа Ворона, традиционно почитающееся коренными народами на Дальнем Востоке России. Кутх является героем множества легенд. Он выступает в качестве ключевой фигуры в сотворении мира (создателя Земли), прародителя человечества, могущественного шамана или трикстера. Статуэтка используется в ритуалах и обрядах, играя важную роль в сохранении культурной памяти.

Хадак
 

Шарфик или платок в форме длинного узкого прямоугольника. Материалы: шёлк 

Республика Бурятия, Дальневосточный федеральный округ 

Хадaк — традиционный символ гостеприимства и духовной чистоты у бурят и народов Центральной Азии. Он используется в обрядах приветствия, поклонения и в важных церемониях, включая свадьбы и религиозные праздники. Изготавливается из тонких тканей, часто украшенных цветными узорами и вышивкой с символическими изображениями, такими как узлы счастья, цветы и буддийские символы. Хадaк воплощает пожелание благополучия, долголетия и удачи. 

Хурэ

Автор: Л.В. Куйсали

Материалы: хлопчатобумажная ткань/ровдуга/рыбья кожа

Хабаровский край, Дальневосточный федеральный округ

Женская сумочка ороков (уильта) для предметов женского рукоделия. Широко использовалась для хранения и транспортировки инструментов и материалов ручной работы — ниток, игл, ткани и других мелочей. Сумки служили не только бытовому назначению, но и отражали традиции декоративно-прикладного искусства уильта, связанные с мифологией и культурной практикой, а также семейные и культурные ценности: особенности кроя, цвет, художественная отделка могли передаваться через поколения, указывая на региональную принадлежность или мастерство. 

Чоро́н
 

Сакральный якутский сосуд для питья кумыса. Материалы: дерево (берёза), медь/серебро (опционально), растительно-жировая пропитка для сохранности и цвета

Республика Саха (Якутия), Дальневосточный федеральный округ

Художественные вкусы и представления народа саха (якуты) проявлялись в оформлении Ысыаха — праздника возрождения и обновления природы, появления приплода у лошадей. Во время праздника все якуты пили кумыс. Для этого изготавливалась специальная посуда, в комплект которой входили деревянные резные сосуды-кубки — чороны. Их формы при кажущейся внешней однотипности были разными у разных мастеров и соответствовали персональным представлениям о красоте, стройности, соразмерности. Основным материалом служила древесина березы, которая ценилась за свой белый цвет, плотность, отсутствие ярко выраженной структуры. Каждый чорон равномерно и достаточно густо покрывался горизонтальными поясами геометрического резного орнамента. Необыкновенное разнообразие чоронов, индивидуальный характер каждого отдельного экземпляра позволяют рассматривать их как чрезвычайно яркое художественное явление. В настоящее время чорон считается одним из важных символов якутской культуры.

Янтарные бусы
 

Деталь женского костюма семейских (русских старообрядцев Забайкалья). Материалы: натуральный янтарь, серебряная окантовка

Республика Бурятия и Забайкальский край, Дальневосточный федеральный округ

Семейские старообрядки Забайкалья носили массивные янтарные ожерелья: антари, винтари, корольки. Это украшение состояло из крупных приплюснутых бусин, часто с центральной бусиной, окольцованной серебром, и служило не только символом статуса, но и оберегом. Янтарь приобретался на ярмарках или в городах; цена была высока, поэтому такие бусы могли позволить себе только зажиточные женщины. Изделие играло лечебную роль: при недостатке йода янтарь использовали как профилактическое средство — и бережно сохранялось в семье как реликвия, передаваемая от матери к дочери на протяжении многих поколений.